“ЮКОС” отказывается финансировать собственные проекты

Между тем “ЮКОС” и China National Petroleum Corporation в конце мая заключили генеральное соглашение об основных принципах поставок нефти по нефтепроводу Ангарск – Дацин, который планируется построить в 2005 году. В первые пять лет объем поставок будет составлять 20 млн тонн, а затем – 30 млн тонн. По словам Михаила Ходорковского, масштаб сделки составляет $150 млрд за 25 лет. Из этой суммы российский бюджет получит порядка $60 млрд.

Впрочем, правительство до сих пор официально не определилось даже с вопросом о том, кто станет главным импортером нефти на Востоке – Китай или Япония. Несмотря на то что Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао подтвердили приоритетность “китайской” ветки трубопровода, а еще раньше проект поддержал Михаил Касьянов, закулисные столкновения вокруг “трубы” продолжаются. “Транснефть” не скрывает своей поддержки альтернативного проекта Ангарск – Находка (его лоббирует “Роснефть”) и продолжает отстаивать идею сохранения нефтепроводов в государственной собственности. Впрочем, не секрет, что в этом случае с привлечением средств у “Транснефти” могут возникнуть большие проблемы. Михаил Ходорковский, напротив, пытался склонить правительство на свою сторону обещаниями полностью профинансировать трубопровод. Вполне возможно, его последнее заявление сделано с целью нажать на правительство и тем самым ускорить ход событий.

Между тем Китай занимается поисками альтернативы российской нефти, и небезуспешно. Договорившись с “ЮКОСом” о планах сотрудничества, господин Ху Цзиньтао направился в Астану, где подписал с руководством Казахстана соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. При нынешних темпах роста потребления нефти в Китае – в прошлом году они составили 6% при объеме импорта 80 млн тонн – казахская нефть, по мнению экспертов, едва ли сможет составить серьезную конкуренцию российской. Однако желание Пекина диверсифицировать источники импорта не могло остаться не замеченным в Москве.

Журнал «Финанс.» № 15 (09-15 июня 2003) – Главное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.