Чем занимаются 75 000 сотрудников Центрального банка

Уже несколько лет на рынке высказываются различные предложения о реорганизации Банка России, а за последний год вопрос эффективности работы ЦБ встал особенно остро – роль здесь сыграли в том числе письма Алексея Френкеля, заявления депутатов, проверки регулятора Генпрокуратурой. Центр экономических исследований МФПА специально для «Ф.» провел исследование: насколько в действительности эффективна работа российского Центробанка.

Второй по персоналу. В отличие от коммерческого предприятия, цель которого – максимизация прибыли, перед центральным банком стоят специфические задачи. Согласно законодательству прибыль не может выступать целью Банка России. Он ответственен за защиту и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковского сектора, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Коммерческая компания потребляет труд и капитал, а создает прибыль. Что представляют собой ресурсы и результат деятельности ЦБ, далеко не так очевидно. По большому счету Центральному банку капитал не нужен – он обладает монополией на денежную эмиссию, хотя и под надзором Национального банковского совета. Основной ресурс денежных властей – человеческий: квалифицированные специалисты, знания, технологии.

Нажмите на картинку для увеличения

Банк России обладает не просто большим штатом специалистов – он огромен. Отечественный ЦБ занимает второе место по численности персонала после Народного банка Китая (табл. 1). В российском Центральном банке трудится более 75 тыс. человек, в то время как в ФРС США – около 20 тыс., а во всей Европе (в Европейской системе центральных банков) немногим менее 50 тыс. Отметим: Банк России проводит постепенные сокращения (в 2000 году сотрудников было более 80 тыс.). За последний год число сотрудников уменьшилось примерно на 300 человек. Но пока количество персонала, работающего в ЦБ, во много раз больше, чем это действительно необходимо.

Размер штата зависит от самых разных макро- и микроэкономических факторов (табл. 2). По оценкам, полученным на основе анализа более 50 крупнейших центральных банков мира, ключевое влияние на количество работающих сотрудников оказывают число банков в стране, ВВП на душу населения, размер территории, а также обязанность отвечать за платежную систему и производство денежных знаков. Исходя из всех перечисленных факторов, численность персонала в Банке России по экспертным оценкам должна быть в пять раз меньше. Каким образом и на что использует Банк России своих специалистов?

Инфляционная неуспеваемость. Среди ключевых «забот» Банка России – инфляция. Насколько совпадают запланированная и фактическая инфляция, можно судить по диаграмме (стр. 26). В подавляющем большинстве случаев Банк России «промахивался», в результате чего фактическая инфляция оказывалась выше целевой. С одной стороны, невыполнение целей по инфляции происходит под влиянием обстоятельств, не контролируемых Банком России (цены на нефть, бюджетные решения правительства). С другой стороны – ЦБ не обладает достаточной ответственностью за достижение намеченных результатов. Если Центробанк не достигнет запланированных показателей, ему это ничем не грозит.

Региональное бездействие. Известно, что Сергей Игнатьев с момента своего назначения на должность руководителя Центробанка активно взялся за анализ эффективности вверенного ему ведомства. Для этого организовывались «вылазки» в регионы. Нередко новое руководство сталкивалось со следующей картиной: в регионе нет ни одного местного банка – только филиалы иногородних. Зато штат теруправления ЦБ укомплектован полностью: есть управления надзора, валютного контроля, и даже лицензирования. «У вас нет ни одного своего банка, зачем вам сотрудники, отвечающие за надзор и лицензирование?», – спросили руководителей одно го местного подразделения ЦБ. «А вдруг будет открыт новый банк», – последовал ответ.

Было принято решение активно избавляться от чиновников, занимающих бесполезные должности. Однако воплотить это решение так и не удалось. Теруправления обратилиь за помощью к местным властям, а те – в Администрацию Президента РФ. Оттуда позвонили в ЦБ с вопросом: «Что это вы разваливаете организацию и увольняете лучшие кадры?».

В итоге картина не изменилась: «на местах» зачастую встречаются малозагруженные подразделения ЦБ. Отметим: примерно 72% персонала Банка России приходится на 79 территориальных учреждений и 873 расчетно-кассовых центра. Подавляющая часть сотрудников Банка России занята в обслуживании платежной системы и проведении расчетно-кассовых операций. Надзором за деятельностью банков занимается немногим менее 4,5 тыс. человек – то есть всего 6% от общего количества персонала.

С опозданием на несколько лет от других стран СНГ Банк России текущим летом запускает систему валовых расчетов в режиме реального времени. По закону логики при уменьшении объема работы – автоматизации процесса – штат должен сокращаться. Однако никаких планов по изменению организационной структуры или аппарата в связи с модернизацией платежной системы у Банка России нет – по крайней мере, он их не озвучивает.

Отметим: национальную платежную систему было бы целесообразно выделить в отдельную организацию. Как ММВБ является самостоятельным юрлицом, так и платежная система вполне может работать вне организационного структуры Центрального банка. За рубежом накоплен значительный опыт работы частных платежных систем, обслуживающих крупные транзакции (табл. 3): EURO1 (Европа), PNS (Франция), CHIPS (США), euroSIC (Швейцария и ЕС), CLS (глобальный рынок). Политика минимального участия государства на рынке платежных систем считается оптимальной по ряду причин. В частности, это способствует повышению эффективности работы, постоянному усовершенствованию технологий, что позитивно сказывается на всех участниках рынка.

Надзорные споры. На одну российскую кредитную организацию сегодня приходится… 67 сотрудников ЦБ. Правда если брать только надзорный блок, картина окажется менее впечатляющей: один банк – четыре чиновника. Но это тоже немало. Причем больше всего нареканий к ЦБ возникает именно по ведению банковского надзора.

Критика высказывается не только в России, но и за ее пределами. Так, в марте текущего года Центральный банк Швеции выпустил отчет под названием «Банковский надзор в русском стиле: свидетельство конфликта между микро- и макропруденциальными целями». В документе скандинавские специалисты указывают на избирательное отношение Банка России к поднадзорным кредитным организациям. Эксперты отмечают: менее вероятно лишение лицензий крупных и розничных банков, ключевых игроков межбанковского и регионального рынков, что противоречит принципу равенства перед регулятором. Банк России предпочитает ликвидировать «отмывочные» и уже «смертельно больные» банки вместо того чтобы предупреждать будущие неприятности. Критерии отзыва лицензии, так же как исключения банка из системы страхования, не формализованы. Множество инструкций содержат двусмысленные трактовки и оставляют возможность самостоятельной интерпретации чиновником.

Вместе с тем причина многих текущих проблем Банка России не только в его собственной неэффективности, но и в слабой работе законодателей, которые оставили бреши в законах о ЦБ, о банках и банковской деятельности, о страховании вкладов. Регулятор вынужден действовать в той правовой среде, которую ему создали.

Причем в рамках критики Центробанка зачастую выдвигаются нелепые предложения по реформированию банковского надзора. Нередко они направлены исключительно на передел властных полномочий.

Одно из наиболее громких предложений – выделить надзор из Банка России и отдать его мегарегулятору, в роли которого будет то ли ФСФР, то ли Росфинмониторинг. Но никаких условий для этого сегодня нет. Причиной создания мегарегулятора обычно является растущее разнообразие продуктов и услуг, предлагаемых одними и теми же финансовыми организациями. Чем сложнее продукты и услуги, тем труднее их оценивать специализированным регуляторам. В развитых странах многие банки предлагают единый пакет, включающий кредиты, ценные бумаги и страховые полисы. Наш финансовый сектор еще не дорос до того уровня, когда необходим объединенный надзор за всеми финансовыми игроками. При этом можно не сомневаться: в ходе реорганизации надзора, которая продлилась бы не менее двух-трех лет, потерялась бы большая часть квалифицированного персонала.

Отметим: банковский надзор позволяет ЦБ быть в курсе всех событий, которые происходят на рынке, и в случае необходимости стабилизировать ситуацию. К вопросу о лишении Банка России надзорных функций и создания мегарегулятора целесообразно вернуться не ранее 2012 года, когда инфляция упадет ниже 3%, а банковский сектор встанет на крепкие ноги.

По совершенствованию банковского надзора за последнее время высказывались и другие сомнительные идеи – к примеру, предварительные консультации с банками накануне вынесения санкций или вхождение широкого круга представителей банковского сообщества в Комитет банковского надзора. Вовлечение поднадзорных банков в процесс принятия решений чревато лишь одним – руководство «пропащих» кредитных организаций будет выводить активы, как только узнает о предстоящих проблемах.

Бесспорно: консультации с банкирами нужны. Однако речь на них должна идти не о судьбе отдельно взятой организации, а о правилах игры. Сегодня принцип эффективного банковского надзора – контакты с руководством банков – не соблюдается. Его можно воплотить в жизнь, сформировав предложенный РСПП Консультативный совет при председателе Банка России. Задача совета – добиться того, чтобы руководство Банка России могло сбалансированно и объективно оценивать свою деятельность.

РЕЙТИНГ: По пятибалльной шкале ЦБ заработал бы твердую тройку

Как объективнее всего оценить эффективность российского Центробанка?

Нажмите на картинку для увеличения

Центр экономических исследований МФПА воспользовался таким изощренным инструментом анализа как DEA (Data Envelopment Analysis). Он представляет собой эконометрический метод, позволяющий рассчитать границу 100-процентной эффективности и оценить, насколько банк отклоняется от эталона. DEA активно используется для анализа деятельности кредитных организаций, включая центральные банки, в США, Канаде, Германии, Италии и других странах. Финансовая отчетность ведущих центральных банков мира позволила получить представление об их материальных активах, численности персонала, совокупных расходах. В качестве важных показателей деятельности центральных банков послужили средневзвешенный индекс инфляции (чем ниже инфляция за последние годы, тем эффективнее денежно-кредитная политика) и число банков, с которыми приходится работать регулятору (чем меньше затрачено человеческих, финансовых и материальных ресурсов на взаимодействие с одной кредитной организацией, тем центральный банк эффективнее). Обработав данные, мы получили международную картину эффективности центральных банков. Показатель Банка России – 48% от максимально возможного, что ставит российский ЦБ в один ряд с коллегами по СНГ – Национальными банками Казахстана и Грузии. Учитывая хронические провалы в достижении инфляционных целей и слабую организационную оптимизацию, у Банка России еще есть немало возможностей для повышения качества своей работы.

1. Крупнейшие центральные банки по численности персонала

Денежные власти

Численность персонала

Среднемесячные расходы на одного сотрудника, $

1

Народный банк Китая

140450

н.д.

2

Банк России

75416

1597

3

Резервный банк Индии

28884

84

4

ФРС США

19433

5252

5

Банк Франции

13972

10861

6

Национальный банк Украины

11181

648

7

Немецкий Бундесбанк

10972

6719

8

Банк Италии

7957

8648

9

Банк Индонезии

5544

5411

10

Центральный банк Египта

5458

н.д.

11

Банк Японии

5057

6984

12

Центральный банк Нигерии

4862

10

13

Центральный банк Филиппин

4702

н.д.

14

Центральный банк Турции

4660

2999

15

Национальный банк Польши

4627

2645

16

Банк Таиланда

4600

1666

17

Центральный банк Бразилии

4381

н.д.

18

Банк Бангладеша

4111

1604

19

Центральный банк Венесуэлы

3650

3102

20

Национальный банк Казахстана

3580

732Источник: Центр экономических исследований МФПА

2. Что влияет на численность персонала центрального банка

Фактор

Комментарий

Число участников рынка

Чем больше кредитных организаций, тем больше требуется сотрудников для работы с ними

Площадь обслуживаемой территории

Для крупной страны необходима разветвленная организация и большой штат сотрудников

Уровень экономического развития (ВВП на душу населения)

По мере увеличения национального благосостояния квалификация повышается, а технологии улучшаются, в результате чего трудоемкость падает и необходимо меньше сотрудников

Степень независимости центрального банка

Чем более независим центральный банк, тем лучше он оптимизирует свою деятельность и тем меньше его штат

Ответственность за банковский надзор и регулирование

В странах, где банковский надзор передан мегарегулятору или специализированному органу, центральному банку не требуется штат по надзору

Организация и обеспечение работы платежной системы

Если центральный банк вовлечен в организацию и управление платежной системой, ему требуются расчетно-кассовые узлы и, соответственно, больше специалистов

Производство денежных знаков

Если центральный банк занят производством банкнот и монет, ему необходим технический персонал

Источник: Центр экономических исследований МФПА

3. Подходы к организации банковских платежных систем

Характеристика

Политика минимализма(minimalist approach)

Политика общественного блага(public service approach)

Политика конкуренции (competitive approach)

Государственная собственность

Только на крупные платежные системы

На большинство платежных систем

На большинство платежных систем

Частная собственность

На большинство платежных систем

Отсутствует

На второстепенные платежные системы

Конкуренция с платежными системами частного сектора

Отсутствует

Отсутствует

Ценовая конкуренция

Ценообразование на платежные услуги

Оплата услуг полностью покрывает издержки

Оплата услуг частично покрывает издержки (субсидирование)

Оплата услуг полностью покрывает прямые издержки плюс альтернативные издержки

Страны

Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Финляндия, Бразилия, Мексика

Германия, Испания, Италия, Коста-Рика,Венесуэла, Россия, Таиланд

США

Источник: Банк Финляндии

*Сотрудники Центра экономических исследованийМФПА

Журнал «Финанс.» №25 (211) 02 июля — 08 июля 2007 — Банки
Сергей Моисеев, Герман Лепехин, Михаил Кузьмин*

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.