Ford заложил себя

До конца года Ford оформит кредит на сумму $18 млрд. В качестве обеспечения займа автоконцерн предоставляет свои заводы в США, акции дочерних компаний, включая свое финансовое подразделение и Volvo, а также $4 млрд наличными. Сделка включает $8 млрд гарантированного револьверного кредита сроком на пять лет, $7 млрд обеспеченного кредита и вексельный заем в $3 млрд. Инвесторы среагировали на это событие 2,6-процентным падением акций Ford.

Если для Ford это последняя попытка реанимировать свой убыточный бизнес, то для финансовых компаний — отличная возможность получить дополнительный доход. Нет ничего удивительного в том, что три акулы инвестиционного банкинга Goldman Sachs, Citigroup и JP Morgan Chase участвуют в деле. В любом случае они без прибыли не останутся — либо получат приличную плату за пользование кредитом, либо в случае неудачи Ford будут решать судьбу компании.

Правда, лакомым кусочком автоконцерн сейчас не назовешь. Ford теряет свои позиции из-за жесткой конкуренции с азиатскими производителями. Приоритетной задачей для компании становится сокращение чрезмерных производственных мощностей и высоких издержек. За девять месяцев 2006 года второй по величине автоконцерн США ушел «в минус» на $7 млрд. Чтобы улучшить свое финансовое состояние, Ford воплощает в жизнь грандиозную программу по реструктуризации. Для этого компания планирует до 2012 года закрыть 16 предприятий в США и сократить персонал на 45 тыс. человек (сейчас у нее 300 тыс. сотрудников). В рамках программы Ford «перестраховался», предложив отступного 75 тыс. работников в США. Около половины из них уже приняли предложение покинуть компанию.

В результате этих действий Ford надеется снизить годовые издержки к 2008 году на $5 млрд. По заявлению самого автоконцерна, доля на американском рынке, на которую он претендует, составляет 14-15%. Фактически это означает, что Ford готов покинуть второе место и переместиться на третье, уступив Toyota. Тем не менее компания смотрит правде в глаза — ее североамериканский бизнес начнет приносить прибыль не ранее 2009 года. Пока даже это выглядит как довольно призрачная перспектива. А вот с огромными убытками в результате выплат рабочим придется столкнуться уже в нынешнем году. По оценкам Ford, его наличные средства уменьшились бы к концу года до $20 млрд, а их поток стал бы отрицательным. С целью повысить свою ликвидность Ford и берет такой кредит.

Впрочем, оптимизма рейтинговым агентствам новость явно не внушила. Moody понизило рейтинг Ford до Caa1, теперь он на семь уровней ниже инвестиционного.

Деньги компании нужны не только на выплаты увольняемым работникам. Вложений требует и новая ассортиментная политика. Она затрагивает сразу три направления: топливосберегающие модели, повышение безопасности и брэндовую дифференциацию. Ранее Ford часто всего лишь вносил небольшие изменения в конструкцию машины и выпускал ее под другим брэндом. Так, например, Lincoln Zephyr стал своеобразной модификацией модели Ford Fusion. Теперь с «клонированием» покончено. Развитию эксклюзивного Lincoln будет уделяться больше внимания. А вот другой элитный брэнд, британский Aston Martin, Ford решил продать. Ожидается также, что автоконцерн избавится от Land Rover и Jaguar.

Журнал «Финанс.» №47 (184) 4 — 10 декабря, 2006 — Мировые финансы
Олеся Курлеева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.