Летучий канадец

Поздней зимой на заснеженной Красной площади состоялась презентация гоночного болида Jordan. В Москву приехал не только экс-владелец команды Эдди Джордан, но и хозяин «Формулы-1» Берни Экклстоун. Однако главным героем мероприятия был не болид и не именитые персоны, а до этого неизвестный бизнесмен Алекс Шнайдер, стремительно ворвавшийся в «королевские гонки»ѕ

Предприниматель с улыбкой говорит об уровне своего русского языка: «Он не великолепен, но раньше было еще хуже». И во время беседы иногда использует английские словосочетания.

Беспроигрышные ставки. Алекс Шнайдер родился в Ленинграде. Когда ему было четыре года, семья эмигрировала в Израиль, где они прожили почти десять лет: «Я вырос в семье middle class. Отец работал инженером, а мама — зубным врачом».

Через десять лет семья переезжает жить в Канаду, где сталкивается с трудностями. Чтобы работать стоматологом, маме Алекса необходимо заново пройти обучение, но она очень плохо знает английский язык. Поэтому родители решают заняться собственным бизнесом и покупают магазинчик в «русском квартале». Алекс старается им помогать: «Свой первый доллар заработал, доставляя газеты по домам. Все деньги отдавал в семейный бюджет. Но если была нужна какая-то сумма, то родители никогда не отказывали мне. Когда они купили магазин, я приходил работать туда после школы и по выходным дням».

Во время обучения в университете Алекс Шнайдер начинает работать в компании, торгующей потребительскими товарами. Одно из подразделений фирмы действует на российском рынке. Алекс Шнайдер — единственный в компании, кто владеет русским языком, поэтому ему доверяют это направление. Рынки стран бывшего Советского Союза того времени представляют достаточно любопытное, но незавидное зрелище. Многочисленные заводы и фабрики производят не только разнообразное оружие или некачественные потребительские товары, но и продукцию, обладающую высоким экспортным потенциалом. Например, сталь или удобрения. Понимая перспективность работы на рынках стран, столкнувшихся с новыми реалиями, Алекс Шнайдер учреждает трейдинговую компанию и сотрудничает с рядом украинских металлургических комбинатов. Работая на заводе «Запорожсталь», он знакомится с Эдуардом Шифриным, который становится его партнером в холдинге Midland Group.

Первоначально компания специализируется на управлении металлургическими активами. Но в течение последних пяти лет Midland Group приобретает предприятия в самых различных отраслях: сельском хозяйстве, пищевой промышленности, транспорте, электроэнергетике и строительстве. Со стороны может показаться, что холдинг слишком диверсифицирован и им сложно управлять. Но Алекс Шнайдер считает, что компания находится на правильном пути: «Мы начали бизнес в металлургии, когда цены на сталь были высокими. Пять лет назад индустрия находилась в упадке из-за плохой конъюнктуры. Поэтому мы с партнером решили диверсифицировать бизнес, инвестируя в те отрасли, которые приносят постоянный доход. Города растут и развиваются, значит, строительство и недвижимость являются хорошим местом для капиталовложений. А сельское хозяйство и пищевые производства поставляют продукты, на которые есть повседневный спрос».

Впрочем, стратегия Midland Group, оборот которой оценивается в $2 млрд, не ограничивается только отраслевой диверсификацией. Алекс Шнайдер и Эдуард Шифрин ищут точки роста не только в различных индустриях, но и в географических регионах: «Мы купили мясоперерабатывающую компанию в Сербии, которая является брэндом номер один в странах бывшей Югославии. Потом приобрели пакеты акций компаний в других отраслях. По сути, это инвестиции во всю страну. Мы считаем, что у Сербии отличные шансы на то, чтобы вступить в Европейский союз».

«Королевские гонки». Несмотря на активность Midland Group, Алекс Шнайдер говорит, что бизнесу уже уделяет меньше внимания — около 40% рабочего времени занимает «Формула-1». Но тут же, хитро улыбаясь, добавляет: «Зато партнер на 100% принадлежит бизнесу, ну или на 99%».

Канадский бизнесмен считает, что приобретение команды в «королевских гонках» прекрасно укладывается в стратегию диверсификации бизнеса: «Мы считаем, что это очень хороший актив. «Формула-1» по популярности среди спортивных мероприятий уступает только Олимпиаде и чемпионату мира по футболу». Осенью прошлого года, когда Алекс Шнайдер озвучил свое желание войти в «королевские гонки», в его планах было создание собственной команды с нуля. Но после встречи с владельцем «Формулы-1» Берни Экклстоуном канадский бизнесмен решил купить одну из действующих «конюшен», так как они обладают рядом привилегий по сравнению с новичками.

В то время на продажу были выставлены три команды. Алекс Шнайдер говорит, что Minardi не устроила слабой инфраструктурой, а о покупке Jaguar раньше договорилась компания Red Bull. В итоге Midland остановила свой выбор на команде Jordan. За две недели до первого гран-при «Формулы-1» сделка была завершена, и тут же начались проблемы. Фактически Jordan представлял собой не команду, а инженерный центр, так как болид еще не был готов, а пилоты отсутствовали. Времени на кардинальные изменения катастрофически не хватало. Поэтому в команду взяли двух молодых пилотов, а машину подготовили за очень короткий срок.

Алекс Шнайдер считает, что цель первого сезона — получение опыта: «Нам нужно понять сильные и слабые стороны в Jordan, чтобы двигаться в правильном направлении». Однако выводы, полученные при эксплуатации болида, используются только для создания новой машины Midland F1. «Если мы сейчас начнем делать качественные изменения в старом болиде, то это будет идти на пользу брэнду Jordan, а он исчезнет через несколько месяцев. Поэтому мы концентрируем все наши ресурсы и знания на создание и продвижение брэнда Midland F1», — объясняет Алекс Шнайдер логику своих действий.

На одном из летних этапов «Формулы-1» Jordan заработал свои первые очки. Команда Алекса Шнайдера (вместе с Ferrari и Minardi) приняла участие в гонке в США, в то время как остальные «конюшни» ее бойкотировали, ратуя за безопасность своих пилотов. Причем еще за несколько часов до старта девять из десяти команд (за исключением Ferrari) договорились о компромиссе. На трассу вышло всего шесть (из двадцати) машин, а пилоты Jordan заняли третье и четвертое место.

Бизнес на имидже. Отдельный вопрос — финансирование команды. Опыт Романа Абрамовича показал, что клуб может достичь значительных спортивных успехов только после вливания сотен миллионов долларов, а об окупаемости или прибыльности проекта можно забыть на ближайшие пять лет. По мнению Алекса Шнайдера, нельзя проводить параллели между «Формулой-1» и футболом или баскетболом: «Сегодня автомобильные концерны присутствуют в шести командах. Они не ограничивают расходы, потому что победа в самых престижных автогонках важна для их имиджа. А для частной компании нет смысла тратить такие деньги — $300-400 млн. Мы в Midland Group ничего не продаем потребителям (в отличие от производителей автомобилей), следовательно, наш брэнд не нуждается в подобном продвижении. У нас цель — создание новых бизнесов с компаниями, которые присутствуют в «Формуле-1».

Канадский бизнесмен говорит, что деньги, полученные от спонсоров, также направляются в расходную часть бюджета. Холдинг Midland не планирует получать прибыль на автогонках в чистом виде. Хотя следует заметить, что крупных спонсоров еще нужно найти, ведь болиды Jordan редко можно увидеть в трансляциях, так как телевидение акцентирует внимание на лидерах, а значит, потребители намного чаще наблюдают рекламу сигарет Mild Seven на борту машины Renault, чем надпись индийского автомобильного производителя Tata на Jordan. Алекс Шнайдер частично согласен с такой точкой зрения: «Есть разница в цене размещения на болиде лидеров и аутсайдеров, но со временем позиции команды могут поменяться. Кроме того, «Формула-1» — отличный способ для развития бизнеса, ведь машины можно включать в свои рекламные кампании, использовать гонки для встреч с клиентами и партнерами. К тому же нельзя увязывать рекламные доходы только с командой. Если пилот популярен в своей стране, то этого будет достаточно для того, чтобы местная компания стала спонсором «конюшни», за которую тот выступает».

Как настоящий поклонник «Формулы-1» Алекс Шнайдер любит быструю езду и признает, что в гараже находится несколько спортивных машин: «Всегда сам сижу за рулем автомобиля». И добавляет: «Кроме Москвы. Ну, вы сами понимаете (смеется). Я не такой смелый». Свободное время между переездами, бизнесом и автогонками Алекс Шнайдер посвящает семье. У него три дочки. Канадский бизнесмен говорит, что у них две няни — одна говорит с ними по-русски, а другая — по-английски. И эти две няни прекрасно иллюстрируют говорящего на двух языках миллиардера, родившегося в России, но сформировавшегося как личность в Северной Америке. И на вопрос, «кем себя ощущаете — русским или канадцем», ни секунды не задумываясь, с улыбкой отвечает: «Такой mix».

Журнал «Финанс.» №28 (118) 8-14 августа 2005 — Карьера
Игорь Терентьев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.