Игорь, уже год прошел с момента, как треть компании Genser купил фонд Volga River One Capital Partners. Ты не разочарован в этой сделке?– Это не столько финансовый вопрос, сколько переход компании в более прозрачный статус. До этого Genser развивался как закрытая частная компания. Переход к публичности – всегда довольно тяжелый и мучительный процесс. Некоторые сразу проводят IPO, но тут возникает куча проблем.
А мы сделали промежуточный ход: привлекли акционера, очень хорошо оттестировали принципы корпоративного управления – как работать, когда есть еще сторонние совладельцы. Теперь можно идти и к следующим этапам.
Почему компания задумалась об этом?– Авторитейловый бизнес у нас пошел по англосаксонскому пути развития. Всего есть два сценария развития авторитейлового бизнеса. Первый – континентально-европейский. Это большое количество небольших дилеров, грубо говоря, в каждой европейской деревне есть по дилеру. Это семейные компании, передающиеся по наследству. Второй сценарий – англосаксонский. В Америке, Великобритании работает небольшое число мегадилеров с многомиллиардными оборотами. Их акции торгуются на биржах.
До 2002 года мы шли по европейскому пути. Но потом начался резкий рост и стало ясно: сценарий реализуется англосаксонский. Если безобразие нельзя пресечь, его надо возглавить. Поэтому мы стали предпринимать шаги к публичности. Либо сами будем инициаторами поглощений, либо кто-то из крупных игроков поглотит нас.
Сумму сделки с фондом Genser так и не раскрыл…– Она здесь не столь принципиальна. Главное – наличие такого акционера. Отсутствие претензий со стороны такого акционера – это некий знак качества, показатель того, что корпоративное управление настроено нормально. Очень важно для нас было, что у Volga River четкий горизонт нахождения в числе акционеров – до 2010 года. Потом фонд обязан выйти из капитала. Причем он будет думать, как сделать это наиболее выгодным для всех способом. Мы-то (с третьим акционером Владимиром Прониным – «Ф.») всерьез и надолго, а он попутчик.
Они говорили, что у них объем инвестиций обычный $20–30 млн. Но это очень маленькая сумма за треть Genser…– Там была нормальная сумма.
Какой оборот у Genser в 2007 году?– $1 млрд фактически. Это именно оборот, а не выручка. Выручка по МСФО будет понятна чуть позже. Просто вычитать НДС нельзя, потому что есть региональный бизнес. Там иногда выручка не включает НДС, а действует вмененный налог. В апреле–мае аудиторы обещают подготовить отчетность по МСФО.
То есть выручка будет порядка $800 млн по МСФО. Более чем двукратный рост по сравнению с 2006 годом. Как удалось этого достичь?– Работаем. Это органический рост, здесь нет никаких слияний-поглощений. Примерно такой план и был заложен. Есть перевыполнение плана примерно на $150 млн и немножечко есть курсовой разницы. Она всплыла во второй половине года, когда производители перешли на цены в рублях, а курс стал падать. Но у нас цены в рублях, поэтому долларовая выручка увеличилась.
Но ведь рынок не демонстрировал такого роста…– В деньгах рынок вырос на 80%. В последние пять лет мы постоянно обгоняем рынок.
Это все без слияний?– Никаких сделок не было еще. Мы надеемся, пара сделок пройдет в этом году. Или следующем.
Какой-то фантастический рост…– Для нашей отрасли не столь. Если б рынок на 10% вырос, а мы на 100%, это можно назвать фантастикой. А мы хорошо работали, не более того.
Каков долг у компании сейчас?– В районе $140 млн, за год вырос на $90 млн. Это на 80% связано со строительством. В Белгороде, Калуге, Нижнем Новгороде, Москве…
Почему именно эти регионы выбрали?– Где были свободные зоны под контракты. Нижний Новгород, понятно, миллионник. Белгород очень интересный, зажиточный регион. Следующий у нас идет Липецк. Там тоже деньги есть. Металлургический комбинат, хорошая покупательская способность.
Как сейчас оцениваются непубличные автодилеры?-Обычно 10–12 EBITDA минус чистый долг. А EBITDA будет ориентировочно $28–29 млн.
То есть Genser можно оценить примерно в $200 млн? – Наверное, да.
Недорого для оборота в $1 млрд…– По обороту никто не считает. Поэтому сейчас невыгодно продавать значимые пакеты.
Но вы же продали значимый пакет – треть…– Фонд должен выйти через определенный промежуток времени. Без его прихода наша амбициозная программа на три года вряд ли бы состоялась. Кроме того, есть проекты, в которых мы не очень уверены. Но совет директоров проходит нормально, инвестор говорит «отлично», появляется уверенность в работе.
По отношению к обороту автодилеры, конечно, очень дешево оцениваются…– Тут по-разному. Inchcape (крупный британский автодилер – «Ф.») приходит со своим подходом. Доллар оборота там стоит намного дороже, чем здесь. Поэтому ему выгодно купить дилера по высокой цене. Показав оборот этого дилера в своих отчетах, он получит рост капитализации больше, чем стоит дилер. Inchcape фактически отбил эту отрасль у российских инвесторов. Они не готовы столько платить. Inchcape купил «Олимп» в Петербурге, там Audi, Toyota, Lexus, Peugeot; имеет совместную компанию с «Независимостью» в Москве; ведет переговоры с «Муса Моторс».
Рентабельность по EBITDA у Genser около 3,5%. При этом у других дилеров 5–6%. В чем причина?– Первая причина в том, что не все корректно считают. В отрасли нет единого стандарта – как считать EBITDA. Какие брать туда цифры – вопрос. Мы идем наиболее консервативным способом – учитываем все резервы, которые нам аудиторы создают. Я не верю, что 5–6% соответствуют стандартам МСФО.
Вторая причина – инвестиционная программа. Можно ставить приоритетом текущую доходность, а можно – долю рынка. Мы идем по второму варианту.
Какие марки значительнее всего повлияли на рост компании?– Да все. У нас не так много брэндов.
Брэнд Infiniti оказал серьезное влияние?– Серьезное. Здесь был во многом эффект стартапа, ведь продажи Infiniti фактически только начались в прошлом году.
Планируешь ли выводить недвижимость из бизнеса?– Это очень больной вопрос для нас. Недвижимость сейчас вся у нас в собственности. Мы активно общаемся с фондами, которые выкупят ее и сдадут нам в аренду.
Есть ли экономический смысл?– Эти деньги в компанию поступили бы. Такое делал в свое время «Седьмой континент». Это правильное разделение операционного бизнеса и бизнеса в real estate (недвижимость – «Ф.»). Сейчас это выгодно и фондам, и нам. Фонды в основном иностранные, у них совсем другие требования, доходность устраивает абсолютно. Нас это тоже устраивает, потому что фактически ты очищаешь баланс от непрофильных активов.
В какую сумму оценивается недвижимость, принадлежащая группе?– Ориентировочно в $140–150 млн. Если вывести недвижимость за баланс, долга не станет. Но EBITDA тоже упадет из-за аренды. Если считать по ставке 10%, мы за недвижимость должны будем платить в год $14–15 млн, то есть EBITDA сократится вдвое.
Как кризис ликвидности отразился на компании?– Никак особо. Немного поменялись банки-партнеры. Некоторые решили воспользоваться ситуацией, стали задирать ставки. Нам пришлось сократить сотрудничество или вообще расстаться с этими банками. Перешли в другие банки, которые ставки не поднимали.
Ставки чуть-чуть выросли за счет того, что у нас больше стала доля инвестиционных кредитов, по которым всегда выше процент, чем по кредитам на пополнение оборота.
Кризис ликвидности сказался немного на автокредитах. Банки стали более серьезно подходить к оценкам заемщиков. Это неплохо, потому что летом 2007 года кредит получали почти 100% обращавшихся. Сейчас они внимательнее смотрят на доходы, отсеивают 15–20% людей.
Если продать недвижимость фонду, то компания лишится залогов…– Но и кредитов не будет. Ты же освобождаешь деньги. На самом деле залог с серьезным дисконтом к цене идет, а здесь ты получаешь полную стоимость недвижимости. И чистого долга не будет. И по оценке бизнеса те же самые цифры получатся, в районе $200 млн.
22 апреля, в день рождения Владимира Ленина, мы в Лондоне на круглом столе в рамках Russia Investment Roadshow будем говорить о западных инвестициях в России. Какие возможности для сотрудничества ты видишь?– Очень много открывается вариантов. Пример того же Inchcape – самый наглядный. Потребительское кредитование очень выгодно иностранным игрокам. Английские фонды недвижимости сюда пришли. Здесь раздуты цены, там они уже пошли вниз. Получить доходность там сложно, и поэтому довольно много английских фондов недвижимости сейчас работают на территории России. Их устраивает невысокая доходность, а нам это выгодно. Поэтому всех иностранных инвесторов милости просим.
На IPO Genser планирует выходить? – В принципе, да. Но это не самоцель. Будем смотреть, что будет выгоднее. Мы видим несколько вариантов развития. Вариант развития № 1: это IPO, но он затратный. Вариант развития № 2: кто-то проводит IPO, а потом мы вливаемся в эту компанию путем слияния или покупки. Грубо говоря, на чужом горбу въезжаем в рай. Третий вариант – продать бизнес, почему нет?
За три года многое может измениться. Кто о кризисе ликвидности думал год назад? Вспомни, как все кричали о планах облигационных займов, а сейчас рынок просто отсутствует. Всего за год ландшафт поменялся. Не хотелось бы на IPO выходить первым среди автодидеров – большая премия будет для инвесторов. «Инком-авто» планирует на 2009 год, а мы подождем. На его примере будет понятно все.
Продажи автомобилей компанией Genser в 2007 годуМаркаЧисло, штукСумма, $ тыс.
Nissan11297305634
Infiniti2262161829
Opel4897108847
Ford5456105746
Chevrolet DAT639292166
GM-Автоваз6188202
Saab1274706
Hummer937421
Cadillac897228
Chevrolet 421896
Журнал «Финанс.» №12 (247) 24 марта — 30 марта 2008 — Капитал
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.