Кино. С 20 ноября в столице орудуют «Похитители книг». В московских кинотеатрах выходит дебютный фильм Леонида Рыбакова, который уже успел засветиться на кинофестивале в Выборге.
Из Декларации Похитителей книг: «Мы похищаем книги, чтобы чувствовать себя свободными. Задумайтесь: сегодня продают книги, а завтра-воздух и питьевую воду!» Впрочем, история начинается с другого. «И скучно и грустно, и некому руку подать»,-тоскует необыкновенная героиня фильма по имени Катрин (Юлия Агафонова). Решив, что с этим надо срочно что-нибудь делать, она дает объявление в газету: «Я умираю от тоски. Помогите! Ровно в 12 под часами. Катрин». На призыв откликается троица в лице парикмахерши Риты (Марина Орел), «мальчика-мажора» Паши (Максим Максот) и боксера Саши (Евгений Сергеев). Теперь без приключений точно не обойтись, а сопровождать все это веселое безобразие будет музыка Ильи Лагутенко и «Мумий Тролля».
Балетная «Труппа» танцует на широком экране: режиссер Роберт Олтмен выпустил одноименный фильм, повествующий об искусстве танца и людях, которые беззаветно ему служат. «Я хотел распахнуть перед зрителями двери в этот необыкновенно красивый, совершенный, но сложный мир со всеми его скрытыми противоречиями и эмоциями,-вспоминает режиссер.-В фильме представлены артисты мирового уровня, многие из которых, работая на износ, получают копейки и влачат нищенское существование». Они, в общем-то, обычные люди: курят, пьют кофе, ссорятся, влюбляются, наконец. Но стоит им очутиться на сцене, как они полностью преображаются, проявляя не человеческое-сверхчеловеческое начало. Будто и не было этих изнурительных репетиций, выматывающих упражнений у балетного станка, будто бы родились они так-парящими в танце, воплощенные в жгучем образе огня или складывающие замысловатые фигуры из идеальных тел… В фильме снимались не только актеры-Нив Кэмпбелл, Малькольм Макдауэл, Джеймс Франко, но и профессиональные танцоры-труппа знаменитого Joffrey Ballet of Chicago.
Выставки. Куклы-они как дети: обожают разноцветные хлопья конфетти, хвойный запах и предвкушение праздника. Когда на землю опускается зима, они оживают, чтобы рассказывать друг другу добрые сказки. И, разумеется, маленькое кукольное сердечко сладко замирает «В ожидании елки», которую вот уже 10 лет досрочно наряжают в галерее Карины Шаншиевой (ЦДХ).
Белоснежные принцессы и задумчивые бродяжки, убеленные сединами старики и порхающие феи, лукаво выглядывающие из-под чадры восточные красавицы и даже утомленные солнцем верблюды-все эти странные жители чувствуют себя в галерее вполне вольготно, тем более что окружают их картины и скульптуры Натальи Нестеровой, Андрея Медведева, Ольги Плужниковой, Виктора Корнеева. «Кукольники» внимательны к мельчайшим деталям: они заботливо прилаживают своим игрушечным чадам белые воротнички, оправляют кружева, укладывают небрежные складки одежды, не забывают про крошечные чулочки, микроскопические ботиночки, шляпки, локоны… Попасть в сказочную страну, в которой будет уютно и детям, и взрослым, можно до 23 ноября.
Фотография как элемент дизайна. В эпоху тотального евроремонта авторская фотография становится тем самым заключительным, приковывающим внимание штрихом, который способен придать индивидуальность любому жилищу. 19 ноября в фотогалерее им. братьев Люмьер стартует проект «Русская интерьерная фотография». Более ста работ двенадцати крупнейших фотографов, в числе которых Игорь Пальмин, Святослав Пономарев, Евгения Емец, Дмитрий Донской, Андрей Абрамов, Сергей Борисов, Катя Голицына, будут впервые представлены московской публике.
«Нью-Йорк» Валерия и Наташи Черкашиных-любопытное место. Здесь-люди, очень много людей. Одни и те же, вырезанные со снимков, их изображения повторяются, уменьшаются, увеличиваются, накладываются друг на друга, образуя сплошной пестрый ковер, «коллаж прошлого с настоящим» из надписей, объектов и лиц… Все это и многое другое можно будет увидеть до 7 декабря.
18 ноября в Эрмитаже и Русском музее начинается [Pro]смотр. На двухмесячном фестивале видеоарта будут показаны работы художников из США, Нидерландов, Великобритании и Израиля.
В Русском музее Марк Воллинджер распахнет «Врата королевства» (так называется одна из его самых знаменитых видеоинсталляций). «Вратами» оказываются двери в зал прибытия аэропорта: плавное течение людских потоков сопровождается хоральными песнопениями, что, по замыслу автора, должно вызывать ассоциации с душами, толпящимися у небесных врат. Ури Катценштайн приглашает зайти в «Дом». Но не ждите идиллии у мирного очага: вам предстоит погрузиться в пугающую ирреальность, в которой есть место агрессии, галлюцинациям, парадоксам и причудливым церемониям. «Территория», очерченная Арнаутом Миком, тоже смахивает на «другую действительность»: визуальные эксперименты, направленные на изучение человеческой психики, представляют собой некий синтез архитектуры, видео, скульптуры, фотографии и перформанса. Абстрактные люди совершают символические действия, и все это происходит беззвучно на экране высотой в человеческий рост. Еще один «немой» перформанс-«Женщина-игла» от американки корейского происхождения Кимсужа-отсылает нас к восточной философии, медиации, йоге. Улицы разных городов, толпы снующих по делам людей и объединяющая, будто прошивающая все действо острой иглой, неподвижная фигура художницы… В то же время Эрмитаж будет встречать посетителей «Приветствием» от Билла Виола и внушать им «Беспокойство» после просмотра одноименной работы Ширин Нешат.
Музыка. Группа Laid Back, поп-легенда 80-х и основоположница датской танцевальной музыки, даст два концерта в российских столицах: 19 ноября ее музыканты выступят в петербургском БЗК «Октябрьский», а на следующий день споют в московской «Горбушке». Участники группы Джон Галдберг и Тим Стал с давних пор сами себе вокалисты, композиторы и даже продюсеры. В 1979-м они «выстрелили» хитом Maybe I’m Crazy, который сразу же попал на верхушку датских чартов, затем последовали Sunshine Reggae, Backerman и White Horse, принесшие музыкантам мировую известность. В 2000 году после шестилетнего молчания Laid Back выпустила альбом Unfinished Symphonies, который, впрочем, прошел совершенно незамеченным за пределами Дании. Из более свежих релизов-пластинка 2003 года под названием Happy Dreamer. А все же в эфирах радиостанций, как и 20 лет назад, звучит Sunshine Reggae.
Театр. Фестивалю-NET! На прошлой неделе фестиваль, название которого расшифровывается как «Новый европейский театр», ознаменовался скандалом. Действующие лица: эпатажный харьковский режиссер Андрей Жолдак, который привез на фестиваль постановку спектакля «Один день Ивана Денисовича», и соответственно писатель Александр Солженицын, возмущенный «дикостью и наглостью харьковской труппы, укравшей название моего произведения для своего действа». Впрочем, протест автора вовсе не помешал «Ивану Денисовичу» наряду с «Гамлетом» того же Андрея Жолдака стать одним из наиболее ярких событий NETa.
На этой неделе в рамках NET-фестиваля можно будет посмотреть «Далекую страну»-пьесу Жана-Люка Лагарса в постановке литовского Каунасского драматического театра и режиссера Гинтараса Варнаса, вариации Алвиса Херманиса и Нового Рижского театра на тему гоголевского «Ревизора» и концептуальную постановку Plug & Play от Русского инженерного театра АХЕ, которая будет закрывать фестиваль.
А впрочем, закрывать-это не совсем точно. Скорее, просто переводить на иные рельсы: 18 ноября в столице стартует фестиваль «»Балтийский дом» в Москве», первым спектаклем которого станет… все тот же «Ревизор» Алвиса Херманиса.
Фестиваль обещает представить в российской столице «»незнакомую» театральную Балтию». Задачка не из легких, учитывая, что в Москву помимо спектакля Херманиса привезут и постановки режиссеров Адольфа Шапиро и Эймунтаса Някрошюса, за творчеством которых столичные театралы следят более чем пристально. Первый вместе с таллинским Городским театром покажет «Отцов и детей», второй представит замысловатые «Времена года Донелайтиса. Радости весны» и «Времена года Донелайтиса. Благо осени». Еще будет «Пьеса, которой нет» (постановка Андрея Могучего), в которой Евгений Гришковец предложил актерам поимпровизировать на вечную тему чеховской «Чайки». Будет оригинальная, обрамленная любопытной «рамкой» островская «Бесприданница» (вариант Анатолия Праудина), а также «Жизнь Ильи Ильича», поставленная по пьесе Михаила Угарова. Балтийский фестиваль продлится до 5 декабря.
Журнал «Финанс.» № 36 (17-23 ноябрь 2003) — Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.