Кто в Думе хозяин?

Весь 2005 год депутаты Госдумы, большую часть которых составляют представители «партии власти», пытались в глазах общественности проявить себя как независимая от президента и правительства структура. Однако наметившаяся еще в 2004 году тенденция подчинения одной ветви власти другой в 2005-м проявилась отчетливее. Старания законодателей показать свою независимость от Кремля к успеху не привели. Хотя шанс и был. Бездарно проведенная монетизация льгот и последовавшие за ней акции протеста населения заставили депутатов отложить рутинные законотворческие дела и отреагировать на сложившуюся ситуацию.

Несмотря на то что процедура вынесения вотума недоверия кабинету Михаила Фрадкова была инициирована фракцией КПРФ, многие «единороссы» открыто заявляли о намерении поддержать «левых» при голосовании. Правда, дальше громких фраз о необходимости отставки главных виновников провала монетизации Михаила Зурабова, Алексея Кудрина, Германа Грефа дело не дошло, и постановление «О недоверии правительству» принято не было.

В апреле «Единая Россия» сделала еще одну попытку дистанцироваться от правительства, объявив о создании «левого» и «правого» течений в рамках «партии власти». Сообщение о том, что «медведь обрастает крыльями», вызвало ироническую улыбку у экспертов, объяснявших такое деление стремлением властей привлечь как можно большую аудиторию на ближайших выборах.

Пиар вместо дела. Мало чем проявили себя и другие партии, представленные в нижней палате. «Родина» больше запомнилась не продуктивной работой с законодательными актами, а эпатажными действиями ее лидеров и внутренними разногласиями. В январе партия объявила голодовку, выступив с требованием отставки правительства и прекращения действия закона о льготных выплатах. А к концу весенней сессии фракция и вовсе распалась на две части. Инертны были и коммунисты, которые все свои усилия сосредоточили на критике правительства и деятельности депутатского большинства.

Столь активная политическая жизнь в начале 2005 года, видимо, и помешала депутатам Госдумы сразу включиться в работу. Уже по сложившейся традиции в первые два-три месяца сессии они не спешат не только рассматривать, но и вносить законопроекты. Правда, если в 2004 году количество принятых законопроектов в январе-феврале составило — 25, то в прошлом — 44. Деловая активность народных избранников заметно повысилась в мае-июле, когда они за месяц рассматривали и принимали до 50-60 законопроектов. Выйдя на работу после летнего отпуска, депутаты еще целый месяц отходили от отдыха — за весь сентябрь приняли лишь 22 закона.

Частые переносы рассмотрения многих законопроектов и высокая активность правительства в последние месяцы 2005 года (кабинет правительства, как и депутаты, начинает интенсивную работу, как правило, в конце года) привели к «авралам» в ноябре-декабре — за два месяца депутаты смогли «тщательно» рассмотреть и принять более 200 законопроектов. Учитывая, что парламентское большинство может без особого труда проводить любые законопроекты, такая «штамповка» много времени у депутатов не занимает, а вот на качестве законопроектов сказывается заметно. Не случайно, что такие ожидаемые бизнесом решения, как принятие Лесного и Водного кодексов, законов о недрах, о конкуренции, изменения в закон о налоге на добычу ископаемых, поправки в действующее законодательство, направленные на реализацию программы «доступного жилья», а также поправки в НК, совершенствующие налоговое администрирование, так и не были приняты в 2005 году. Зато о себе представители ГД не забыли и еще весной приняли закон, по которому статус депутата, а соответственно и зарплата приравнивались к статусу федерального министра.

Думские забавы. Как показывает статистика, самыми деятельными в плане вынесения законодательных инициатив были представители региональной власти и сами депутаты Госдумы, которые вынесли на рассмотрение 348 и 349 законопроектов соответственно. Однако если предложения первых были удовлетворены всего лишь на 23,2%, то из всех предложений думцев было одобрено более половины (51,8%). Однако лидерами в части проходимости законов являются президент и правительство (96,7 и 90,9%). Если же исключить из расчетов законопроекты, перенесенные на другие дни, то результаты могли быть и стопроцентными.

Лидирует президент и по скорости принятия Госдумой его предложений. При этом нижняя палата продолжает активно использовать введенный еще в 2004 году механизм «нулевого» чтения, когда законопроекты принимаются максимально быстро. Чаще всего эту практику используют как раз по отношению к предложениям президента и правительства, которые утверждаются Госдумой в кратчайшие сроки. По-видимому, лишь представители исполнительной власти способны на создание качественных и проработанных законопроектов, а также депутаты «Единой России» в Госдуме, чьи проекты принимались гораздо активнее, нежели внесенные депутатами других фракций.

Такое неравенство разжигает в парламентариях-меньшевиках стремление к эпатажу, а ряд депутатов просто поставили на поток генерацию заведомо провальных законопроектов и скандальных заявлений. Больше других отличились представители ЛДПР, регулярно вдохновляемые примером своего лидера Владимира Жириновского, ежегодно устраивающего «кулачные бои» в зале Думы. Так, Николай Курьянович предложил законодательно ограничить браки молодых россиянок с иностранцами с целью сохранения генофонда нации и запретить выезд из страны девушек моложе 21 года. Другие представители фракции вынесли на рассмотрение проект закона, запрещающего продажу и распространение тонизирующих напитков, в состав которых входит синтетический кофеин, природные биологические добавки и витамины. Еще один лидер ЛДПР Алексей Митрофанов ратовал за выдачу диплома юриста всем депутатам Госдумы и членам СФ, отработавшим полный срок. Он же на одном из заседаний нижней палаты парламента предложил российским спецслужбам выкрасть или убить арестованного в Швейцарии бывшего главу Минатома Евгения Адамова, дабы избежать попадания такого ценного источника информации американцам. И хотя ни одно из этих предложений не было принято, они ярко характеризуют «рабочую» атмосферу в нынешней Думе.

Ожидать от своих избранников выражения воли народа устали и сами россияне: по данным последних социологических исследований, около 60% опрошенных не одобряют работу депутатов и всего 22% оценили работу Госдумы позитивно.

Журнал «Финанс.» №3 (140) 23-29 января 2006 — Экономика
Александр Потапов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.