На запрос «автолизинг» любой русскоязычный поисковый сервер выдаст несколько десятков тысяч ссылок, большая часть которых переадресовывает на сайты компаний, предлагающих данную услугу. Словосочетание «автокредиты для юридических лиц» встречается в глобальной сети в десятки раз реже. При этом большая часть из найденных ссылок никак не связана с продуктами, предназначенными для покупки автотранспорта компаниями. Как правило, автоссуды предлагаются частным клиентам, для предприятий же данная услуга доступна в основном в рамках программ по работе с малым и средним бизнесом (МСБ).
Скрытый продукт. Так, например, в МДМ-банке для получения автокредита малому предпринимателю требуется предоставить дополнительный залог (помимо приобретаемого транспорта, который также является обеспечением), стоимость которого в два раза превышает сумму займа. Ставка (15-17% годовых в рублях) будет зависеть от срока кредитования (от года до пяти лет). Не слишком привлекательно выглядят и сроки оформления займа — около полутора недель с момента представления документов.
В Росбанке предприятие может получить ссуду на покупку автомобилей на срок до пяти лет под 16,5% годовых в валюте. Требуются залоговое обеспечение в размере 100% от суммы кредита и два поручителя. Пугает и список требуемых документов — их более 30.
Непопулярность автокредитов для юридических лиц объясняется просто — во многих случаях проще и выгоднее получить машину в лизинг (финансовую аренду). Так, банк «Транспортный» в 2005 году со своими партнерами-автодилерами стал выдавать автоссуды компаниям на приобретение легковых и грузовых автомобилей российского и иностранного производства, а также отечественной спецтехники. Займы предоставлялись на срок до двух лет по ставке 17,5% годовых в рублях. Однако, как сообщили в банке, около полугода назад программу пришлось свернуть, так как «партнеры «ушли» в лизинг».
Подобный «уход» не страшен банкам, у которых есть дочерние лизинговые компании, как, например, у Абсолют-банка, «Авангарда», Альфа-банка, Бинбанка, Газпромбанка, Импэксбанка, Инвестсбербанка, «Уралсиба» и др. Скажем, Бинбанк предлагает своим клиентам прибрести машину как в кредит, так и в лизинг (программы для МСБ на приобретение автотранспорта и спецтехники). По словам начальника управления лизинговых проектов Бинбанка Константина Рыбкина, ссуду можно получить на сумму от 200 тыс. до 6 млн рублей на срок до трех лет при наличии 20% первоначального взноса. Ставка от 15 до 20% годовых в рублях — в зависимости от финансового состояния заемщика и срока кредитования.
Неочевидные преимущества. По мнению заместителя гендиректора лизинговой компании «Уралсиб» Елены Гущиной, выгоды лизинга по сравнению с кредитными продуктами очевидны: «Во-первых, лизинг — скоринговый продукт (автокредиты по скорингу выдаются обычно только физическим лицам), процедура получения которого не требует вынесения решения на кредитный комитет, а все оформление сделки занимает не более трех дней. Второе преимущество — минимум документов, необходимых для оформления (последний баланс компании и учредительные документы)».
Нельзя забывать и о фискальных послаблениях. «В среднем налоговые льготы позволяют компаниям легально сэкономить до 10-15% от стоимости автотранспорта. При автокредитовании это невозможно», — уверяет Елена Гущина. В зависимости от сроков сделки и стоимости средств, привлеченных лизингодателем, в год финансовая аренда удорожает машину от 3,5 до 12% от ее рыночной стоимости.
Банкиры согласны, что получить автомобиль в лизинг проще и быстрее, но с тем, что он выгоднее, согласны не все, как, например, начальник отдела кредитования корпоративных клиентов Межпромбанка Максим Нахамкин. Он объясняет популярность лизинга его агрессивной рекламой, которую зачастую запускают финансовые институты, у которых есть дочерние лизинговые фирмы (у самого Межпромбанка лизинговой «дочки» нет. — «Ф.»). «Придя же к автодилеру, вы скорее получите предложение на приобретение автомобиля в лизинг, чем информацию о банках, готовых дать кредит», — сокрушается Максим Нахамкин.
Директор департамента кредитной работы банка «Транспортный» Олег Мардумов также считает, что условия банков выгоднее лизингодателей, ведь последние используют заемные средства, добавляя свою маржу, в результате чего финансовая аренда оказывается дороже ссуды. Как добавляет Константин Рыбкин, лизинговые компании менее тщательно анализируют клиентов, чем банки, и эти риски могут компенсироваться за счет повышенных ставок или дополнительных комиссий. Что же касается налоговых льгот, то это весьма условное преимущество, ведь ими могут воспользоваться лишь те фирмы, которые ведут официальную отчетность. А как показывает практика, далеко не все предприятия (особенно представители малого бизнеса) работают по «белым» схемам.
Финансисты предрекают автокредитам для юридических лиц неплохое будущее. С ростом конкуренции объемы кредитования МСБ значительно увеличатся, а с ними вырастет и число предложений, что приведет к удешевлению автокредитов для предприятий и упрощению процедуры их выдачи.
Совет: получить автомобиль в лизинг компании проще и быстрее, однако потратив больше времени на оформление кредита, можно существенно сэкономить
НАЛОГИ: Прямая выгода
По сравнению с кредитом у лизинга есть ряд преимуществ.
Лизинговые платежи можно относить на себестоимость, поэтому уменьшается база по расчету налога на прибыль. Предмет договора лизинга можно амортизировать с коэффициентом 3, то есть стоимость полученного в лизинг оборудования сокращается в три раза быстрее, следовательно, приходится меньше платить налог на имущество. Кроме того, финансовая аренда предоставляет рассрочку в выплатах НДС. При обычной покупке имущества за свои деньги предприятие обязано единовременно выплатить весь НДС полностью. Когда компания получает объект по лизингу, оно отдает НДС частями в составе лизинговых платежей. При крупных сделках НДС может составлять внушительную сумму, поэтому рассрочка в выплатах налогов позволяет предприятию не выводить из оборота значительные суммы.
Журнал «Финанс.» №42(179) 30 октября – 5 ноября 2006 — Автофинансы
Александр Потапов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.