ПОСЛЕДНИЕ НА ФИНИШЕ

Расходы, объединенные в разделе «Социальная политика», в этом году снизятся на 3,7% с учетом инфляции. При этом суммы, которые пойдут на социальное обеспечение, сократятся почти на 27%. Тем не менее говорить об уменьшении абсолютных объемов финансирования нельзя. Дело в том, что из-за изменения структуры бюджета часть расходов переместилась на региональный уровень. Более половины социальных обязательств государства перед населением выполняется за счет средств внебюджетных фондов. А в них в этом году перечислят 1,06 трлн рублей – на 11% больше, чем в прошлом. Как обещают в Минфине, до конца года размер трудовых пенсий будет увеличен на 21,7%, а к 2009-му вообще вырастет на 38% в реальном выражении. Таким образом, через два года пенсионеров с доходами ниже прожиточного минимума будет на 3,2 млн меньше, а их доля в общей численности пенсионеров сократится с 27 до 15%. А вот трансферты на выплату базовой части пенсии увеличатся номинально только на 15,2% – не так уж сильно, если учесть, что больше половины к концу года съест инфляция.

Принимая на себя повышенные обязательства, государство пока не нашло способа решить проблему дефицита средств в пенсионной системе. Собственные доходы Пенсионного фонда в нынешнем году составят всего 765 млрд рублей, а расходы – 1,718 трлн рублей. И лишь трансферты из госказны позволят закрыть этот разрыв.

Кроме того, схожая ситуация может вскоре образоваться и в Фонде социального страхования. Его расходы в 2007 году увеличатся почти на треть и составят 287,5 млрд рублей, а доходы запланированы в объеме 258,8 млрд рублей. Сбалансировать бюджет ФСС позволят его резервные средства. Но в 2008 году, если ситуация не изменится, фонд уже не сможет обойтись без дотаций госбюджета.

Из одного кармана в другой. В соответствии с бюджетом-2007 ассигнования по сравнению с предыдущим годом сократятся только у пяти распорядителей. Больше всех «не повезло» Минтрансу: финансы урезали почти на четверть. Разве что центральный аппарат не обделили: его содержание подорожало почти на треть. Министерство получит на 41% меньше на расходы по статье «Транспорт», в два раза сократятся суммы, выделяемые ему на федеральные целевые программы. Так, например, на подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг», заказчиком и координатором которой является министерство, в реальном выражении выделят почти на 17% меньше. Тем не менее в Минфине ожидают, что экспорт услуг транспортного комплекса увеличится с $6,9 млрд в 2005 году до $11,2 млрд в 2008-м.

Впрочем, бюджетные ассигнования подчиненных Минтрансу агентств растут. Объясняется это главным образом ростом расходов на ФЦП на 31%. Госзаказчики программ – именно агентства, они же и распоряжаются деньгами, а «на совести» Минтранса только одна подпрограмма. Зато у Федерального дорожного агентства расходы на ФЦП вырастут в этом году на 13%, у Росжелдора – почти на треть, у Федерального агентства воздушного транспорта – на 42%. Большая часть пойдет на модернизацию транспортной системы – 181,7 млрд рублей. Расходы госбюджета на автодороги возрастут на 28% до 110,9 млрд рублей. Между тем субсидии региональным бюджетам на ремонт и строительство автотрасс (39,4 млрд рублей) будут номинально увеличены всего на 7,1%, то есть реальное финансирование сократится.

По мнению аналитика брокерского дома «Открытие» Кирилла Таченникова, на транспорт из бюджета выделяется значительно меньше средств, чем нужно для полноценного развития сектора. А эксперт из ИК «Файненшл Бридж» Ольга Шкред считает, что $6,8 млрд бюджетных средств на ФЦП – это значительный объем. «Однако сравнивать эту сумму с расходами на транспорт в других странах трудно, – добавляет она. – Страны BRIC не подходят, так как у них разные территориальная протяженность, количество населения и развитость транспортной системы. Восточная Европа перенимает опыт западных соседей, где системы передаются в частные руки». В России же доля государства еще велика: и в авиации, и в железнодорожном транспорте, и в инфраструктуре. Поэтому центр и вынужден тратить так много на развитие отрасли. Хотя частные деньги можно было бы использовать более качественно.

Минобразования в этом году «недосчитается» 580 млн рублей. Его расходы сократятся почти на 20%, зато они резко вырастут у Федерального агентства по образованию – на 56,2%. Поэтому суммы, выделяемые из госказны на посев разумного, доброго и вечного, будут увеличены значительно. Начальное профессиональное образование «подорожает» для бюджета на 28,6%, среднее – на 18,3%, высшее – на 38,9%. Последнее вообще финансируется в основном из госказны. Значительная часть ассигнований выделяется в рамках нацпроекта: 48,9 млрд рублей, что почти в полтора раза больше, чем в прошлом году. Решено также подсластить жизнь студентам: с 1 сентября в два раза повысят стипендии, на что предусмотрено около 4,2 млрд рублей. Хотя все равно легче от этого не станет: увеличенной суммы будет хватать разве что на мороженое.

Меньше малого. Не слишком щедры были авторы бюджета с Росстатом. Расходы службы снизятся почти на 24% до 8,5 млрд рублей. Это и не удивительно: резко сократились суммы, выделяемые на проведение переписей и обследований. В 2006 году прошла Всероссийская сельскохозяйственная перепись, а ближайшее мероприятие подобного масштаба намечается только в 2010 году, когда Росстат пересчитает всех россиян.

На четвертом месте в списке аутсайдеров – Федеральная служба охраны. Ведомству урезали бюджет почти на 20% в реальном выражении. ФСО отвечает за надзор в сфере государственной охраны.

Наконец, меньше всех пострадала ФСФР: ее расходы номинально снизятся на 40 млн до 750 млн рублей.

Журнал «Финанс.» №4 (190) 29 января – 4 февраля 2007 – Экономика
Марта Маковецкая

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.