Daimler больше не Chrysler

Американский паевой инвестиционный фонд Cerberus приобретает 80,1% Chrysler за $7,4 млрд. В результате сделки появится новая компания – Chrysler Holding. Из солидной суммы продавцу достанется совсем немного –$1,35 млрд. Он сократит свое название до Daimler, хотя оставит себе 19,9-процентную долю в Chrysler. Большая часть наличных пойдет на решение проблем американского производителя. Из них $5 млрд Cerberus инвестирует непосредственно в подразделение новой компании, которое займется выпуском автомобилей марок Chrysler, Dodge и Jeep. Еще $1,05 млрд будет вложено в финансовый бизнес – Chrysler Financial Services.

Казалось бы, цена сделки недостойна одного из крупнейших автопроизводителей мира. Но стороны пришли к очень важному соглашению. Вместе с активами к Cerberus переходят $19 млрд обязательств Chrysler по увольнительным и пенсионным выплатам. Именно это бремя считалось основным препятствием для продажи подразделения.

Второй преградой могли стать протесты профсоюзов США и Канады, которые отстаивают интересы 80 тыс. человек, работающих в Chrysler. Но крупнейшее американское отраслевое объединение United Auto Workers (UAW) поддержало сделку. И мотивировало это как раз тем, что Cerberus возьмет на себя обязательства по выплатам рабочим. «Сделка отвечает интересам всех сторон как нельзя лучше», – заявил президент UAW Рон Геттелфингер. А вот президент канадского профсоюза Баз Харгрув не столь оптимистичен. Он напомнил, что инвестиционные компании много раз прибегали к массовым сокращениям ради увеличения прибыли. Впрочем, в Сerberus заявляют, что не будут вносить изменения в план уже начатой реструктуризации Chrysler. Он и так предусматривает сокращение 13 тыс. рабочих мест и закрытие завода в штате Делавэр к 2010 году. Компания по-прежнему намерена добиваться от профсоюзов смягчения условий, поскольку расходы на медицинское обеспечение сотрудников прибавляют почти $1 тыс. к себестоимости каждого автомобиля. Естественно, конкурировать с азиатскими производителями становится почти невозможно, и Chrysler продолжает терять свою долю рынка.

Кроме того, неудачи Chrysler объясняются негибкостью его маркетинговой стратегии. Компания продолжает ориентироваться в основном на североамериканский рынок. В США она занимает четвертое место после General Motors, Ford и Toyota. Между тем падение спроса заставляет более дальновидных автопроизводителей делать ставки на Европу. Как результат продажи Chrysler в первом квартале 2007 года упали на 8% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Гендиректор Chrysler Том Ла-Сорда заявил, что инвестиции Cerberus помогут в создании новых альянсов, в частности, с целью расширения доли на рынках Юго-Восточной Азии и России.

Chrylser был куплен Daimler-Benz в 1998 году за $36 млрд, причем о сделке говорили как о «слиянии равных». С тех пор годовые показатели американского подразделения объединенной компании колебались от $5 млрд прибыли до сопоставимых по размеру убытков. В прошлом году Chrysler ушел в минус на $1,5 млрд. В этом году похвастаться тоже нечем – только за первый квартал потери приблизились к $2 млрд. Это при том, что прибыль всего DaimlerChrysler выросла до $2,7 млрд – на 73% больше, чем годом ранее.

Chrysler – не первый автомобильный актив в портфеле Cerberus. Фонд владеет немецкой компанией Peguform, занимающейся производством пластиковых автокомпонентов. А в прошлом году он приобрел 51% в GMAC – финансовой «дочке» General Motors.

Журнал «Финанс.» №19 (205) 21-27 мая 2007 — Мировые финансы
Олеся Курлеева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.