The Game — игры для взрослых в жанре reality

«Вы депутат?» — спросил сотрудник ГИБДД. «Нет, руководитель рекламного агентства», — невнятно ответил задержанный. «Прошу вас пройти с нами», — мягко потребовал инспектор. Водитель хотел возразить, но заметил, что стражи порядка постепенно смыкают кольцо. «Цыгане прибыли», — вдруг сообщил один из них. «Какие цыгане?» — испуганно спросил задержанный. «Там, в лесу ждут». Директору рекламного агентства стало совсем не по себе. А сотрудники ГИБДД все настойчивее оттесняли его к лесу. «Послушайте, я обязательно выясню, кому понадобилось развешивать мои фотографии на машинах, — заволновался задержанный. — Это недоразумение, я не имею отношения к данному хулиганству». Обернувшись, он увидел цыган. «Да это же… — от сердца отлегло. — Ну вы даете!» «Happy birthday to you!» — запели переодетые цыганами сотрудники рекламного агентства.

Розыгрыш был заказан коллективом как подарок на день рождения руководителю. Такие игры, как их принято называть, сегодня стали особыми подарками и своеобразной формой досуга. Главное в них — заставить человека поверить в то, что все происходящее реально. По своей сути они немного напоминают сюжет фильма «Игра» с Майклом Дугласом, герой которого в процессе такого розыгрыша лишается всего, «убивает» брата и в итоге пытается покончить жизнь самоубийством.

Одинокий игрок. В реальности действительно полномасштабные игры, аналогичные розыгрышу героя Дугласа, пока могут организовать только в компании «Mr Gamer». Они длятся от недели до месяца и обходятся заказчикам в 30-250 тыс. евро. Для российских клиентов проводится около четырех игр в месяц, чаще всего вне России. Заказчики — как правило, владельцы или первые лица крупных компаний, предприниматели от 30 до 45 лет. Это успешные и очень интенсивно живущие люди, которым «необходимо значительно больше, чем стандартный дорогостоящий отдых, томно-пафосные развлечения, материальные подарки и туристические путешествия». В России у «Mr Gamer» не более тысячи потенциальных заказчиков.

«Что бы ни случалось в игре, участник понимает: как и в жизни, он играет не против нас, являющихся его командой, а прежде всего с собой, — говорит помощник президента компании «Mr Gamer» по России Александра Форен. — И мы заботимся о том, чтобы он обязательно выиграл: чтобы расширился диапазон эффективных поведенческих стратегий, способов восприятия мира, принятия решений, чтобы мир для него стал ярче, красочнее, чтобы в нем проявились неожиданные запахи, звуки, возможности. И это очень сильное приобретение, которое остается с игроком надолго. Разумеется, все это помогает ему потом в жизни».

Почти все сотрудники «Mr Gamer» имеют психологическое и режиссерское образование, а также специальную корпоративную подготовку по технологии проведения игры плюс по необходимым навыкам: от иностранного языка и сноуборда до вождения вертолета и горлового пения.

«В обыденной жизни предвидеть все возможные варианты выбора игрока невозможно, — утверждает Александра Форен, — а в пространстве игры, являющейся хоть и очень достоверной, но моделью жизни, это несколько иначе. Представьте себе шахматную доску, число клеток которой все же конечно, и каждая из них «окрашена» или «заряжена» определенным образом. Тогда становится не так важно, в каком порядке и по сколько раз с разных сторон эту клетку посещают — здесь игрок совершенно свободен в своих выборах. Еще более правильно вместо клеток представить разноцветные кубики, из которых участник игры собирает сумасшедшую конструкцию по собственному вкусу».

Для того чтобы контролировать пространство действа, необходимо присутствие рядом с игроком «Вергилия», роль которого берет на себя либо заказчик (супруг, друг, партнер), либо ведущий персонаж. «Никогда ни «жучков», ни скрытых камер, — отмечает Александра Форен, — по этическим соображениям, а также потому, что по известному закону наблюдение за объектом изменяет его поведение. А игрок, во-первых, — не объект, а субъект игры, а во-вторых, должен быть максимально спонтанен в своих действиях».

Коллективные постановки. Многие компании, работающие на рынке организации праздников и экстремального отдыха, включают сегодня в число своих услуг розыгрыши. И если услуги «Mr Gamer» ориентированы на элиту, то розыгрыши можно считать психологическими играми для среднего класса. Постановка длится не больше одного дня, стоимость ее в основном находится в пределах от $1500 до $10 тыс. Хотя при предоставлении соответствующего бюджета предела фантазии компаний, по словам «постановщиков», нет.

О таких компаниях информация начала появляться в 2000 году. Одними из первых были киевские «Лопухи в поисках адреналина». Ребята делали позитивные розыгрыши в основном для друзей и знакомых. Со стороны к ним приходило не более 10% клиентов.

Розыгрыши чаще всего были подарками. Заказчик предоставлял компании полную информацию об объекте, с которой начинали работать психологи. Потом тщательно прорабатывался сценарий. Затем к исполнению привлекались актеры и каскадеры.

«В свой день рождения жена отправляет мужа в магазин, — рассказывает Евгений Егоров, занимавшийся тогда корпоративными праздниками в Москве и с интересом следящий за деятельностью «Лопухов…». — В это время бригада рабочих наскоро делает в квартире мини-ремонт, выносит всю мебель, вносит другую и перекрашивает подъезд. В квартиру «заселяют» профессиональных актеров. Когда муж, просидевший двадцать минут в «случайно» застрявшем лифте, попадает на свой этаж, все уже выглядит совершенно по-другому. Он звонит в дверь, ему открывает чужая женщина в переднике. Несчастный заходит в квартиру, а в ней — другие обои, мебель и ничего не осталось от прежней обстановки. Новые хозяева показывают паспорта с пропиской и вызывают «участкового». Именинник пишет заявление, ставит дату — 2000 год. А участковый ему говорит: «Дружок, сейчас 2005 год». Оказывается, что на столе разложены журналы с соответствующей датой, а по телевизору идут новости 2005 года! Бедный клиент звонит друзьям, которые удивляются, где тот пропадал столько лет? Человек окончательно запутывается и уже не знает, что думать. И тут появляются его друзья, жена и поздравляют его с днем рождения». Цена розыгрыша не превысила $20 тыс.

Потом Евгений Егоров, организовав компанию «In Game», сам стал предлагать клиентам сценарные игры. Это были розыгрыши практически без спецэффектов, построенные на игре актеров. Самое дорогое в них — креатив, работа с психологами. Главное в такой игре — эффект неожиданности, приводящий игрока в замешательство.

Для заместителя председателя одного из банков был придуман розыгрыш всего за $1000. Служба безопасности банкира «случайно» оставила его поздним вечером на дороге в лесу. После недолгих скитаний он встретил нищую бабушку, которая предложила бедняге ночлег в своем доме. Она провела его через пролесок к своей лачуге. В соседнем доме бабушка купила бутылочку самогона и соленые огурцы. Они сели и просто поговорили по душам. Банкир был выбит из колеи привычной жизни, вспомнил, что есть еще что-то, кроме работы.

Недорого и не сердито. Сегодня в компаниях чаще заказывают недорогие игры. К примеру, в «Бюро находок Ларисы Рубальской» предлагают простые постановки за $1500-2000. Главное в розыгрыше, по словам соучредителя «Бюро…» Ирины Бархатовой, то, что действие всегда развивается от плохих новостей к хорошим.

В обычный рабочий день в кабинет продюсера рекламных роликов входит незнакомая женщина и сообщает, что она все обдумала и согласна сниматься. «Мне больше нравилась идея с пингвином, — заявляет она ошарашенному продюсеру, — ну, раз вы так решили… Заносите крокодила!» В кабинет вносят полутораметрового крокодила. Тут женщина начинает громко возмущаться: как ей трудно было доставить рептилию, которую якобы купил реально существующий друг разыгрываемого, из Парижа, сколько было проблем с транспортировкой и т. п. Продюсер говорит, что это ошибка, на что актриса возмущенно напоминает ему новогодний вечер в клубе «Огород», где ей было сделано предложение о съемках. Продюсер лихорадочно пытается вспомнить тот вечер и понимает, что тогда он выпил лишнего и практически ничего не помнит. Оскорбленная актриса оставляет бедняге крокодила и гордо выходит из кабинета. После десятиминутной паузы она возвращается вместе с сотрудниками продюсера, и все поздравляют обескураженного именинника с днем рождения.

Вести об удачных розыгрышах быстро распространяются между коллегами и знакомыми. Поэтому труднее всего найти первых клиентов. Далее заказчики появляются сами. «Мы делаем около 8-10 розыгрышей в месяц, с каждым днем их заказывают все больше и больше, — сообщает генеральный директор питерского креативного центра «ПодъJжики» Михаил Воронин. — Пока один из самых дорогих стоил клиенту $5700». В загс, когда молодожены обменивались кольцами, вбежала «любовница» мужа! Этот розыгрыш стоил $1200.

Часто розыгрыши снимаются на видео, и после окончания действа разыгрываемому дарят фильм. Цена шутки также зависит от того, заказана ли видеосъемка.

Игра в «кино». В тульской «Лаборатории кино и трюка» помимо розыгрышей предлагают игры, напоминающие шоу «Форт Боярд», игры на «выживание» и VIP-игры.

VIP-игры могут проводиться в городских условиях или быть «историческими ролевыми». В них участвуют более 100 человек обслуживающего персонала, используются киноспецэффекты, пиротехника. Цены руководители компании держат в тайне и сообщают их только клиенту, оформляющему заказ. Известно лишь, что они складываются из затрат на массовку, спецэффекты, исторические костюмы, страховку участников. Что касается спецэффектов, то, например, пиротехническое шоу из множественных залпов контейнеров салютов с разнообразными цветовыми и звуковыми эффектами в «Л. КиТ» продолжительностью пять-семь минут может стоить от $500 до $5 тыс.

По словам арт-директора «Л. КиТ» Игоря Царегородцева, почти для каждой игры разрабатывается отдельный сценарий, хотя существуют и стандартные модули. Бывает, что есть только плановая линия событий, а сценарий формируют мастера игры в процессе ее проведения. Постановки могут готовиться от недели до полугода.

Из мероприятий, проводимых в городских условиях, самая популярная и заказываемая игра — похищение невесты на свадьбе. Пока машина едет в загс, имитируется авария с автомобилем «братков», которые далее портят свадебную церемонию и похищают невесту. В конце концов жених, обычно вместе с милицией, освобождает невесту. Естественно, «Свадьбу» любят заказывать женихи. Из исторических ролей клиент может выбрать, например, завоевателя-викинга или искателя пиратских сокровищ. Очень популярна в последнее время и роль специального агента.

Психология и риски. Зигмунд Фрейд считал страсть человека к игре врожденным инстинктом, «изобретенным человеческой беспомощностью в качестве оружия против суровой действительности».

По мнению заместителя директора психологического центра «Альтернатива» Дмитрия Желяева, игры нужны, чтобы выйти из состояния застоя, как встряска серых обыденных будней. Но позитивны они лишь в том случае, если сделаны профессионально и грамотно. Проводя серьезные игры, необходимо не только погрузить человека в другую реальность, но и мягко вывести его из нее. У каждого человека есть определенная психологическая защита, пробивая которую необходимо ее интегрировать. В противном случае состояние может проявиться во внешнем мире, и нельзя поручиться, что игровая ситуация не повторится в настоящей жизни игрока. В связи с этим Дмитрий Желяев советует выбирать дорогие программы, в которых серьезный подход более гарантирован.

«Многое зависит от того, насколько реалистична игра, — считает директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии Леонид Кроль, — сохраняет ли человек связь с привычной жизнью или попадает в нечто принципиально другое». Каждая игра запускает цепь психологических реакций человека, и если ситуация, смоделированная в ней, напомнит человеку о чем-то, то могут быть и психологические травмы.

Леонид Кроль оценивает игры как некий шаг в построении виртуальных реальностей и не очень верит в то, что можно хорошо сделать настоящую игру. «Игра должна быть регулируема и осознаваема, — говорит он, — в ней человек принимает выбранную реальность, и это очень интересный развивающийся жанр».

Сколько стоят игры

Виды игр

Компании

Стоимость

The Game — другая реальность

Международная компания «Mr Gamer»

30 000-250 000

Сценарные розыгрыши

«Бюро находок Ларисы Рубальской» (Москва), продюсерский центр «Князевъ» (Москва), «ПодъJжики» (Питер), «Л. КиТ» (Тула), «Фата-Моргана» (Екатеринбург)

$500-10 000, по словам руководителей компаний, возможен розыгрыш и за $1 млн, но такой бюджет пока не был предоставлен

Ролевые костюмированные игры с элементами reality

Тульская компания «Л. КиТ»

Цены конфиденциальны

По данным компаний

Журнал «Финанс.» № 44 (85) 22-28 ноября 2004 — Личные финансы
Дарья Войницкая

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.