Золотой терем. «Несмотря на «банковский кризис» 2004 года, продажи элитного жилья не снизились. А стоимость покупок иной раз значительно превышала $5 млн. Таких предложений все еще не очень много, но за прошлый год их количество удвоилось», — рассказывает заместитель гендиректора компании «Калинка Риэлти» Алексей Сидоров.
По данным аналитика компании «Домострой Престиж» Майи Соколовой, в 2004 году спросом пользовались предложения в ценовой категории от $4 тыс. до $6 тыс. за квадратный метр — их доля составила чуть более 50%. Далее идут квартиры по цене от $6 тыс. до $ 8 тыс. — на них приходится четверть от общего объема покупок. Сделки на покупку жилых помещений стоимостью от $10 тыс. за квадратный метр составляют около 2%, все дома данной ценовой категории находятся в центре столицы. Одной из самых крупных сделок 2004 года, по словам руководителя «Домострой Престиж» Ирины Тарасовой, стала продажа пентхауса за $5,34 млн.
Такое жилье приобретают владельцы крупного бизнеса, чиновники из нефтяных и газовых регионов, высокопоставленные сотрудники финансово-промышленных групп и банков. Именно за счет последних, по наблюдениям риэлторов, расширился сегмент покупателей «элитки» в 2004 году. «Эти люди имеют возможность взять кредит на выгодных условиях в своей компании. Кроме того, развитие ипотеки, широкий спектр предлагаемых банковских программ способствуют привлечению людей, ранее не решавшихся на покупку элитной недвижимости», — объясняет заместитель генерального директора компании «ЕвроГрупДевелопмент» Ольга Бочкарева.
«2005 год, думаю, принесет нам новых клиентов, на которых мы рассчитывали в году ушедшем. Мы ожидали роста рынка на 10% за счет иностранных граждан, а также на 25-30% за счет россиян. Но в связи с кризисом 2004 года рынок вырос всего на 20%. В 2005-м, думаю, рост составит около 10%», — рассказывает Алексей Сидоров.
Большие игрушки. Яхта и самолет — самые дорогие и роскошные спутники миллионера. «Если 2003 году в личное пользование было продано 10 самолетов, то в 2004-м — уже 60», — рассказал «Ф.» генеральный директор компании «Деловая авиация планеты» Сергей Морозов. Среди наиболее крупных приобретений ушедшего года можно выделить несколько самолетов Global Express (его цена около $40 млн) и 15 машин Golfstream стоимостью около $30 млн каждая. В 2003 году было продано всего 4-5 Golfstream.
Предпочтения покупателей остаются прежними: ценится качественная зарубежная техника. Ее покупателями становятся в основном представители ТЭКа. Товарами самой высшей категории, коими являются частные самолеты, как и раньше, интересуются только богатейшие люди страны, их фамилии стоят первыми в рейтингах миллиардеров, рассказали в компании «Форт Аэро».
По мнению Сергея Морозова, в 2005 году частные самолеты также будут пользоваться спросом. «Люди все чаще летают на отдых и по делам бизнеса на собственном авиатранспорте. По сравнению с 2003 годом в 2004-м рынок частной авиации вырос в 5-6 раз. В 2005 году рост продолжится, но темпы, возможно, немного замедлятся: мы прогнозируем рост рынка примерно в два раза». Такой же прогноз сделал генеральный директор компании «Форт Аэро» Вадим Опрышко: «Дорогостоящими самолетами почти все желающие уже обеспечены. Спрос в 2005-м пойдет на небольшие машины. Кроме того, крупные КБ уже сейчас принимают заказы на 2006 год — начало 2007-го, поэтому быстро купить большой самолет непросто».
Заметно лучше покупали в прошлом году и яхты. Растущий интерес виден в первую очередь по тому, как увеличиваются размеры судов, а значит, и их стоимость. «Если в 2003 году длина самой большой лодки в московской акватории составляла 24 метра, а стоимость покупок не превышала 4-5 млн евро, то рекорд прошлого года — 28-метровая лодка ценой около 9 млн евро. Кроме того, сам рынок вырос примерно в полтора раза», — рассказывает директор по маркетингу компании «Автодина-спорт» Иосиф Житловский.
Самыми престижными считаются яхты из Италии: в 2004 году лодки итальянских производителей составили 90% всех приобретенных, тогда как в 2003 году доля европейских яхт, в том числе английских и немецких, не превышала 60-70%.
«Покупателями дорогих лодок как в 2003-м, так и в 2004 году становятся владельцы крупного бизнеса, хозяева естественных монополий в регионах, совладельцы банков», — отмечает генеральный директор компании Nordmarine Евгений Кочман. 2005 год обещает стать прибыльным — постепенно развивается яхтенная инфраструктура в регионах. Это привлечет новых покупателей из среды состоятельных людей и позволит постоянным клиентам совершать яхтенные прогулки с большим комфортом.
Авто с амбициями. Величественный Bentley, блестящий Mercedes-Benz, приземистый Ferarri — не просто дорогие автомобили, но и элементы стиля состоятельного человека. По словам специалиста по связям с общественностью компании «Bentley-Москва» Анны Харнас, за первые полгода существования автосалона в Третьяковском проезде было продано 40 автомобилей, а за весь 2004-й год — 90. Продажи растут и, по прогнозам специалистов, не снизятся в 2005 году.
Самая дорогая серия автомобилей Bentley — Arnage, цена машин в стандартной комплектации составляет около 340 тыс. евро. Но обычно эти машины дополняют различными опциями, и их стоимость увеличивается до 600 тыс. Такие автомобили, по словам специалистов, в 2004 году стали продаваться лучше. Богатых людей в России становится все больше. И конечно, они стремятся купить статусный дорогой автомобиль. Ведь это показатель их успешности. Большим спросом в 2004 году пользовались автомобили Maybach — за 12 месяцев было продано 16 машин этой марки стоимостью около $600 тыс. — вдвое больше, чем в 2003-м.
Интересное наблюдение сделали специалисты салона «Ferarri-Москва»: по их словам, спортивные автомобили пользуются спросом не у творческих людей, которым свойственно пристрастие к кричащей роскоши, а у бизнесменов в строгих костюмах.
Событием на автомобильном рынке 2004 года стало появление новой модели Mercedes-Benz McLaren — первую машину приобрел известный коллекционер эксклюзивных авто глава «Русского стандарта» Рустам Тарико за 580 тыс. евро. Позже было продано еще два таких автомобиля.
Покупателями дорогих машин становятся владельцы крупных компаний, топ-менеджеры банков, некоторые чиновники, а также многие деятели культуры. «Кроме того, покупают дорогие автомобили очень амбициозные люди со сравнительно средним уровнем дохода. Добившись определенных высот, они стремятся окружить себя красивыми дорогими вещами», — рассказали «Ф.» специалисты Mercedes-Benz.
Приятные излишества. К известным атрибутам роскоши в последнее время добавился еще один: все более популярным хобби в среде состоятельных господ становится разведение элитных скакунов. «Пока лошадей, цена которых превышает $200 тыс., приобретают в основном крупные компании. Но и частные лица покупают скакунов для ипподромных соревнований, выездки, конкура или просто для красоты. Кроме того, эти животные в последнее время стали модным подарком», — рассказали «Ф.» в конно-спортивном комплексе «Прадар».
«Любителей лошадей пока не очень много. Коневодство только начало восстанавливаться, и говорить о какой-либо динамике спроса рано. Но мы надеемся, что со временем этот вид деятельности приобретет прежние масштабы — ведь до революции он был очень популярен в России», — считает пресс-секретарь Московского ипподрома Юлия Гаврова.
Растет интерес и к одному из самых престижных видов спорта — гольфу. Два профессиональных клуба, существующих в Москве уже более десяти лет, не в состоянии принять всех желающих. По данным Московской федерации развития гольфа, к началу 2006 года планируется открытие шести новых полей, развитие и реконструкция имеющихся, обновление тренерского состава. Гольф на траве, на крытых площадках и даже в офисе становится не просто хобби, но и способом налаживания деловых контактов между партнерами.
Журнал «Финанс.» № 1 (91) 10-16 января 2005 — Личные финансы
Инга Коростылева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.