Кино. 27 августа состоялась премьера мелодрамы Станислава Говорухина «Благословите женщину». Благословить ее придется на страдания и муки, на многие горести, на разлуки и потери…
Главная героиня фильма Вера, которую играет дебютантка Светлана Ходченкова, впервые предстает перед нами очаровательной 18-летней девушкой. Еще безмятежный 1935 год, она влюблена, она счастлива, потому что выходит замуж за 30-летнего командира Ларичева (Александр Балуев), который кажется сильным и по-мужски привлекательным. Медовый месяц пролетает быстро, и семейное гнездо начинает все больше напоминать казарму. Никаких слез, никаких истерик, никаких недомоганий. И — самое страшное — никаких детей: в кочевой гарнизонной жизни это только лишняя помеха.
Потом будут годы репрессий и разговор с Комдивом (в его роли снялся сам Станислав Говорухин), раскрывшим Ларичеву глаза на сталинский режим и пустившим себе пулю в лоб. Потом — бездарная финская война. Потом — бомбежка утром 22 июня 1941 года, под которую попадет их поезд. Ларичев уйдет на фронт, и Вере будут посланы новые испытания.
Всех перипетий фильма не пересказать: они драматичны и сложны, как и сама жизнь. История страны переплетется с историей обычной женщины, которой нужно совсем немногое: благословение и счастье.
Все желающие приглашаются на «Свадебную вечеринку»! Так называется комедия Эндрю Флеминга, которая 4 сентября выходит на московские экраны. Вечеринка выдастся шумной, вопреки желанию доктора Джерома Пейсера (Альберт Брукс), скромного врача-ортопеда, чья дочь (Линдсей Слоан) собралась замуж за некоего юношу по имени Марк (Райан Рейнольдс). Сам жених производит впечатление вполне благопристойное. Но уж больно странный у него папаша! А впрочем, у Стива Тобиаса (его роль досталась Майклу Дугласу) просто такая работа: он самый обычный… агент ЦРУ. Из-за него-то и случатся все неприятности: международные террористы и опасные контрабандисты возьмутся за членов будущего семейства всерьез. Отцам влюбленной парочки придется отбросить взаимную неприязнь: спасти оказавшихся в опасности детей они смогут только вместе. Комедия «Свадебная вечеринка» — ремейк одноименной картины 1979 года. Тогда главные роли сыграли Питер Фальк и Алан Аркин.
Выставки. 3 сентября в Выставочном зале Успенской звонницы Государственных музеев Московского Кремля открывается экспозиция «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле». Выставка масштабная, редкая и очень красивая: внутреннее убранство собора, по частям перекочевавшее в иные церкви и иные музеи, в ближайшие два месяца вновь будет украшать Успенскую звонницу.
На выставке будет много икон — старинных, намоленных, чудотворных: «Благовещение» начала XV века — символ посвящения храма; выносная «Богоматерь Пименовская» XVI века, изображающая Троицу и святых Бориса и Глеба; иконы тезоименных святых царей Ивана IV, Федора Иоанновича, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича… Будут здесь и старинные кресты, из которых самыми ценными считаются золотой напрестольный крест 1553 года, украшенный алмазами и эмалью, и серебряные кресты XV-XVI веков, принадлежавшие первой царской династии Рюриковичей. А еще — яшмовый потир 1329 года, блюдо с надписью «Князь великий» времен Ивана Грозного и чудесная, притягивающая взгляд дарохранительница в форме голубя, датируемая XVIII веком. Выставка, которая продлится до 12 ноября, открывает долгосрочную программу, приуроченную в 200-летию Оружейной палаты — его будут отмечать в 2006 году.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и выставочный зал Института Сервантеса отмечают «150 лет испанской фотографии». Выставка с таким названием, уже успевшая побывать в Мадриде, Риме, Лидсе и Варшаве, с 4 сентября по 5 октября пройдет в Москве. К сентябрю же следующего года организаторы планируют показать коллекцию в 25 странах мира.
Портреты тореадоров и венценосных особ, милые пейзажные зарисовки и репортажные съемки франкистской Испании 1930-х, ранние дагерротипы, датируемые первой половиной XIX века, и пикториализм века ХХ — испанская фотография разнообразна по сюжетам, технике, стилям и жанрам. Экспозиция разбита на три временных пласта: первый — 1839-1900 годы — рассказывает о «младенчестве» фотоискусства, когда из-за длинной выдержки снимки зачастую выходили нечеткими, смазанными. Второй — 1900-1939 годы — ознаменован всплеском интереса к «народной» фотографии (работы Барбера Переферрера, Луиса Эскобара и др.) и популярностью документального фото (Хосе Диас Касарьего, Бенитес Касо, Алехандро Мерлетти). Фотографии третьего периода с 1939 по 1989 год, которые будут выставляться в Институте Сервантеса, рассказывают о поисках фотохудожников недавнего прошлого.
И еще одна фотоэкспозиция этой недели: 1 сентября в галерее «ФотоСоюз» открывается персональная выставка Андрея Абрамова, которая продлится до 12 сентября. Андрей Абрамов начинал свои художественные поиски в 90-е годы ХХ века. Время перемен, время слома старого мира, время нарождения новой культуры. Все это остается вне его творчества: Абрамов далек от сиюминутной злободневности, от репортажности, от лобового изображения окружающей действительности. Он скорее художник-созерцатель, который наслаждается врожденным изяществом цветка, получает удовольствие от плавного изгиба естественных линий и пытается передать в своих черно-бело-серых фотографиях ощущение бесконечности — стремление и приближенность природы к абсолюту. Это идеальное застывает в присущей ему неподвижности: совершенство не терпит суеты…
Музыка. Москва отмечает очередной День города. Одним из заметных музыкальных событий этого праздника станет международный джазовый фестиваль «Россия — щедрая душа», который состоится на Поклонной горе 6 и 7 сентября. Поклонка, место торжественное и серьезное, в течение двух дней совершенно преобразится: она будет отдана во власть импровизации, музыкальной фантазии, искристого джаза. Фестиваль откроет выступление двух дуэтов джазовых братьев: Михаил и Андрей Ивановы, которые и являются бессменными продюсерами фестиваля, будут играть на пару с Игорем и Олегом Бутманами. В празднике Москвы и джаза примут участие Георгий Гаранян и ансамбль «Мелодия», Сергей Манукян, джаз-квартет Антона Румянцева, трио Льва Кушнира, вокальный секстет А’Capella Express. Ho все любители джаза, разумеется, особенно ждут выступления чернокожей звезды Джоан Паркер. Вместе с International Jazz Quartet Олега Бутмана она наполнит Поклонку звучанием спиричуэлза, госпела и золотыми мелодиями американского джаза.
И все же главным событием нынешнего Дня города станет грандиозное мега-шоу Герта Хофа, которое 6 сентября пройдет на Красной площади. Такого центр города еще не видел: мощные прожекторы и лазеры превратят небо над Москвой в сверкающую решетку, взрывающаяся пиротехника зальет площадь потоками огня, а светящиеся воздушные шары воспарят высоко над землей. Шоу Герта Хофа, которое привозит в Москву компания JSA, — зрелище незабываемое: это световая феерия с грандиозным размахом, и сопутствовать ей будет музыкальное сопровождение высшего класса. Музыканты группы Scorpions будут играть совместно с Президентским оркестром РФ, отдельно выступит и бывший солист Modern Talking Toмac Андерс.
Герт Хоф — король светового шоу, настоящий пиротехнический архитектор, на счету которого организация встречи миллениума сразу в четырех точках земного шара. Тогда, в ночь на 1 января 2000 года, у Колонны Свободы в Берлине и в афинском Акрополе темноту одновременно прорезали лучи прожекторов. Чуть позже высотные фейерверки зажглись на праздновании тысячелетнего юбилея Венгрии, не менее красочным оказалось шоу в Пекине. Насколько захватывающим и ярким окажется представление в Москве, зрители смогут увидеть уже в ближайшую субботу.
Театр. На прошлой неделе в рамках фестиваля Grand Pas прошло выступление балета знаменитого французского хореографа Анжелена Прельжокажа. К удивлению мастера, общественный скандал вызвала постановка «Благовещение»: 23-минутная минималистская зарисовка, в которой роль Архангела Гавриила неожиданно исполняет женщина, заочно оскорбила религиозные чувства общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества». В то же время зрителей больше эпатировала «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, которая начинается с того, что балерины демонстративно стягивают с себя трусики.
Несмотря на вызывающее начало, в балете нет ни капли пошлости. Как, в общем-то, нет и того, что называется словом «чувственность». В отличие от «Благовещения» никаких туманных намеков и полутонов: все предельно откровенно, пугающе, жестко. «Весна священная» — это извечная и ожесточенная борьба полов, это вакхическое неистовство, переходящее в неконтролируемое безумие язычников. Толпа, поначалу разделенная на мужчин и женщин, под конец превращается в единое целое, чтобы возложить на алтарь любви человеческую жертву. С женщины срывается одежда, и она продолжает танцевать совершенно обнаженная: это шокирует, но кажется художественно обоснованным. Героиня словно превращается из человека в животное, зверя, который загнан, но не сломлен.
Обе истории рассказаны языком современного танца: красноречиво и резко. И в этом — почерк Анжелена Прельжокажа. О том, как он мог бы определить собственный стиль, маэстро рассказал журналу «Финанс.»: «Я родом из Албании и напоминаю себе двуглавого орла (в Албании, как и в России, он символизирует государственную власть. — «Финанс.»). Одна моя голова обращена к Албании, другая — к Франции. Я впитал в себя французскую культуру, но ощущаю и албанские корни. Эти «головы» сращиваются, переходя в общую шею. Вот с этой-то шеей и ассоциируется у меня мое творчество…»
Журнал «Финанс.» № 25 (1-7 сентябрь 2003) — Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.