HBS: фабрика лидеров и снобов

Первая из лучших. Такого привлекательного прошлого нет ни у одной бизнес-школы в мире. Harvard Business School (HBS) была основана в 1908 году и стала одним из первых учебных заведений, обучающих менеджменту как профессии, и первой школой, где была разработана программа MBA (курс признали неудачным, закрыли через год и срочно переработали). Здесь же был впервые применен кейс-метод, основанный на разборе реальных бизнес-ситуаций. Сегодня HBS считается самой знаменитой, элитной и труднодоступной бизнес-школой мира и одним из бесспорных лидеров бизнес-образования.

Чем объясняется эта неустаревающая популярность? «Неизменно высокий рейтинг школы, географическая близость к бизнесу, блистательный преподавательский и студенческий состав, акцент на развитии лидерских качеств, строгий отбор, высокий конкурс, интернациональная направленность — все это дает выпускникам HBS конкурентное преимущество», — объясняет генеральный директор Penny Lane Consulting Сергей Ражев. «Очень рано школа уловила тенденцию глобализации экономики и сейчас имеет, в общем-то, международный характер, — добавляет директор Банковского института ВШЭ и выпускник HBS Василий Солодков. — Сильная сторона — интернациональный состав слушателей. Когда я учился, на курсе было много японцев, европейцев, латиноамериканцев — американцы составляли не больше половины».

В Гарварде понимают, что смысл обучения в бизнес-школе не только в полученных знаниях и умениях, но и в не меньшей степени в налаживании контактов. К несомненным плюсам относится и то, что практически все профессора совмещают преподавание с бизнес-практикой — в частности, занимаются консультированием. «У HBS, в отличие от других бизнес-школ, сильное имя «материнского» вуза. Его знают и школьники, и пенсионеры, о нем слышали абсолютно все работодатели», — отмечает еще одну особенность Гарвардской школы бизнеса руководитель отдела по работе с образовательными организациями Begin Group Анна Рубльская. Другие не менее престижные бизнес-школы, например Wharton или Columbia, столь громким именем не обладают.

«Каждая бизнес-школа выбирает свой путь и свою нишу, — подытоживает основатель MBA Strategy Дмитрий Бондарь. — Мне очень нравится выражение декана Kellogg, который говорил, что о школе судят не по тому, кто в нее приходит, а по тому, кто из нее выходит. Из Гарварда выходят не просто ценные специалисты, а очень и очень влиятельные люди».

До Гарварда. Ежегодно около 8,5 тыс. аппликантов (соискателей) подают документы в HBS на двухгодичную программу MBA, а мест на курсе всего 900. «Помимо HBS я подавал документы в Stanford и Wharton и побывал во всех трех школах за год до поступления. При выборе большое значение имели не только прагматические соображения, но и эмоциональные. HBS произвела впечатление старинного загородного клуба: в других школах шутят, что в Гарварде на садовников тратят столько, сколько остальные на преподавателей», — рассказывает глава представительства компании Thomson в России и на Украине Иван Баранов. Ходят слухи, что несколько десятков лет назад один из выпускников HBS пожертвовал школе средства, которые можно тратить только на садоводство, поэтому там с травы сдувают пылинки. «Гарвард — школа большая. И я думаю, это плюс, — продолжает Иван Баранов. — Потому что здесь у тебя гораздо больше возможностей приобрести друзей и создать сеть контактов, чем, скажем, в Стэнфорде, где на потоке учатся всего 200-300 человек».

«Гарвардская школа бизнеса имеет отличную репутацию и считается престижной как в США, так и по всему миру. Этот фактор для меня был одним из решающих, — объясняет вице-президент компании Delta Private Equity Partners Наталья Полищук. — Кроме того, меня привлекла нацеленность школы на преподавание general management (общего управления) в отличие от узкоспециализированной направленности остальных». Здесь готовят генеральных директоров и президентов компаний. Но не только. Цель HBS — давать путевку в жизнь будущим лидерам, причем не только бизнесменам, но и политикам, которые смогут применить полученные навыки в любом бизнесе, в любой стране.

«При выборе я уделял особое внимание общей специализации, качеству преподавания и студенческого состава, ну и, конечно же, репутации и престижу учебного заведения. В понятие престиж я вкладываю гораздо больше, чем просто рейтинг школы в ведущих изданиях. Это и ответственные позиции, занимаемые выпускниками, и возможность школы приглашать на занятия бизнес-лидеров, которые свободно общаются со студентами по окончании выступления», — говорит выпускник MBA-2005 Дмитрий Савицкий. Для его сокурсницы Натальи Млоток главным был статус Гарварда: «Основная ценность сильного брэнда — люди, которых узнаешь в школе. В HBS все студенты — интересные разносторонние личности, которые были очень успешны еще до прихода в школу и, я уверена, достигнут очень многого в будущем. Брэнд способствует и тому, что школу посещают мировые лидеры: бизнесмены, политики, религиозные деятели. Недавно приезжал Далай-лама».

Годы чудесные. Отзывы выпускников о времени, проведенном в Гарварде, иначе как восторженными не назовешь. «Очень интересное время, феноменально насыщенное событиями и встречами. Много учебы, много тусовок», — вспоминает директор по стратегии МТС Александр Горбунов. «Это были потрясающие два года жизни по всем параметрам, — делится впечатлениями Иван Баранов. — Снова стать студентом в 28 лет — большое удовольствие. Никаких боссов, никаких дурацких отчетов в конце месяца и планерок. Здорово иметь осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Студенты устраивают так называемые трэки: собираются 10-15 человек и уезжают, например, в Бразилию, чтобы найти работу или просто весело провести время».

Умение грамотно расставлять приоритеты — необходимое условие полноценного существования в HBS, ведь каждый день там проходит по 15 мероприятий: занятия, конференции, выступления приглашенных гостей, спортивные соревнования, не говоря уже о многочисленных вечеринках. Первые 3 месяца почти все стараются объять необъятное и успеть всюду, что, конечно, не получается. Студенты расстраиваются, ложатся спать в 4 ночи, а потом волей-неволей учатся понимать, куда надо ходить, куда нет, и какие из 200 ежедневно получаемых писем стоит прочесть. Все выпускники признают, что учиться исключительно тяжело, хотя и интересно, к тому же знания — далеко не единственное, что можно получить в Гарварде.

«В 1992 году в HBS мы обсудили вопрос о том, что такое японская экономика и что с ней будет, и пришли к выводу, что ее кризис неизбежен. А кто тогда об этом мог подумать?» — рассказывает Василий Солодков. «Самое главное в Гарварде — умение посмотреть на любую проблему извне и найти подходы к ее решению вне зависимости от индустрии и географии. Рано или поздно перед российскими бизнесменами встанут проблемы совсем другого характера: как конкурировать на глобальном рынке, как повышать эффективность работы в условиях жесткой конкуренции, как внедрять инновации. Гарвард помог понять эту динамику и заставил задуматься о будущем», — уверяет Наталья Полищук. Сходную точку зрения высказал и Александр Горбунов: «HBS дала широту кругозора, взгляд с точки зрения глобального бизнеса. И сопричастность к бизнес-элите».

Иван Баранов формулирует полученную отдачу следующим образом: «Во-первых, я очень многому научился не только у профессоров, но и у студентов. Во-вторых, школа дает не только формальные знания — она учит их применять, уметь объяснять свою мысль, понимать все плюсы и минусы предлагаемой тобою идеи, общаться, управлять стрессом и своим временем». «В HBS учатся люди, которые пытаются изменить мир к лучшему, и общение с ними меняет человека, открывает новые горизонты», — дополняет Наталья Млоток. По словам Дмитрия Савицкого, Гарвард — это два года интенсивной учебы, около 500 кейсов, каждый из которых дает возможность понять, как работает практически любая индустрия и за счет чего компания может добиться успеха или потерпеть неудачу. Это общение с 900 студентами, представляющими более 50 стран, много новых друзей и возможность стать частью большой (более 60 тыс.) группы выпускников HBS, практически каждый из которых очень многого достиг в жизни.

Оборотная сторона медали. За первый год студенты HBS должны заплатить только за обучение $37,5 тыс. Если приплюсовать проживание, оплату учебников и другие расходы, стоимость вырастет до $66 тыс. Если студент приезжает вдвоем с супругой, семья должна быть готова расстаться с $75 тыс., если еще и с ребенком, то с $85 тыс. Конечно, летняя стажировка пополняет студенческие карманы, но не решает основной проблемы. Ее решает кредит. «Все поступившие в HBS студенты вне зависимости от гражданства и финансового положения автоматически имеют право на кредит в Citibank, покрывающий все расходы на обучение и проживание, — говорит Наталья Млоток. — Процентная ставка по такому кредиту невысокая, а срок выплаты — 15 лет после окончания школы. Самостоятельно иностранному студенту крайне сложно получить подобный кредит». Это большой плюс школы, но стоит признать, что не всякий человек решится взять на себя столь ощутимое финансовое бремя, даже зная о том, что начальная средняя зарплата выпускника HBS составляет $110 тыс. в год.

Но в Гарварде и рассчитывают на исключительного студента — человека целеустремленного, уверенного в себе и своих силах, амбициозного и знающего, чего он хочет. Этот типаж — ориентир для приемной комиссии. Поэтому туда так сложно поступить: каждая представленная соискателем на ее суд бумага, будь то резюме, эссе, результаты тестов или рекомендательные письма, должна кричать о том, что вы абсолютный лидер и не запятнаете честь мундира. «Мне кажется, что многих останавливает очень высокая планка, которая ставится администрацией школы перед каждым аппликантом», — считает исполнительный директор компании MBA Consult Виктория Пралич. Из 900 человек, которые выпускаются в июне, только четверо приехали непосредственно из России (некоторые россияне уже работали или учились за границей).

Потенциального студента могут отпугнуть не только эти факторы, но и продолжительность курса. Два года полного выпадения из привычной жизни в сравнении с годовой программой практически всех европейских школ и очно-заочной формой бизнес-образования, превалирующей в России, для многих оказываются значительным сдерживающим фактором.

«Студенты Гарварда узнаваемы, — продолжает Виктория Пралич. — Существует мнение, что они обладают повышенной степенью снобизма. Возможно, это и маленькая негативная черточка. Но все же распространенное мнение также влияет на имидж и отношение». «В HBS слепо верят в свою нерушимость и часто не замечают, что их по каким-то параметрам обгоняют другие бизнес-школы, — добавляет Дмитрий Бондарь, — они своего рода консерваторы. Им нужно быть более гибкими. Второе слабое место — отсутствие командного духа. Здесь превалирует лидерство на уровне отдельно взятого человека — здесь побеждает лучший, а в целом «человек человеку волк»».

Всемирная паутина. Выпускники опровергают утверждение о духе конкуренции и нездорового индивидуализма, царящего в HBS, а напротив, говорят о студенческом братстве. «Мы два года как бы воевали в окопах, были в боях, побеждали, проигрывали. И это рождало ощущение братства, а оно позволяет мне позвонить любому из 900 человек, с которыми я учился, даже если мы беседовали с ним лишь однажды. И он будет разговаривать со мной, как друг, и окажет помощь. Если мне что-то нужно — по бизнесу или лично, то я нахожу гарвардских выпускников пятилетней, десятилетней давности или своих однокурсников», — говорит Иван Баранов. Об этом же рассказал «Ф.» и Василий Солодков: «Сейчас практически в любой стране мира есть человек, который может помочь мне решить мои проблемы. До сих пор, хотя после окончания учебы прошло более десяти лет, ко мне приезжают друзья-сокурсники — просто погостить или с конкретными бизнес-предложениями. И это происходит из-за того, что Гарвард настаивает на коллективной работе во время обучения. Даже бостонцы обязаны жить в кампусе (общежитии на территории школы), а не дома. И это очень сплачивает».

Разъехавшиеся по миру гарвардцы, которые не теряют связь с alma mater и друг с другом, образуют всемирную паутину. Они пестуют новичков и могут во многом помочь, потому что уже добились значительных успехов в жизни и зачастую формируют национальные бизнес-элиты. Выпускники не согласны с тем, что они — каста, они скорее образуют открытый клуб, членство в котором получить очень непросто. Наталья Полищук объясняет: «Закрытости по отношению к другим не существует, доступ в клуб выпускников открыт каждому, кто имеет достаточно амбициозности и целеустремленности, чтобы поступить в Гарвард и окончить его».

Журнал «Финанс.» № 18 (108) 16 — 22 мая 2005 — Образование
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.