Доходность на блюдечке

Старая бабушкина привычка — класть деньги в чайник, сахарницу или масленку — в последние годы приобретает новое метафорическое звучание: инвестиции в антикварную посуду уберегут ваши финансы не только от воров, но и от инфляции, принося стабильный средний доход 20% годовых, а в некоторых случаях гарантируя и 100-процентный прирост.

Стратегия. Если вы решили коллекционировать фарфоровую посуду, вазы, изделия из стекла, прежде всего решите, какой эпохе и какому направлению отдать предпочтение. Выбор зависит от того, каким первоначальным капиталом вы располагаете. Если он невелик, остановите свое внимание на фарфоровых кофейных чашках — традиционных или лепных, их стоимость не превышает пока $100 за штуку, но, отыскав экземпляр в хорошем состоянии, вы получите 10-12% годовых. Тем, кто может себе позволить тратить на каждый предмет коллекции около $0,5-1 тыс., подойдут изделия из русского цветного стекла Дятьковского, Бахметьевского, Орловского заводов, недорогие предметы из широко известного мейсенского фарфора. Для более крупных инвесторов открывается рынок отечественных сервизов XIX века (от $3 тыс.), тарелок с видами Гатчины и пейзажами (от $10 тыс.), наконец, военных тарелок ($100 тыс.), лучших образцов китайских (от $150 тыс.) и русских фарфоровых ваз, стоимость которых может доходить до нескольких миллионов долларов.

Потенциал роста каждого предмета находится в прямой зависимости от суммы, которую вы за него отдали. Она в свою очередь будет зависеть от сохранности вещи, ее исторической и культурной ценности.

Хрупкость посуды и трудности с ее реставрацией накладывают определенный отпечаток на правила коллекционирования: не следует, например, надеяться собрать полностью большой сервиз — что-то из него все равно окажется утерянным, это существенно снизит ценность вашего собрания. Поэтому лучше всего с самого начала формировать коллекцию по другому принципу: например, собирать посуду определенной эпохи или завода.

Не следует также забывать о том, что не все старые изделия, даже фарфоровые, будут цениться (в отношении посуды это наиболее стойкий стереотип): предметы, некогда выпущенные большим тиражом, доступные любому, — плохое инвестиционное средство. Во-первых, велика вероятность, что вещиц, подобных вашей, сохранилось много, во-вторых, «конвейерная» посуда обычно отличается низким качеством. Возраст вообще не является определяющим фактором при оценке фарфоровых изделий — главным здесь является эпоха и завод или мастер-производитель. Так, например, советский агитационный фарфор, расписанный известными художниками, сегодня может стоить несколько десятков тысяч долларов, тогда как чашки и блюдца конца XIX — начала XX века за редким исключением оцениваются в $50-100.

Атрибуция. «Поддельные фарфоровые и стеклянные изделия, посуда довольно просто распознаются экспертами. Исключение составляют в основном китайские вазы. Это связано с тем, что в Китае всегда процветала традиция копирования древних образцов фарфорового искусства — нередко можно встретить вазы с клеймами XV века, созданные на самом деле в XVII и даже XIX веках. Разумеется, эти вещи также являются антикварными, но ценность их, а часто и качество, намного ниже, чем подлинно старинных», — предупреждает эксперт Владимир Кусков.

Подобные проблемы возникают у начинающих коллекционеров с посудой и статуэтками из Тюрингии, они чрезвычайно похожи на мейсенские, даже клеймом, но ценятся значительно меньше — в первую очередь потому, что производились позже и были скорее подражанием, чем собственно интересными предметами. Кроме того, сегодня нередко можно обнаружить тюрингский фарфор, с которого удалили старое клеймо, поставив поддельное мейсенское, однако опытных экспертов это не введет в заблуждение. Именно поэтому на первых этапах лучше всего обращаться к ним за помощью.

Распознать подделку можно по нескольким признакам. Первый из них — отсутствие микротрещин и царапин: подлинные предметы даже в идеальной сохранности не могут выглядеть абсолютно новыми. На глянцевитой поверхности мелкие повреждения можно увидеть при ярком освещении, отведя предмет от себя и наклонив его примерно на 30 градусов. Днище тарелок, чашек, фигурок и статуэток, в некоторых местах не покрытое глазурью, представляет собой пористый материал (бисквит), который впитывает грязь — черные вкрапления на старом предмете появятся неизбежно. Совершенно белое дно — признак подделки, так же как и равномерно серое, — оно свидетельствует о том, что вещь не почистили перед обжигом, а это привычка современных мошенников.

Дополнительный повод пользоваться советами специалистов — риск приобрести старинную заготовку с новым рисунком. Таких на рынке антикварной посуды много: не расписанные тарелки с клеймами ведущих заводов мошенники приобретают почти за бесценок, наносят на них рисунок, соответствующий эпохе, и выдают за дорогостоящий оригинал. Эксперт распознает свежие краски, современную манеру мазка, заметит отсутствие трещин и подозрительные шероховатости. Любителю обратить внимание на все детали будет намного сложнее, тем более что качество подделок растет год от года. Цена такого обмана может быть весьма солидной — около $100 тыс.

Калькуляция. Особым спросом у российских коллекционеров традиционно пользуется русский антиквариат. Это касается и фарфора, несмотря на то, что его родиной и страной, подарившей миру лучшие образцы, является Китай. К нам порцелин (так называли фарфор в старину) пожаловал только во второй половине XVIII века. Но первая же мануфактура, Императорский фарфоровый завод, сразу начала производить подлинные шедевры, чрезвычайно ценимые сегодня на российских и западных аукционах. Цены на них стабильно растут.

«Большой популярностью у коллекционеров сегодня пользуются тарелки с военными мотивами, произведенные на ИФЗ в начале XIX века. Сегодня их стоимость — около $100 тыс., растут в цене они быстро: достаточно сказать, что только три года назад их продавали за $10 тыс., а год назад — уже за $40 тыс. Думаю, тенденция эта продолжится, и цена достигнет вскоре отметки в $120-130 тыс. за штуку», — говорит владелица галереи «Первые имена» Елена Малинко. Сегодня такие предметы — редкость, на рынке их осталось мало — все в коллекциях. Немного проще купить тарелки с видами Гатчины и различными пейзажами, выпускавшиеся ИФЗ в период с 1814 по 1824 год. Стоимость экземпляров в идеальном состоянии сейчас достигает $15 тыс., в то время как всего три-четыре года назад их можно было купить за $2 тыс. На аукционе «Гелос» семь тарелок ИФЗ 1827 года выпуска при старте в $60 тыс. были проданы за $90-95 тыс. каждая, а тарелки «Девушка с корзиной цветов» и «Охота на уток» поставили своеобразный рекорд, уйдя за $190 тыс. и $240 тыс. соответственно, превысив, таким образом, эстимейт в три и четыре раза.

«Большой популярностью у коллекционеров сегодня пользуется советский агитационный фарфор с росписью известных мастеров, цена на него растет на 50 и даже 100% в год. Недавно тарелка «Комиссар», расписанная художницей Александрой Щекотихиной-Потоцкой в 1921 году, была продана за $40 тыс., а чайная пара графика Сергея Чехонина — более чем за $23 тыс. Безусловные шедевры встречаются, конечно, не так часто, а цены на них обычно чрезвычайно высоки», — говорит совладелец галереи Antiqs.ru Александр Цыбин.

Но в постимператорской России на заводах выпускали, конечно, не только агитационный фарфор. Если вы не готовы тратить на советское искусство тысячи, обратите внимание на кофейные чашки в стиле модернизма и интерьерные тарелки со сказочными сюжетами. Цена на такие предметы сейчас колеблется от $300 до $800, а годовой прирост может составить 10-15%.

Большая любовь российских императоров к китайскому искусству, а позже к русскому фарфору, принесла современным коллекционерам и инвесторам неоценимую пользу: сегодня великолепные вазы приносят своим обладателям солидные доходы. Особенно россияне ценят те, что были произведены на ИФЗ. Стоимость пары ваз высотой 137 см, созданных в 1825 году и расписанных традиционными русскими сюжетами, были проданы россиянину в Нью-Йорке на Sotheby’s почти за $4 млн. И это при эстимейте в $800 тыс. Незадолго до этого вазы поменьше (92 см) и «помладше» (1840-х годов выпуска) с копиями картин Петера-Пауля Рубенса и Геррита Ван Хонтхорста были проданы за $2 млн. Пара николаевских ваз «фюзо» высотой 93 см с копиями картин Яна Рейсдаля оцениваются минимум в $1 млн, 95-сантиметровые «кратеры» (тип ваз) той же эпохи с сюжетами Виллема де Хейсха — в $3,5 млн. Таким образом, растущий интерес к этому направлению стал очевиден.

Есть, конечно, вазы и подешевле. Так, например, «кратер» 1855 года (ваза может считаться как николаевской, так и александровской) с росписью Щетинина (редкий сюжет) пока оценивается в $200 тыс. По словам владелицы, купив ее и тут же продав, вы получите дополнительно $10 тыс., а немного подержав — уже $50 тыс.

Китайские вазы также пользуются спросом у российских коллекционеров. Они поступают в основном из Европы, где в XIX веке скопилось большое количество азиатских товаров. По-настоящему ценных среди них немного, средняя же цена на неплохие, но в общем-то посредственные предметы обычно не превышает $300 тыс. Рост цен в этом направлении также не очень высок — около 10-15%. Однако сегодня в России зарегистрирован стремительный рост интереса к восточному искусству, поэтому в ближайшее время эти предметы, по оценкам специалистов, начнут расти интенсивнее, давая инвесторам около 20% годовых.

Журнал «Финанс.» №14 (151), 10-16 апреля 2006 — Инвестиции
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.