MAKC-2003. Гвоздем российской части программы международного авиационно-космического салона «МАКС-2003» стал полет новейшего пассажирского лайнера Ту-204-300. Вслед за этим авиакомпания «Трансаэро» и «Ильюшин Финанс Ко» подписали сенсационное соглашение, по условиям которого компания возьмет в лизинг на 15 лет четыре самолета Ту-204-300.
Машины будут поставлены в конце 2004 — середине 2005 годов. Кроме того, «Трансаэро» получит еще шесть подобных самолетов в 2006-2007 годах, доведя таким образом общий объем сделки до $200 млн. Самолет, в создании которого участвует более 150 предприятий, предназначен для замены устаревших Ту-154.
Вторым крупным успехом авиапрома стал контракт, который заключила авиакомпания «Омскавиа» с Казанским авиационным ПО им. Горбунова. Сделка на $120 млн предполагает поставку четырех авиалайнеров Ту-214 в течение 2005-2006 годов. Всего же на 23 кв. километрах в металлических ангарах и на открытых площадках сосредоточили свои экспонаты 497 российских фирм и около 150 зарубежных почти из 40 стран мира. Это более 200 летательных аппаратов различных типов, большая часть из которых к тому же не просто стояла на Земле, а, наполняя воздух шумом двигателей, постоянно кружила над летным полем.
Владимир Путин решил поддержать тянущуюся за ним с малайской сделки на поставку истребителей Су-30 репутацию главного менеджера авиапрома и тоже прибыл на авиасалон. Как только глава государства покинул приземлившийся на летном поле Жуковского вертолет, его под руку увлек под своды «своего» ангара гендиректор АВПК «Сухой» Михаил Погосян. Радушный хозяин павильона попытался потрясти воображение президента перспективными образцами военной техники, в числе которых истребитель-бомбардировщик Су-32, истребители Су-27СМ.
Эти совершенные изделия, судя по меланхоличному выражению на лице главкома ВВС Владимира Михайлова, военные летчики, однако, получат еще не скоро. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин попытался обнадежить гражданских авиаторов, напомнив им о правительственном решении дополнительно выделить из федерального бюджета следующего года на нужды авиационно-космической отрасли 2 млрд рублей, доведя объемы государственной финансовой поддержки до 3 млрд рублей. Большого впечатления это, впрочем, не произвело.
Тем не менее фирма «Сухой», нынешний флагман военного авиастроения, как показал МАКС-2003, по причине отсутствия госзаказа на истребитель нового поколения решила сделать ставку на конверсию. Речь идет о проекте регионального самолета RRJ, работы по которому ведутся в рамках соглашения между ОКБ Сухого, авиакомплексом (АК) «Ильюшин» и фирмой Boeing (США). Самолет был показан президенту в виде внушительной пластиковой модели. Последняя к тому же вращалась, постоянно грозя зацепить президента крылом, в то время как гендиректор с энтузиазмом пояснял ему преимущества «лайнера будущего».
Как сообщил корреспонденту журнала «Финанс.» Михаил Погосян, «ориентировочная стоимость проекта, включая проведение комплекса сертификационных испытаний и технологической подготовки производства, составит приблизительно $600 млн». Тем не менее, на какие именно средства будет создаваться лайнер, он так и не объяснил. Не секрет, что у АВПК «Сухой», основная тематика которого — боевые самолеты, средств на конверсионный проект нет, а фирма Boeing, обещавшая выступить в роли стратегического инвестора, пока не дала ни цента.
Впервые в современной истории на российском аэродроме совершили посадку несколько истребителей-бомбардировщиков ВВС США. Предприимчивые американцы тут же, у своих крылатых «боевых коней», развернули торговлю. Нашивки, шевроны, майки с пентагоновской символикой шли с раскладного лотка по $10-15. Тем не менее от желающих обзавестись раритетами, да еще и прямо из рук бойкого американского пилота отбоя не было. В награду за пытливое изучение истребителя-бомбардировщика F-15 корреспонденту журнала «Финанс.» бесплатно достался металлический значок с довольно двусмысленной надписью «US Army in Moscow!».
«Прикрывала» выставку группировка средств ПВО: зенитно-ракетные комплексы С-300ПМУ-2 «Фаворит», С-400 «Триумф», комплексы «Панцирь-С1», «Феникс», модернизированные «Тор-М». Все эти чрезвычайно дорогие «военные игрушки» Россия может пока выставлять разве что на выставках для продажи иностранцам. Для чего они нужны, убедительно показал гигантский стратегический бомбардировщик В-52, со времен вьетнамской войны являющийся непременным участником вооруженных конфликтов. Находясь в воздухе, исполинская «летающая крепость» накрыла своей тенью половину всего авиасалона.
Журнал «Финанс.» № 24 (25-31 август 2003) — Сюжеты
Сергей Путилов Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.