Не оскудевает рука берущего

Система конкурсного отбора исполнителей через интернет создавалась исключительно для прозрачности закупок бюджетных учреждений. Положения Федерального закона № 94 о государственных закупках детально регламентировали процесс. Все государственные закупки делятся на три группы в зависимости от стоимости. Если она не превышает 60 тыс. рублей, заказ делается без объявления конкурса. Когда сумма закупок лежит в диапазоне 60–250 тыс. рублей, проводятся котировки – те же конкурсы, но с более мягкими условиями участия. Более дорогие заказы надлежит покупать на тендерной основе. И, по данным разрабатывавшего систему Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), благодаря конкурсам за 9 месяцев 2006 года бюджеты всех уровней сэкономили $2 млрд. Но «откаты» живут несмотря ни на что. У ведомств по-прежнему существуют свои «любимцы». В условиях открытых конкурсов стало лишь чуть более проблематичным обеспечить им победу.

Деление лота. При проведении любого тендера формируется техническое задание. Оно составляется при участии профильных специалистов и будущих потребителей покупаемого материала, оборудования или услуги. Существует несколько способов обеспечения выигрыша своему протеже – компании, которая поделится процентом от сделки. Самый простой – указать производителя, чья продукция в России представлена эксклюзивным дистрибьютором. Однако выдвижение такого требования неминуемо привлечет внимание Федеральной антимонопольной службы. Для обхождения этого препятствия нужно сформировать техническое задание таким образом, чтобы ему соответствовал лишь один конкретный производитель. Например, обязательным условием объявить характерную черту, которая не играет никакой роли – вплоть до цвета. При определенных навыках составление такого технического задания становится несложной процедурой. И чем больше опыт составителя, тем проще «подогнать» требования.

Но порой у «компаньона» уникальные черты попросту отсутствуют. В таком случае тендер разбивается на лоты, большинство из которых составлено с ориентацией на общераспространенные характеристики товара. Но один из лотов – закупка недорогой, не особо нужной, но уникальной продукции, которая «случайно» есть в ассортименте только одной фирмы. При этом обязательно оговаривается, что при прочих равных условиях победителем становится компания, которая в одиночку способна сделать поставки по всем лотам.

Цепочки «откатов» могут быть гораздо сложнее. Так, при большинстве производителей существует эксклюзивный дистрибьютор, занимающийся сбытом товара. Это либо дочерняя структура, либо российское торговое представительство зарубежной компании, обладающие авторизованной дилерской сетью. Схема выглядит следующим образом: дистрибьютор договаривается об «откатах» с бюджетным учреждением. И сигнализирует избранным 2–3 дилерам о тендере. После своей победы они перечисляют деньги дистрибьютору «за помощь». Последний в свою очередь выплачивает «откат» чиновникам. Появление других дилеров практически исключено – генеральный дистрибьютор попросту «отсоветует» им участвовать в конкурсе под угрозой недопоставок. И даже если «чужой» победит в тендере, то потом ему приходится просить об исключении из числа участников конкурса.

Аукционная режиссура. Более выгодна для государственного бюджета система интернет-торгов. Для этого в ведомстве устанавливается информационно-аналитическая и торгово-операционная система электронной коммерции. Подобные решения строятся на принципах business-to-government или b2g, опробованных за рубежом. И конечно, с учетом российского законодательства. Система работает в режиме on-line с использованием интернета и должна предусматривать возможность обмена электронными документами с использованием электронной цифровой подписи. Должна быть возможность отслеживания электронных платежей, а также криптографическая защита передаваемых данных. Все события системы сохраняются в специальной базе данных и впоследствии автоматически анализируются. Само собой, потребуется интеграция с базами данных прочих государственных ведомств, например налоговой инспекции, Министерства внутренних дел. В результате получается мощный программный продукт, требующий соответствующего аппаратного обеспечения и сервисной поддержки. К тому же с изменением законодательства обычно меняется регламент торгов, и владельцам систем приходится опять привлекать IT-разработчиков для внесения кардинальных изменений.

В жизни при проведении тендера цена товара определяется с учетом «откатов» всех уровней, что означает наценку как минимум в 20%. А на аукционе побеждает участник, предложивший самую низкую цену. И как правило, это реально работающая над снижением себестоимости компания, а не фирма, чье единственное конкурентное преимущество – знакомства с нужными «государевыми» людьми. В результате чиновники и проигравшая, несмотря на выплату «отката», компания остаются недовольны. Начинается давление на компанию-победителя, выискиваются причины, по которым результаты аукциона объявляются недействительными.

Ведомства делают все для избежания подобных склок. Общепринято правило «предварительного звонка». Желающий участвовать в аукционе звонит по телефону, указанному в требованиях учреждения. Представляется, для проформы осведомляется об условиях. А затем невзначай сообщает о своей цене. Далее следует просьба о личной встрече, на которой упоминается размер «благодарности». Даже если роли конкретно этого аукциона уже распределены, пожелания новичка будут учтены в будущем. В результате аукцион проходит по заранее согласованному сценарию. Цена при этом падает, но тем не менее остается чуть выше объективной.

Порой в коррупционной среде случаются казусы, приводящие к приятным для бюджета последствиям. Участники рынка рассказали «Ф.», как министерство получило четыре интересных ценовых предложения по правилу «предварительного звонка». Но у одного из руководящих чиновников была на примете пятая, пока неопытная компания, пообещавшая в случае своей победы более высокий «откат», чем остальные. Предприимчивый руководитель позвонил «новичку» и озвучил предполагаемые цены прочих участников. На аукционе неискушенная компания предложила цену на 23% ниже принятой – $21 тыс. вместо $27 тыс. Но таким образом она лишилась «откатной» составляющей цены – деньги чиновнику-победителю пришлось платить из своей прибыли. Однако компания не растерялась, и в ходе переговоров с дистрибьютором добилась скидки именно под этот договор. В результате чиновники получили оговоренные «откаты», учреждение – нужную аппаратуру по беспрецедентно низкой цене, фирма – свою часть дохода.

Участие в интернет-аукционах влечет за собой дополнительные расходы для всех участников. Компании, желающие принять участие в торгах, обязаны представить солидный перечень нотариально заверенных документов. По каждой позиции аукциона их пакет формируется отдельно. Бюджетные организации обязаны платить за поддержание сайта Минэкономразвития, на котором проводятся аукционы. Наконец, для обслуживания системы учреждениям приходится держать в штате специальных сотрудников IT-отделов.

Котировки представляют интерес для компаний совсем малого бизнеса, например полиграфических фирм или поставщиков канцтоваров. Обычное условие котировок – одноименные закупки не должны делаться чаще, чем раз в квартал. Здесь стать победителем гораздо легче, чем при проведении тендера или аукциона. При таких небольших суммах заказа разница между предложениями обычно составляет 2–3%. То есть при максимальной сумме закупок в 250 тыс. рублей разница между предложениями может составить максимум 7,5 тыс. рублей. Получивший «откат» чиновник указывает компании подготовить новую конкурсную документацию, в которой будет фигурировать цена несколько меньшая, чем у конкурентов. Основная стоимость заказа оплачивается сразу по результатам котировки. А чтобы фирма-партнер не осталась в минусе, в следующем квартале она получит заказ на поставку продукции по явно завышенной цене, на сумму ниже 60 тыс. рублей, то есть без объявления конкурса.

Измена. Для ограничения коррупции в правительстве готовятся поправки в ФЗ № 94. По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, при составлении технического задания будет запрещено указывать фирменное наименование товара. Ведомства смогут расписывать подробные требования к продукту, ведь низкая цена зачастую означает лишь худшее качество товара. Но им будет запрещено давать такое описание, которое бы однозначно указало на конкретного производителя. «На двух можно, а на одного нельзя», – говорит Игорь Артемьев. Обсуждаются признаки, по которым можно отличить корректно составленное задание от нарушающего условия свободной конкуренции. Ведь порой действительно встречаются исключения из правил, когда объективным отраслевым требованиям, обычно в высокотехнологичной сфере, на российском и даже мировом рынке соответствует лишь один товар.

КОММЕНТАРИИ

Виктор Акимов, генеральный директор компании «Норбит»:

– Использование автоматизированной системы управления размещением госзаказа во многом способствует повышению контроля над расходованием бюджетных средств. В идеале такое решение должно охватывать все процессы: обеспечивать работу электронной торговой площадки по продаже имущества (прямые аукционы), отчетность по реестру контрактов, интеграцию с официальным порталом МЭРТ, использование электронной цифровой подписи в открытом электронном аукционе или запросе котировок. Прекрасно, если система дает возможность сквозного контроля и координации расходования бюджетных средств, интегрирована с региональным управлением ФНС.

Елена Шайтурова, главный эксперт департамента госрегулирования в экономике МЭРТ:

– К декабрю 2006 года на основе официального сайта МЭРТ для размещения информации о госзаказах были созданы официальные сайты 35 регионов и двух муниципальных образований. Заказчик отсылает информацию о планируемых закупках по трем направлениям одновременно: в реестр государственных контрактов, на официальный сайт, в официальное печатное издание. Конечно, было бы лучше, если информация от заказчика поступала бы только на официальный сайт и уже оттуда – в остальные источники. Такой подход исключил бы неточности и разночтения, избавил от большого количества бумаг. Но переход к такой организации работы займет не меньше года.

Игорь Иванов, руководитель управления IT Федерального агентства водных ресурсов:

– Перед нами стояла задача контроля над исполнением конкурсных процедур и плана-графика закупок в территориальных органах и подведомственных организациях агентства. При этом ФЗ № 94 обязывал нас публиковать сведения о госзаказах на сайте. Поэтому в ноябре 2005 года мы начали внедрение автоматизированной информационной системы «Мониторинг государственных закупок Росводресурсов». В мае 2006 года решение было введено в эксплуатацию. Система используется в 60 территориальных органах и подведомственных организациях, за 2006 год в системе размещена информация о 990 закупках. В результате мы имеем возможность контролировать процесс закупок, оперативно устраняя все нарушения.

Мария Тяросова, руководитель управления областного заказа и конъюнктуры администрации Архангельской области:

– Система, автоматизирующая процессы госзакупок, стартовала в Архангельской области в сентябре 2006 года. К 27 ноября было проведено уже 35 электронных аукционов и объявлено еще 32. Экономия бюджетных средств по отношению к начальной цене контракта по проведенным электронным аукционам составила 1,67 млн рублей, или 11,4%. Автоматизация делает систему государственных закупок через интернет открытой и доступной для представителей малого и среднего бизнеса. На сайте зарегистрировалось более 90 поставщиков из различных регионов. В каждом электронном аукционе участвует около 10 поставщиков.

Александр Бурков, аналитик центра мониторинга Института ресурсного обеспечения:

– Требования ФЗ № 94 в части проведения открытых аукционов в электронной форме недостаточно конкретизированы. Например, неясны возможности изменения условий аукциона при повторной процедуре. А заказчики часто совершают типовые ошибки. Например, подменяются понятия «внесение ценовых предложений участниками» на получение от участников электронных сообщений, когда комиссия открывает почтовый ящик и выбирает наименьшее ценовое предложение. Есть путаница в понятиях «официальный сайт для размещения информации о размещении государственного (муниципального) заказа» и «сайт в интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме».

Владимир Аксенов, заместитель директора Агентства по госзаказу Республики Татарстан:

– В нашей электронной информационной системе регулярные торги по продаже имущества, обращенного в собственность государства из-за нарушений законодательства, начались 15 мая 2006 года. Во время торгов все пользователи анонимны и сговор невозможен. Склад, оцененный в 4,5 млн рублей, был продан более чем за 10 млн рублей. При этом было сделано 114 ценовых предложений. Всего с 15 мая мы провели 228 аукционов, в том числе 15 – по недвижимости. Главный результат – это значительное снижение коррупции. Теория говорит, что ее корень заключается в поливариантном поведении чиновника. При электронных аукционах вариантов поведения нет.

Журнал «Финанс.» №5 (191) 5-11 февраля 2007 — IT+финансы
Наталья Анищук

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.