Рецепты Владимира Яковлева

Чиновник уверен: в России не хватает «нормального института собственников жилья и управляющих компаний». Хотя новый Жилищный кодекс и предписывает в обязательном порядке найти замену ДЭЗам, откликнувшиеся пока в меньшинстве: сегодня только 7% собственников жилья выбрали управляющую компанию.

Кругом враги. По словам Владимира Яковлева, успешному проведению реформы ЖКХ чинят препятствия как жильцы многоквартирных домов, так и сами операторы жилищно-коммунальных услуг. Министр верит: граждане просто плохо проинформированы о механизме организации товариществ собственников жилья или выборе управляющей компании. Кроме того, не последнюю роль играет тот факт, что ТСЖ – это юридическое лицо, а значит, должно платить налог на прибыль. В итоге получается, что и без того «с трудом собранные средства», например на капитальный ремонт, теряют в весе. Но на этот случай у Владимира Яковлева припасено несколько пряников для собственников многоквартирного жилья. В Минрегионразвития полагают, что организация ТСЖ должна быть бесплатной, товарищества – временно освобождены от налогов, а земля под домами – перейти в собственность жильцов.

Кроме того, прибыль от аренды нежилых помещений дома – подвалов и чердаков, а также от наружной рекламы, по мнению министра, должна идти в товарищества, а не МУПы, как это происходит сейчас. Эти предложения, по словам министра, уже рассматриваются в Госдуме. Так, депутаты недавно приняли в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, на основании которых взносы ТСЖ на содержание, управление, текущий и капитальный ремонт общего имущества ТСЖ и ЖСК не будут облагаться налогом на прибыль.

Более того, министр настаивает на изменении порядка выплаты компенсаций потребителям-льготникам. В этом году в бюджете на эти цели предусмотрено 120 млрд рублей. Сейчас суммы компенсаций поступают из местных бюджетов непосредственно в МУПы, а жители в этом процессе никак не участвуют. В Минрегионе считают, что деньги должны поступать непосредственно на расчетный счет льготникам. Министр не сомневается: это поможет справиться с задолженностью сектора. В пример он приводит 49 субъектов Федерации, которые уже перешли на такую систему: проблем с использованием средств не по назначению, по словам Владимира Яковлева, не возникало.

Провалы рынка. Более того, доля услуг ЖКХ, оплачиваемых из кармана потребителей, неуклонно растет. Так, в 2005 году она в среднем составляла 62% тарифа, в 2006-м – 82%. Сегодня население самостоятельно оплачивает 93% услуг, а это, по мнению министра, означает: рынок ЖКУ уже сформировался. Его объем в прошлом году составил 1,35 трлн рублей. Это примерно 3 млрд кв. метров жилья, почти 26% потребления всей электроэнергии, примерно 20% – воды. Тем не менее доля нерентабельных предприятий здесь очень высока – около 58%. Как утверждает Владимир Яковлев, если сейчас не ликвидировать МУПы, они будут препятствовать созданию ТСЖ. Это не случайно, ведь в их руках сконцентрированы значительные средства. Примерно 15–20% расходов региональных бюджетов связаны с ЖКХ.

Как считает руководитель лаборатории проблем муниципального развития Института экономики переходного периода (ИЭПП) Ирина Стародубровская, проблемы, действительно, скорее лежат в политической плоскости. Рынок сам по себе, бесспорно, привлекателен для частного бизнеса: спрос на услуги ЖКХ – величина почти постоянная, потребитель – вся страна, а значит, и доход в этом секторе гарантирован. По мнению эксперта, условия для притока частного бизнеса в ЖКХ уже есть, однако процесс тормозится самим государством. Установление правительством лимитов на повышение тарифов отталкивает частный бизнес, так как ставит его в зависимость от решений «сверху». Кроме того, не вдохновляют и финансовые возможности населения.

В итоге пока только 12 млн жильцов обслуживается предприятиями, созданными в рамках частно-государственного партнерства. По мнению руководителя направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города Людмилы Рагозиной, конкурентного поля на рынке ЖКХ пока не создано, а значит, нет никаких гарантий, что с приходом «частников» стоимость услуг не возрастет.

ПРОБЛЕМЫ: Долги – 300 млрд

Чтобы оздоровить отрасль и привлечь частных операторов, в Минрегионразвития предлагают в течение 10 лет провести реструктуризацию задолженности предприятий ЖКХ.

Речь идет об огромных суммах: более 300 млрд рублей кредиторской и дебиторской задолженности. Людмила Рагозина из Института экономики города в целом положительно оценивает эту инициативу чиновников, но предупреждает, что само по себе списание долгов с отрасли никогда автоматически не ведет к ее развитию: реформу надо проводить в рамках реальных институциональных преобразований. Проиллюстрировала эту мысль Ирина Стародубровская из ИЭПП: пару лет назад часть муниципалитетов по собственной инициативе списали задолженность местных операторов ЖКХ. Однако через год-другой она снова накопилась и чуть ли не больше прежней.

Журнал «Финанс.» №7 (193) 19-25 февраля 2007 — Экономика
Марта Маковецкая

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.