Министр обороны финансов

Стабильности нет. «Увеличение госрасходов не приводит к непременному экономическому росту, но к инфляции приводит точно, — заявил министр финансов Алексей Кудрин корреспонденту «Ф.». — Желание сегодня потратить больше и расплатиться за это дополнительным укреплением рубля — мягкотелая политика. Мне часто говорят: наступила макроэкономическая стабильность, все хорошо. Да не наступила стабильность, отступаем мы шаг за шагом. И в инфляции, и в укреплении рубля. Каждый день бьемся, чтобы добиться более жестких правил управления финансами. А страдает в результате отечественный производитель».

Глава Минфина считает, что противопоставлять борьбу с инфляцией и рост экономики ошибочно. Напротив, успех в первом — ключ к достижению второго. «Основная проблема развития российской промышленности — это модернизация. Предприятиям нужны средства для покупки нового оборудования. В любой стране мира рост инвестиций в производство происходит при низкой ставке кредитования. Когда США хотят поддержать свою промышленность, они снижают ставку ФРС. Чтобы в России расширить количество проектов модернизации, нужно, чтобы инфляция была равна 3-4% в год. Тогда ставка кредитования достигнет 5-7%, и вся наша промышленность реально будет модернизироваться. Поэтому снижение инфляции — это важнейшее направление ускорения экономического роста», — уверен министр.

На первый взгляд Минфин неплохо отражает атаки лоббистов, несытым взглядом наблюдающих за потоком нефтедолларов в казну. Так, Алексей Кудрин хотя бы на время отстоял Стабилизационный фонд. В Бюджетном послании президент Владимир Путин прописал разделение «нефтяной кубышки» на две части. Размер первой, резервной, будет определен в процентах от ВВП, тратить ее можно будет только на замещение источников финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на энергоносители, а также на погашение внешнего долга. Остальное пойдет в «фонд будущих поколений», который к 2009 году может составить не менее 1,5 трлн рублей. Но тратить его будут уже при новом президенте России. Так что споры о Стабфонде, по всей вероятности, будут свернуты до выборов 2008 года.

Цифры по инфляции в весенние месяцы также дали экономическому блоку правительства повод для оптимизма. В апреле показатель составил 0,4%, в мае — 0,5%, что значительно меньше прошлогодних темпов за аналогичные периоды (1,1% и 0,8% соответственно). На фоне того, что за первые три месяца 2006-го рост цен составил 5%, что превышает половину запланированных темпов инфляции на весь год (8-9%), прогресс налицо. В МЭРТ отмечают, что факторами торможения роста цен были курсовая политика Центробанка, снижение цен на продовольствие и умеренная динамика роста тарифов ЖКХ (с начала года они увеличились на 15,4%, что почти вдвое скромнее прошлогодних цифр — 28,5%). Специалисты Минэкономразвития отмечают при этом, что за счет дальнейшего ограничения денежного предложения и стерилизации избыточной ликвидности снизить инфляцию до 5-6% в год будет можно. Но только в ущерб экономическому росту.

Раздвоение эйфории. «Без Стабфонда денег у нас немного. Они все уходят и на национальные проекты, и на повышение зарплат бюджетникам. Это эйфория, что денег много», — заявил Алексей Кудрин корреспонденту «Ф.». Чтобы умерить аппетиты получателей, еще нагляднее продемонстрировав им истинные финансовые возможности бюджета, в Минфине разрабатывают вариант этого документа, «очищенный» от нефтяных доходов.

Между тем со Стабфондом, уже превысившим 1,9 трлн рублей, с одной стороны, и приближающимся 2008 годом, когда пройдут выборы, с другой, проводить консервативную бюджетную политику становится все труднее. Госрасходы увеличиваются, при этом их наращивание не носит системного характера, а определяется скорее политической конъюнктурой и отраслевым лоббизмом.

Тратить больше, прежде всего на социальную сферу и оборону, от Минфина требует лично президент. Бюджетные средства направляются на национальные проекты, демографические программы, повышение зарплат ученым и бюджетникам, на закупку военной техники. Очевидно, что за счет этих трат кремлевские политтехнологи намерены решить специфические задачи, связанные с выборами-2008. Поэтому нет ничего удивительного в том, что главными распорядителями львиной доли дополнительных госрасходов стали потенциальные преемники действующего главы государства. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев отвечает за национальные проекты, на финансирование которых только в этом году будет выделено 116 млрд рублей. Стимулирование рождаемости будет обходиться бюджету еще в 40 млрд рублей ежегодно. Не менее масштабны аппетиты и другого потенциального «наследника» — Сергея Иванова. Расходы на оборону со следующего года вырастут до 2,6-2,8% ВВП. Сейчас они достигают 666 млрд рублей, или 2,5% ВВП, но если учесть, что размер экономики в следующем году будет больше, прирост общей суммы окажется немалым. На 28% с 2007 года увеличится гособоронзаказ — до 302,7 млрд рублей. Наконец, в национальную программу закупок вооружения (правда, до 2015 года) будет вложено 4,9 трлн рублей.

Кроме этого государство тратит гигантские средства на закрытие дефицитов государственных фондов (прежде всего Пенсионного). В текущем году на эти цели запланировано около 800 млрд рублей, а в ближайшие годы сумма может возрасти до 1 трлн рублей. А двукратное увеличение зарплат в бюджетной и научной сферах также потребует дополнительных вливаний.

Под давлением министерств и Владимира Путина Минфин вынужден наращивать расходы инвестиционного характера, направленные на стимулирование экономического роста. Ежегодно увеличиваются расходы на федеральные целевые и адресные инвестиционные программы. Только в текущем году через них пройдет около 700 млрд рублей. На финансирование проектов Инвестфонда планируется израсходовать 69,7 млрд рублей, причем только эти средства Минфин согласился выделить из Стабфонда. А в инфраструктуру особых экономических зон государство вложит около 8 млрд рублей. Наконец, в последнем Бюджетном послании президент потребовал от правительства покончить с перекрестным субсидированием на транспорте и в энергетике. По мнению Алексея Кудрина, это потребует еще нескольких десятков миллиардов рублей в бюджете на следующий год.

По оценке Минэкономразвития, доля государственного потребления в ВВП России в 2007-2009 годы возрастет до 17-18% с 16,6% в прошлом году. Это связано в первую очередь с ростом господдержки в образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении и ОПК. В этом противоречии и заключается вся специфика финансовой и бюджетной политики страны. С одной стороны, чиновники борются с инфляцией, «выкачивая» деньги из экономики и укрепляя рубль. С другой — пытаются ускорить экономический рост и решить застарелые социальные проблемы за счет увеличения госрасходов и инвестиций. В результате ни одна из целей не достигается в полной мере.

Прав ли министр? Обязательно ли дополнительные бюджетные расходы ведут к инфляции? Ответить на этот вопрос «Ф.» попросил известных российских экономистов.

«Задача состоит не в том, чтобы тратить как можно меньше бюджетных средств, а в правильной увязке всех составляющих макроэкономической политики, которая предполагает в том числе ограничения на госрасходы, — уверен руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич. — Если государство станет тратить намного больше денег, чем собирает налогов, то будет либо расти госдолг, либо раскручиваться инфляция. Сейчас бюджет тратит даже меньше, чем получает за счет огромных валютных доходов от дорогой нефти. А их можно потратить только ценой укрепления рубля».

По мнению руководителя ЭЭГ, перед Минфином стоит всего три варианта действий. Первый — забыв об инфляции, наращивать госрасходы. Но тогда рост цен просто «съест» дополнительные вливания в экономику. Второй путь — пойти на серьезное укрепление рубля, потратив нефтяные сверхдоходы. Впрочем, в вероятность такой кардинальной смены финансовой политики верится с трудом. Третий путь предполагает умеренные расходы при ограниченном укреплении рубля и постепенное снижение инфляции. Но этот путь не позволит властям в полной мере продемонстрировать свою активную социальную и экономическую политику, что вряд ли будет возможно в преддверии выборов-2008. «Других вариантов в принципе не существует, но в этой комбинации из трех сосен уже долго плутают наши политики и, увы, экономисты. В результате обсуждение реальных альтернатив заменяется альтернативами надуманными, несуществующими», — сожалеет Евсей Гурвич.

По мнению ректора Академии народного хозяйства Владимира Мау, рост государственных расходов, предопределенный благоприятной конъюнктурой, опасен тем, что ставит страну в зависимость от цен на энергоносители. «Для нас сейчас крайне опасно повторить судьбу СССР, в котором экономика зависела от цен на нефть и расходы бюджета росли без остановки. Это и привело страну к системному кризису, — уверен экономист. — Именно поэтому рост госрасходов, связанных не с бюджетными доходами от роста экономики и производительности труда, а с упавшими «с неба» нефтедолларами, опасен с точки зрения ослабления национальной безопасности. Гораздо опаснее зависимости от импорта продовольствия».

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг разделяет взгляды Алексея Кудрина лишь отчасти. «Я согласен с тем, что экономический рост и сокращение темпов роста цен не противоречат друг другу. С другой стороны, нельзя сказать, что снижение инфляции автоматически ведет к увеличению экономического роста, в этом я вижу большую ошибку министра финансов, — считает эксперт. — В сегодняшней ситуации нельзя снимать с себя ответственность и ждать снижения инфляции до 3-4%, надеясь, что начнется экономический рост. Главное — нужно оживить хозяйственную активность в стране, а для этого нужна активная государственная политика. Я имею в виду формирование осознанной структурной политики с последующим финансированием отобранных приоритетов».

По мнению Руслана Гринберга, реальное укрепление рубля подрывает отечественную промышленность. Но увеличение государственных расходов совсем не обязательно ведет к инфляции. «Это происходит только тогда, когда есть дефицит бюджета и он не покрывается государственными ценными бумагами. Мы же имеем бюджетный профицит. Рост или снижение государственных расходов не имеют в сегодняшней ситуации отношения к росту цен. Хотя снижение инфляции было бы в интересах и экономики, и населения», — полагает руководитель Института экономики РАН.

«В дискуссиях о влиянии денежной массы на инфляцию забывают про конкуренцию. Пришли сетевые супермаркеты — и цены на некоторые товары стали в два раза ниже. Если заработает конкурентный механизм, то, я вас уверяю, отказ от Стабфонда приведет к ускорению экономического роста. А профицит бюджета в России мнимый —

из-за недофинансирования социальной сферы», — говорит депутат Сергей Глазьев.

Он считает, что экономика распалась на три сектора. «Первый — экспортно-ориентированный, сырьевой. В нем все хорошо. Второй — сектор монопольный. Это не только естественные, но и криминальные монополии. За некоторые товары и услуги наши потребители переплачивают в 2-5 раз. Это плата за криминальную монополию. Третий сектор — конкурентный. Рентабельность в нем невысока, из-за чего идет деградация основных фондов, — продолжает Сергей Глазьев. — Получается парадокс: чем больше денег приходит в страну, тем меньше кредитных ресурсов для внутренне ориентированных секторов. Это происходит из-за надуманных ограничений по росту денежной массы».

Председатель совета директоров Агрохимбанка Владимир Гамза на конференции РБК в Стокгольме презентовал собственную книгу «Россия-2006: Денежный обзор». В ней он статистикой доказывает и вовсе противоречащую логике Алексея Кудрина зависимость: чем сильнее рост количества денег в экономике, тем больше темпы снижения инфляции. «Даже беглый взгляд на динамику денежной базы, денежной массы, ВВП и соответствующего уровня инфляции достаточен, чтобы увидеть, что в целом рост денежных агрегатов ведет не к увеличению, а к снижению инфляции. Более того, от уровня роста денежной базы и денежной массы, работающих в реальной экономике, прямо пропорционально зависят темпы снижения инфляции», — утверждает Владимир Гамза (см. таблицу).

ДЕНЕЖНАЯ БАЗА, ДЕНЕЖНАЯ МАССА, ВВП И ИНФЛЯЦИЯ

Показатели

1.01.01

1.01.02

1.01.03

1.01.04

1.01.05

1.01.06

Национальная денежная база

млрд руб.

974,8

1302,4

1632,3

2448,5

3872,7

5725,5

рост за год, %

86,1

33,6

25,3

50

58,2

47,8

Денежная база в широком определении

млрд руб.

721,6

928,3

1232,6

1914,4

2386,3

2914,1

рост за год, %

69,5

28,6

32,8

55,3

24,7

22,1

Национальная денежная масса

млрд руб.

1397,5

1976,7

2534,1

3746,7

5849,7

8857

рост за год, %

74,1

41,4

28,2

47,9

56,1

51,4

Денежная масса М2

млрд руб.

1144,3

1602,6

2134,4

3212,6

4363,3

6045,6

рост за год, %

62,4

40,1

33,2

50,5

35,8

38,6

ВВП

млрд руб.

7063,4

8943,6

10834,2

13285,2

16778,8

21665

номинальный рост за год, %

53,3

26,6

21,1

22,6

26,3

29,1

реальный рост за год, %

9

5,1

4,7

7,3

7,2

6,4

Инфляция

%

20,2

18,6

15,1

12

11,7

10,9

снижение за год, %

44,6

7,9

18,8

20,5

2,5

6,8

Журнал «Финанс.» № 23 (160) 19-25 июня 2006 — Экономика
Александр Попов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.