Еще несколько лет назад аренда автомобиля для россиян казалась экзотикой, эту услугу предоставлял десяток компаний и главным образом для свадебных церемоний и других торжественных мероприятий. Сейчас же сотни фирм предлагают клиентам автомобили на любой вкус — от обычной «десятки» до ультрамодного Ferrari, при этом спрос продолжает расти, что не может не радовать прокатчиков. По их оценкам, рынок растет на 20-30% в год. Только в Москве парк автомобилей, сдаваемых в аренду, составляет более 2 тыс. единиц.
Сегодня рынок проката достаточно четко поделен: богатых частных клиентов и крупные корпорации обслуживают в основном представительства международных прокатных компаний: «Авис Москва», «Баджет», Hertz, а также официальные дилеры производителей мировых автомобильных марок — Raiden и Europcar. Средний класс пользуется услугами крупных российских фирм, длительное время работающих на ранке проката («Гринлайн авто» и «Скарлет»). Остальные клиенты распределены между небольшими компаниями.
Прокат как способ сэкономить. В небольших компаниях, имеющих парк в два-три десятка машин, основной клиент — частные лица, оставшиеся на время без своего автомобиля. «Если машина в ремонте, а по работе необходимы частые поездки, аренда становится лучшим выходом из сложившейся ситуации», — объясняет генеральный директор компании Gertz Игорь Герцев. Часто также бывает, что клиент продает свою машину, а перед выбором новой арендует аналогичную модель у прокатчика. Неделю проездив и протестировав модель, он принимает решение о покупке либо отказывается от нее.
Для поездки с друзьями на пикник или с семьей за город часто берут простенькие и экономичные Renault Clio, Daewoo Nexia, Opel Corsa или Hyundai Accent. Большой выбор автомобилей данного класса есть в небольших компаниях, ориентированных именно на частных клиентов. Чтобы конкурировать с гигантами рынка, они стараются максимально облегчить процедуру оформления аренды и смягчить условия: отказываются от ограничений по пробегу, платы за эксплуатацию машины вне города, дают возможность оплаты наличными. Взяв автомобиль эконом или среднего класса на два-три дня, придется заплатить от $30-40 в сутки и выше.
Самый популярный срок аренды — 7-10 дней. Именно на столько приезжает и большинство туристов, и командированных, зачастую и ремонт автомобиля занимает неделю — все это время оставаться «безлошадным» накладно: если необходимы частые и длительные поездки, такси обойдется значительно дороже.
Многие компании отказываются от собственного автопарка в пользу аренды — иногда это оказывается очень выгодно. К примеру, аренда в крупной компании нового Renault Clio на год вместе с водителем обойдется в $13 тыс., в небольших фирмах меньше — $8-10 тыс. За эти деньги не надо беспокоиться о страховке (она уже включена в стоимость), ремонте и техобслуживании автомобиля — эти заботы берет на себя прокатчик. Не нужен и гараж — предоставленный компанией водитель подаст вам машину в указанное место к указанному сроку и сам побеспокоится о ее ночлеге. На содержание же собственного Clio может уходить не менее $10 тыс. в год (с учетом найма водителя). Расходы на покупку автомобиля составят еще $12-14 тыс., а капитального гаража — $15-20 тыс.
Престиж стоит дорого. Крупные международные компании больше ориентированы на работу с корпоративными клиентами, соответственно и уровень предлагаемых ими автомобилей несколько иной, чем для частников. «У каждой категории наших клиентов есть свои любимые модели. Так, среди гостей отелей, с которыми мы работаем, наиболее популярны автомобили Mercedes Е-клаcса, среди мировых и российских звезд, политических деятелей и владельцев крупных компаний — Mercedes S-класса. Для сотрудников рангом пониже часто заказывают Ford Mondeo», — говорит директор по продажам и маркетингу компании «Баджет» Инга Ильина. У корпоративных клиентов популярны микроавтобусы, которые часто используют для встреч или проводов, а также для экскурсий различных делегаций. В компании «Авис Москва» наибольшим спросом пользуется все тот же Ford Mondeo, а также Opel Astra и Opel Vectra. Аренда этих и других машин бизнес-, премиум- и люкс-класса обойдется в $50-60 в сутки и выше.
Бизнесмены и представители крупных компаний пользуются услугами прокатчиков, как правило, для встреч или проводов деловых партнеров, а также для поездок по городу. При этом они предпочитают арендовать автомобиль вместе с водителем. «Это удобно, если вы встречаете партнера по бизнесу, разговор завязывается уже в машине, и если за рулем сидишь сам, то сложно сконцентрироваться на беседе», — пояснил «Ф.» представитель одного из банков. По словам Инги Ильиной, московские филиалы иностранных компаний часто берут в прокат автомобиль для топ-менеджеров, приезжающих на длительный срок или в краткосрочную командировку. Машина бизнес или представительского класса стоит более $30 тыс., аренда же обойдется в среднем в $1-3 тыс. в месяц (с учетом скидок за долгосрочную аренду). По мнению начальника отдела маркетинга и продаж компании «Авис Москва» Елены Эльдауд, основной поток клиентов составляют именно иностранцы, приезжающие по служебным делам в Россию, а также состоятельные москвичи, арендующие машину в качестве временной замены личному транспорту.
«Аренда автомобилей позволяет нам быстро и качественно организовать работу по проведению крупных мероприятий и сопровождению бизнес-партнеров», — отмечают в российском представительстве DaimlerChrysler. Обслуживание крупных официальных делегаций и клиентов требует значительного парка автомобилей и квалифицированного персонала, предоставить в один момент несколько десятков автомобилей премиум- или люкс-класса могут не более пяти-шести московских фирм.
Высокие тарифы компенсируются ведущими прокатчиками высоким уровнем сервиса и значительными скидками для крупных и постоянных клиентов. Не стоит забывать и о качестве. «Клиент крупной компании может быть уверен в своей безопасности — квалифицированные водители, постоянная профилактика и ежегодное обновление парка, своевременная замена автомобиля при ДТП или неисправности решаются быстрее, чем в небольших фирмах», — объясняет Елена Эльдауд из «Авис Москва».
Памятка. Первое, что должен знать потенциальный клиент компании-прокатчика: минимально допустимый стаж вождения — год, возраст арендатора также ограничен — не моложе 21 года. Но даже при соблюдении этих условий в большинстве компаний ему доверят лишь недорогие машины. Более престижные марки можно арендовать с 24-25 лет. Молодому клиенту придется заплатить за аренду и внести залог на гораздо большую сумму, чем взрослому и опытному водителю.
Всегда нужно быть готовым к тому, что условия у ведущих прокатчиков будут несколько жестче, чем у небольших фирм. К примеру, наличные в крупных компаниях берут редко, наиболее частый способ оплаты — пластиковые карты.
При аренде автомобиля затраты не ограничиваются только самой арендной платой — также вносится сумма, включающая в себя оплату полного бака бензина и залог. Оплата страховки (угон, ущерб и гражданская ответственность) входит в стоимость проката, однако в тариф также включена и безусловная франшиза — по сути, сумма, выплачиваемая клиентом в случае хищения или повреждения авто. Если страховой случай произошел, то из залога, заблокированного на счете арендатора, вычитается стоимость восстановительного ремонта в пределах франшизы, а все остальные расходы берет на себя страховая компания. Если обошлось без приключений, то залог полностью возвращается.
Многие компании устанавливают дополнительную плату за превышение лимита на пробег (не более 200-300 километров в сутки) и при поездках по России. Кроме доплаты в этих случаях увеличивается и сумма залога. Небольшие компании грешат дополнительными сборами с клиентов за предоставление зимней резины, магнитолы, детских кресел, а также отсутствием четкой и полной информации о налагаемых на арендатора ограничениях и ответственности. Главный же недостаток аренды — по истечении срока проката машины с ней приходится расставаться.
Журнал «Финанс.» №4 (94) 31 января — 6 февраля 2005 — Автофинансы
Александр Потапов a.potapov@finansmag.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.