Биржевые неудачи преследуют шинный холдинг с момента IPO, когда он продал 27% акций в виде глобальных депозитарных расписок (GDR) на Лондонской фондовой бирже (LSE). Бумаги удалось разместить лишь по $11 за GDR — на 15% ниже минимальной границы установленного ценового диапазона в $13-16 за расписку. Нынешнее падение акций Amtel-Vredestein связано с публикацией финансовой отчетности по МСФО за 2005 год. Еще 8 мая одна GDR шинного холдинга стоила $9, а уже к 24 мая их цена упала до $6,2. За следующую неделю расписки немного отыграли падение, и их цена выросла на 8% до $6,7 на 31 мая. Годовые результаты Amtel-Vredestein оказались существенно хуже прогнозов аналитиков. Несмотря на рост выручки на 40% до $671 млн, чистый убыток составил $81 млн. EBITDA выросла на 83% до $81 млн, оказавшись на 20% ниже консенсус-прогноза аналитиков. Эксперты связывают убытки «Амтела» с продажей в 2005 году Красноярского шинного завода и Волгоградского завода технического углерода. Стоимость сделок оказалась ниже балансовой цены активов. Это и привело к списаниям на общую сумму $78 млн. Другая причина убытков — рост цен на сырье. Повышение стоимости нефти приводит к подорожанию основного сырья для шинного производства — синтетического каучука. А повысить цены на конечную продукцию «Амтел» не может из-за сильной конкуренции.
«Амтел» показал ухудшение и других показателей. Быстрее выручки росли административные расходы (рост на 47%). Особое беспокойство инвесторов вызывает большой долг шинного холдинга. В апреле 2005 года «Амтел» купил голландского производителя шин премиум-класса Vredestein Banden. Для финансирования сделки компания привлекла синдицированный кредит на 118 млн евро и разместила CLN (кредитные ноты) на 143 млн евро. В итоге совокупный долг «Амтела» увеличился более чем в два раза — с $204 млн до $459 млн.
Еще одна причина снижения стоимости GDR — реорганизация бизнеса. Холдинг почти полностью распрощался со своим сырьевым подразделением. В планах компании на 2006 год — продажа производителя корда и полиамида «Амтел-Кузбасс». После этой сделки «Амтел-Фредештайн» скопирует структуру мировых производителей шин второго эшелона — Toyo, Sumitomo, Kumho или Hankook, не имеющих собственного сырьевого производства. Одновременно холдинг пытается перейти от выпуска дешевых шин класса С к производству более дорогих категорий А и В. Для этого «Амтел» строит завод «Воронеж-2». Ожидается, что уже в 2008 году предприятие будет производить более 2,5 млн шин в год. «Переориентация производства на шины класса А и B — правильный шаг, — размышляет аналитик Промстройбанка Алексей Бизин. — Вместе со спросом на иномарки будут расти продажи на шины премиального сегмента». Сработает и голландская составляющая названия. Все-таки для рядового потребителя надпись Amtel-Vredestein на покрышке выглядит предпочтительнее «Омскшины». В премиальном сегменте «Амтелу» предстоит жесткая борьба с мировыми лидерами Michelin и Nokian. «Рынок шин очень жесткий, — говорит Максим Шеин, начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервиса». — «Амтел» проводит стратегию перемен, и инвесторам пока не ясно, достигнет ли компания заявленных целей». Оценить стратегию перехода в премиальный сегмент можно будет лишь через два года. В случае успеха «Амтел» справится с проблемой низкой рентабельности. Неудача повлечет за собой снижение темпов роста и даже стагнацию.
Помощь в походе на покупателей шин премиального сегмента должна оказать собственная розничная сеть. «Амтел» активно осваивает этот сегмент бизнеса. В 2005 году холдинг приобрел 104 магазина преимущественно в Москве и Петербурге за $69 млн. К 2007 году «Амтел-Фредештайн» планирует расширить собственную сеть до 200 торговых точек. Открывать и покупать магазины планируется по всей России и в странах СНГ. С развитием собственной сети «Амтел» повысит рентабельность за счет избавления от посредников и предоставления сервисных услуг. Шинный холдинг сможет неплохо заработать на своей сети магазинов. «В 2005 году розничный бизнес обеспечил Amtel-Vredestein лишь $9 млн выручки, — говорит аналитик Deutsche UFG Александра Мельникова. — В 2006 году этот показатель увеличится как минимум до $80 млн».
Аналитики не надеются на быстрый отскок котировок к прежним уровням. Причины снижения стоимости акций Amtel-Vredestein не связаны с общей конъюнктурой фондового рынка, а носят стратегический характер. Кроме того, только после снижения курса акций российский шинный холдинг приблизился по основным коэффициентам к сопоставимым иностранным компаниям. Так, показатель EV/EBITDA (соотношение капитализации с учетом долга к прибыли до вычета налогов, процентов по кредитам и амортизации) для Amtel-Vredestein равен 10,2. Тот же коэффициент для Nokian составляет 12,2, а для Sumitomo — 9,0.
Тем не менее небольшое повышение курса акций возможно уже к концу лета 2006 года. «Бизнес «Амтела» имеет ярко выраженный признак сезонности, — говорит Алексей Бизин из Промстройбанка. — Возможно, что GDR немного вырастут после публикации отчетности за второй квартал 2006 года». Дело в том, что основные продажи шин приходятся на осень и весну, когда автолюбители переводят свои машины с летней на зимнюю резину и наоборот. Соответственно производители шин показывают улучшение финансовых показателей именно во втором и четвертом кварталах. Пока же опрошенные «Ф.» аналитики советуют держать бумаги компании. «Снижение результатов — временное явление, — говорит Георгий Иванин из «Антанты капитал». — У «Амтела» сильные позиции, это один из крупнейших производителей шин в России с хорошей маркетинговой стратегией».
Шинный опцион
Компания Amtel-Vredestein объявила опционную программу для топ-менеджеров. Под нее планируется приобрести 7,5% обыкновенных акций. Менеджеры смогут выкупить бумаги в октябре 2008 года. Цена приобретения акций для них установлена на уровне $11 за одну акцию — по цене проведения IPO в конце 2005 года. Так, генеральный директор «Амтел-Фредештайн», головной компании группы в России, Алексей Гурин сможет выкупить 2,5% акций компании. Его бывший директор по экономическим и финансовым вопросам Карэн Топчиян — 1%. Столько же достанется первому заместителю гендиректора Сергею Боханову.
Журнал «Финанс.» № 21 (158) 5 июня – 11 июня 2006 — Финансовые рынки
Надежда Наранпаева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.