Вытекающее из этого последствие — потеря возможных клиентов. Не из-за плохого сервиса или высоких цен, а только потому, что клиент не нашел информацию о компании и обратился к ее конкурентам. «Интернет-сайт — это прямая связь с многочисленными аудиториями компании — потребителями, партнерами, инвесторами», — размышляет Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью группы Dixis. Кроме того, особенно «продвинутые» корпоративные порталы используются для обмена опытом сотрудниками самой корпорации. «После запуска нашего сайта в промышленную эксплуатацию произошло улучшение внутренних коммуникаций», — рассказывает Виктор Жестянников, интернет-менеджер Промстройбанка.
Разнообразие видов. Корпоративные веб-сайты классифицируются, с одной стороны, по сложности изготовления, с другой — по количеству и составу информации (контента). Маркетологи фирм-разработчиков обычно выделяют сайт-визитку, каталог (или сайт-витрину), интернет-магазин, информационный сайт и портал. В чистом виде тот или иной вид сайта фактически не встречается, и часто «витрины» или «визитки» сочетаются, например, с информационными сайтами. Первые три вида обычно заказывают представители малого бизнеса, информационные сайты — «середнячки», а крупные корпорации приобретают порталы.
Сайт-визитка наиболее прост в изготовлении и содержит минимум информации, наиболее востребованной клиентами. Как правило, это рассказ о фирме, прайс-лист, реквизиты и план проезда — порой все это находится на заглавной и единственной странице. Разработка стандартной «визитки» занимает не более месяца и стоит около $400.
Главная цель сайта-витрины — рекламирование товаров, предлагаемых компанией. По сути, это расширенная «визитка». Такой сайт содержит каталоги товаров с указанием цены, характеристиками, подробным описанием, рисунками, фотографиями, могут прилагаться аудио- и видеоролики. К «витрине» можно подключать системы формирования заказов, когда запрос посетителя передается по электронной почте менеджеру по продажам. Покупать сайт такого типа стоит, если товары фирмы могут продаваться через интернет и есть возможность создания профессионального мультимедийного описания каждого продукта. Разработка занимает до четырех месяцев. Стоимость — от $3 тыс.
Очень похож на «витрину» интернет-магазин. Ключевое отличие — процессы формирования заказов полностью интегрированы в автоматизированную систему предприятия. Если есть деньги, а прогнозируемый объем продаж достаточно высок, эксперты рекомендуют использовать именно электронный магазин, а не каталог, так как это позволяет уменьшать затраты на обслуживание заказов. Разработка такого сайта длится также около четырех месяцев, а основной пример — интернет-магазин Ozon.
Информационный сайт призван информировать посетителя о секторе рынка, на котором работает компания. Это могут быть как почти энциклопедические материалы, так и публикации в прессе на заданную тематику, например об IT-технологиях, как на сайте консалтинговой компании Iteam, или кондитерской промышленности («Сладко»). Программа-максимум такого сайта — стать основным источником информации для потребителя по заданной тематике. Предпосылками для его разработки является, во-первых, широко представленная в интернете целевая аудитория (потенциальные клиенты), во-вторых, у нее реальная потребность этой аудитории постоянно обращаться к данной информации.
Сайт по-крупному. Корпоративный портал предоставляет посетителям исчерпывающую информацию о сфере деятельности компании. Как правило, у них высокая посещаемость, что дает хорошие возможности для проведения PR-акций и других маркетинговых мероприятий. Это не просто представительство компании в сети — порталы обеспечивают внутрикорпоративную связь между сотрудниками, благодаря чему происходит обмен опытом. Это довольно важно для крупных, территориально разветвленных корпораций. Портал разрабатывается 6-12 месяцев и стоит от $100 тыс.
Через подобные сайты сотрудники получают доступ к базам данных, системам документооборота. Так, в Высшей школе экономики портал называют наиболее оптимальным способом управления информацией. «Типичная ситуация для научно-образовательного процесса, когда необходимо организовать онлайновый сбор информации и ее распространение в рамках заданной аудитории, например учебных материалов для студентов, — рассказывает Сергей Паринов, директор корпоративного портала ГУ ВШЭ. — Когда доступ к информации необходимо организовать для 10 тыс. пользователей, портал становится просто необходим».
Систематизировать свои информационные потоки Школа экономики пыталась и до создания портала. У нее было несколько сайтов, содержание которых постоянно обновлялось. Было предпринято несколько попыток их модернизации — расширения функциональности и сокращения издержек на сопровождение. Однако, как только стал ясен объем и содержание вопросов, которые необходимо было решить университету, руководство решилось на создание полноценного портала. Его основными задачами были названы, во-первых, отражение основных событий жизни университета в реальном времени. Так, по словам Сергея Паринова, на отражение новостей на портале отводится по регламенту 30-60 минут. А во-вторых, увеличение количества информационных лент, систематизация данных. «Портал должен был не только информировать, но и стать средством повседневной работы сотрудников», — говорит Сергей Паринов.
ГУ ВШЭ отказалось от идеи создания портала собственными силами «с нуля». Университет учредил дирекцию портала из ее руководителя, отдела веб-мастеров (четыре человека), отвечающего за дизайн, и информационного отдела (два человека), занимающегося сбором сведений от подразделений и размещающего их на портале. Одновременно среди системных интеграторов был объявлен конкурс на лучший проект. Победу в нем одержала компания IBS, предложившая построить портал на технологии Microsoft SharePoint Portal Server. «Эта платформа была выбрана за простоту публикации информации, интеграцию с офисными приложениями, простоту расширения функциональности портала собственными силами и легкость освоения», — вспоминает Сергей Паринов.
Разменяться по мелочи. Для компаний малого и среднего бизнеса поиск компании для разработки сайта становится походом по минному полю. Не спасает даже изучение портфолио — тех интернет-страниц, которые студия уже сделала. Проблема в большой текучести кадров в IT-среде. Специалисты, разработавшие сайты, ставшие визитной карточкой разработчика, могли уже давным-давно уволиться из фирмы. Здесь поможет комбинированный поиск. Помимо изучения портфолио необходимо опросить коллег и знакомых, узнать, кто с кем работает, какие отзывы. Разумеется, в компании, о которых говорят только плохо, лучше не обращаться. «Для Dixis были важны знания и опыт разработчика именно на рынке сотового ритейла, — размышляет Татьяна Москалева. — Также мы помнили о том, что сайт создается для крупной торговой компании с разветвленной региональной структурой. Поэтому было выбрано агентство, у которого есть опыт создания сайтов для крупных компаний, в том числе для участников нашего рынка».
Помогают поисковые системы. О профессионализме разработчика можно судить по тому, на какой странице высвечивается его сайт. Логика понятна: если специализированная компания не может обеспечить своему сайту первые строчки в поисковиках, что уж говорить о том сайте, который она сделает сторонней организации.
Одновременно со сбором мнений нужно составить типовое задание на сайт — представление о том, каким он должен быть. «Для меня главными требованиями были использование флэш-технологий, понятная навигация и простая административная часть, — рассказывает Лина Перфильева, директор по связям с общественностью компании «Энерготехмонтаж» (ЭТМ). — Без первого современных сайтов не бывает, понятная навигация нужна для того, чтобы посетитель не заблудился в трех страничках, а административная часть необходима для самостоятельной работы с корпоративным порталом». Допустим, у компании поменялись номера телефонов. Административная часть нужна для того, чтобы неспециалист мог самостоятельно заменить их на сайте, просто введя логин и пароль. Кроме того, ЭТМ требовалась возможность обратной связи, например запроса на оформление услуги. Посетитель заполняет техническое требование, после этого информация поступает специализированному менеджеру, который связывается с потенциальным клиентом.
Составленное техзадание рассылается по найденным разработчикам. Лина Перфильева рассказывает, что было интересно наблюдать за тем, как предлагаемые цены различались в несколько раз. Так, из восьми отозвавшихся фирм-разработчиков две предложили сделать сайт за $3 тыс., еще одна начала разговор сразу с $12 тыс. Остальные предложения находились в этом промежутке. В одной из студий дизайна помимо разработки сайта, которую они оценили в $3 тыс., ЭТМ пообещали последующее обязательное сопродвижение — в течение полугода за $400 ежемесячно. Другие предлагали оплату сайта в рассрочку. В итоге новый сайт обошелся ЭТМ в $3 тыс. — эту сумму компания будет выплачивать в течение шести месяцев равными долями. Правда, в таком случае права на свое представительство в сети компания получает после выплаты всей суммы. ЭТМ обращался и к дизайнерам-одиночкам (фристайлерам). Их услуги дешевле фирменных, однако и гарантий нет никаких: все делается по предоплате и безо всякого договора. Один запросил $2 тыс., другой — $1 тыс. Лина Перфильева решила не рисковать.
Помимо разработки сайта студии дизайна предлагают написать тексты для его заполнения. «Разумеется, я от этого отказалась, — рассказывает Лина Перфильева, — понятно, что лучше самой компании о ней никто рассказать не сможет». Кроме того, программисты и дизайнеры частенько допускают орфографические ошибки, которые способны отвратить иного клиента от дальнейших контактов. Также важны иллюстрации. Разработчики обычно используют типовые фотографии и рисунки. Они качественные и интересные, проблема в том, что на сайтах похожей тематики будут абсолютно одинаковые картинки. Поэтому иллюстрации также лучше сделать самостоятельно.
Журнал «Финанс.» № 25 (115) 18-24 июля 2005 — IT+финансы
Андрей Школин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.