Даже те, кто любит свою профессию, со временем теряют к ней интерес. Потому что больше не получают удовольствия. Это явление довольно распространенное: сумасшедший ритм жизни, особенно в больших городах, заставляет людей приспосабливаться и, чтобы соответствовать, выкладываться по полной программе. Результат нередко – нарастающее эмоциональное напряжение и внутриличностный конфликт. Иначе говоря, профессиональное выгорание. «В мире достижений очень легко попасть в ловушку успешности, – объясняет директор направления «Технологии продаж» консалтинговой группы «Руна» Светлана Бессуднова. – Требования к нам – это вечное «выше, дальше, сильнее» – растут быстрее, чем наш профессионализм, навыки управления собой и ситуацией. Иногда бывает поздно пить «боржоми». Грустная иллюстрация к этому: один потенциальный участник тренинга по управлению стрессом до нас не доехал, по пути ему пришлось вызвать «скорую» – открылась язва. Другому стало плохо в первые 10 минут занятия. Осознание, что пора на тренинг, пришло позже, чем организм сказал «больше не могу». Ему приходится болеть, чтобы вынудить нас сделать остановку».
Не работой единой. Условия, приводящие к проблемам «выгорания», разные. Начиная от «излишне» динамичного развития компании, за которым отдельный сотрудник не успевает, и неподъемного объема работы, заканчивая политикой руководства, даже – банально – неудобным месторасположением офиса. Часто предпосылкой к внутреннему неудовольствию является нервирующе низкая зарплата – это явный демотивирующий фактор, который не может не сказываться отрицательно на эмоциональном состоянии сотрудника. Из более глобальных проблем – неуверенность в завтрашнем дне.
С «выгоранием» человек может попытаться справиться самостоятельно. Например, сменить место работы. На первых порах он обычно испытывает всплеск активности, творческий подъем, но эффективный период, как правило, длится недолго. «Прежде всего стоит задуматься, почему мы считаем работу главной жизненной темой, почему отнимаем столько времени у человеческих отношений, детей. Необходимо понимать, что жизнь проходит не только на работе, но и в кинотеатре, с друзьями, с любимым человеком», – говорит психотерапевт центра «Мой тренинг» Галина Клейн. Только когда появляется осознание того, что работа не самоцель, а способ для самореализации и получения новых знаний и опыта, человек снова начинает получать удовольствие от профессиональной деятельности, а не вязнуть в рутине однообразных обязанностей. Практический совет: работнику не стоит брать на себя заведомо трудновыполнимые задачи, которые затем окажутся непосильными и повлекут за собой череду неудач и недовольства как со стороны руководства, так и самого работника. Из простых рекомендаций: если место работы находится недалеко от дома, то для освобождения от гнетущих мыслей рекомендуется ходить в офис и обратно пешком. Или прогуливаться – лучше всего в одиночестве – во время обеда.
Выход – изоляция. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками и пессимистами и переносят свое депрессивное настроение на окружающих коллег, вводя их в состояние перманентного стресса. «Человек – существо чувствительное. Поэтому, впадая в депрессию, важно разделять, ваша это «заслуга» или работающего рядом коллеги. Кто-то эмоционально более крепок, кто-то более раним. И если у вас любовь к жизни преобладает над тягой к раздражению, в нервной обстановке вы будете чувствовать себя дискомфортно, но справитесь с ситуацией. Если же человек слаб, он может попасть в зависимость», – объясняет Галина Клейн. Что делать? Слушать в наушниках расслабляющую, приятную музыку. Это отличный способ сконцентрироваться на работе и барьер от шумных, навязчивых или негативно настроенных коллег.
Увеличение числа чаепитий и перекуров свидетельствует о «массовости» выгорания коллектива, который стремится уменьшить время, потраченное на выполнение профессиональных задач. Если человек понимает, что работы немного, он сознательно будет растягивать ее на весь день. Но когда у него есть объективная цель и потребность ее достичь, он работает эффективнее. «В Европе не ходят пить чай или вести разговоры за жизнь, потому что люди осознают: работы много, – считает менеджер компании «DNV Россия» Константин Мячин. – Норвежские коллеги научили меня планировать и более продуктивно использовать рабочий день, чтобы на выполнение профессиональных задач уходило 7–8 часов, а не 12. До часа дня я пытаюсь раскидать телефонные звонки: люди более восприимчивы с утра. А с 14 до 18 абстрагируюсь от офисной обстановки с помощью беруш».
Групповая терапия. Проблема непроходящего стресса начинает волновать не только отдельных «замученных» индивидов, но и, что естественно, работодателей. На Западе давно и пристально всматриваются в проблему, но и российские компании и кадровые агентства начали в массовом порядке проводить семинары и тренинги, обучающие менеджеров и линейный состав организаций минимизировать последствия профессионального выгорания. Эти мероприятия, на которых прорабатываются различные стрессовые ситуации, помогают избавиться от накопленного негатива и в будущем лучше справляться с ними. «Мы проводим различные тренинги, семинары, обсуждаем, что у кого наболело, чаще, конечно, это касается рабочих моментов, – рассказывает ведущий специалист направления «Финансы и инвестиции» кадрового агентства Peoplework Елена Присяжнюк. – Тренинги проходят внутри компании, и сотрудники не обсуждают свои проблемы перед руководством».
В небольших фирмах руководителю самому необходимо наблюдать за удовлетворенностью подчиненных, в крупных компаниях ответственность за это ложится на HR-службу. Решить проблему можно с помощью организации «психологических комнат», где будут проходить сеансы групповой терапии. Из менее радикальных вариантов – регулярное повышение компетенции сотрудников, создание возможности для получения новых знаний. Специалисты уверены, это даже более действенный фактор, чем мотивация повышением заработной платы.
Организация корпоративных, например спортивных мероприятий, тоже является действенной формой избавления от стресса. «Мы делаем все возможное, чтобы сотрудники нашей компании не подвергались профессиональному выгоранию, а действовали одной командой, – заявляет специалист по подбору персонала Русфинансбанка Светлана Еремина. – Турниры по волейболу, керлингу, собственная футбольная команда. В мероприятиях участвуют как топ-менеджеры, так и молодые специалисты, недавно пришедшие в компанию».
ОТНОШЕНИЯ: Привет Фрейду
Часто подчиненные, страдая от предвзятого отношения своих начальников, не предпринимают реальных попыток что-либо изменить.
Эти проблемы, вполне возможно, уходят корнями в детство: если у человека родители позволяли себе вываливать собственные трудности на ребенка, он будет считать эту модель взаимоотношений «агрессивный начальник – безропотный подчиненный» нормой. Будет играть роль жертвы и страдать от этого. Нередко такие люди сами выбирают руководителей, которые их «мучают». Ведь начальник интуитивно сливает негатив на тех, кто готов принимать это близко к сердцу. У деспота тоже явно не все в порядке. Агрессия может быть проявлением неудовлетворенности работой и собой. А вот почему человек получает удовлетворение от неудовлетворенности – глубинный вопрос. Но совершенно точно и тем, и другим можно посоветовать отправиться на специализированные тренинги или обратиться к психологу.
Журнал «Финанс.» №12 (198) 26 марта — 1 апреля 2007 — Психология
Ирина Барсукова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.