Консультантом покупателя выступила компания ИК «Тройка-Диалог». Сумма сделки ее участниками не разглашается, однако ряд информационных агентств со ссылкой на источник, близкий к консультанту, в тот же день указал цифру в $135 млн. Таким образом, продавец не остался внакладе — Millhouse Capital приобрела этот пакет в 2001 году примерно за $120 млн. Впрочем, сумма сделки все-таки выглядит несколько неожиданной в силу двух обстоятельств. Во-первых, рыночная стоимость пакета составляет около $104 млн, а во-вторых, всего немногим более двух месяцев назад Millhouse Capital пыталась продать этот пакет инвестиционной компании «АТОН» по цене $120 млн, но сделка не состоялась тогда именно из-за суммы.
Интерес НРБ к обладанию блокирующим пакетом «Аэрофлота» естественен — это для него стратегическое приобретение. Банк уже несколько лет пытается наладить лизинг самолетов Ил-96 производства Воронежского авиастроительного завода (ВАСО), а «Аэрофлот» в принципе единственный крупнейший потенциальный потребитель самолетов. «НРБ-групп» считает, что сделка «будет способствовать динамичному развитию «Аэрофлота» и ускоренному реформированию и возрождению отечественного самолетостроения, а также более эффективному взаимодействию между акционерами в интересах компании, повышению ее конкурентоспособности и прозрачности, снижению издержек и росту прибыльности».
ВАСО уже возобновил производство лайнеров — компания «Ильюшин-Финанс» погасила долги предприятия и финансирует производство 12 самолетов, рассчитанное на два года. Теперь, обладая блокирующим пакетом, банк сможет эффективно лоббировать в совете директоров «Аэрофлота» приобретение отечественной авиатехники — представители НРБ попадут в этот орган в ближайшем будущем. По некоторым данным, банк намерен инициировать в ближайшие дни проведение внеочередного собрания акционеров ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии».
Видимо, без участия в капитале «Аэрофлота» убедить последнего в приобретении отечественной авиатехники не представлялось возможным. НРБ, впрочем как и государству, принадлежит 45% лизинговой компании «Ильюшин-Финанс», которая участвует в правительственной программе поддержки отечественного авиастроения и занимается сбытом Ил-96 производства ВАСО. «Ильюшин- Финанс», распоряжающаяся контрольным пакетом ВАСО, в 1999 году заключила с «Аэрофлотом» контракт на поставку шести «Илов». Еще четыре самолета должны быть поставлены авиаперевозчику «Атлант-Союз». Однако авиакомпании не спешили исполнять договоры — «Аэрофлот», например, постоянно уточнял спецификацию «Илов». Хотя последнему со стороны государства во исполнение договора был сделан ряд уступок, в частности в 2001 году правительство освободило «Аэрофлот» от уплаты НДС и таможенных платежей за импортируемые авиалайнеры. По сведениям гендиректора «Ильюшин-Финанса» Александра Рубцова, всего «Аэрофлот» за счет этого сэкономил около $400 млн. В результате лизинговая компания в декабре прошлого года подала иск в суд на национального авиаперевозчика с требованием принудить истца к исполнению договора. На днях состоялось предварительное слушание дела, впрочем, решения по нему не выносилось. Теперь скорее всего дальнейшего рассмотрения иска и не понадобится.
Еще с середины прошлого года НРБ пытается создать из своих разрозненных активов в разных отраслях единый холдинг, причем авиастроение должно стать одним из приоритетных направлений. В начале марта глава НРБ Александр Лебедев вкупе с Внешэкономбанком, Внешторгбанком и Российским банком развития обратился с письмом в правительство с идеей создания единой авиастроительной компании на базе Воронежского, Ульяновского и Казанского авиастроительных заводов и ряда КБ. Эту инициативу поддержал губернатор Воронежской области Владимир Кулаков.
Предложенный НРБ план может найти поддержку в правительстве. Так, Минэкономразвития со своей стороны подготовило вариант реформирования авиационной промышленности, который будет предложен вниманию правительства 10 апреля.
Журнал «Финанс.» № 4 (24-30 марта 2003) — Рынки
Александр Патрикеев
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.