Летайте самолетами НРБ

Консультантом покупателя выступила компания ИК “Тройка-Диалог”. Сумма сделки ее участниками не разглашается, однако ряд информационных агентств со ссылкой на источник, близкий к консультанту, в тот же день указал цифру в $135 млн. Таким образом, продавец не остался внакладе – Millhouse Capital приобрела этот пакет в 2001 году примерно за $120 млн. Впрочем, сумма сделки все-таки выглядит несколько неожиданной в силу двух обстоятельств. Во-первых, рыночная стоимость пакета составляет около $104 млн, а во-вторых, всего немногим более двух месяцев назад Millhouse Capital пыталась продать этот пакет инвестиционной компании “АТОН” по цене $120 млн, но сделка не состоялась тогда именно из-за суммы.

Интерес НРБ к обладанию блокирующим пакетом “Аэрофлота” естественен – это для него стратегическое приобретение. Банк уже несколько лет пытается наладить лизинг самолетов Ил-96 производства Воронежского авиастроительного завода (ВАСО), а “Аэрофлот” в принципе единственный крупнейший потенциальный потребитель самолетов. “НРБ-групп” считает, что сделка “будет способствовать динамичному развитию “Аэрофлота” и ускоренному реформированию и возрождению отечественного самолетостроения, а также более эффективному взаимодействию между акционерами в интересах компании, повышению ее конкурентоспособности и прозрачности, снижению издержек и росту прибыльности”.

ВАСО уже возобновил производство лайнеров – компания “Ильюшин-Финанс” погасила долги предприятия и финансирует производство 12 самолетов, рассчитанное на два года. Теперь, обладая блокирующим пакетом, банк сможет эффективно лоббировать в совете директоров “Аэрофлота” приобретение отечественной авиатехники – представители НРБ попадут в этот орган в ближайшем будущем. По некоторым данным, банк намерен инициировать в ближайшие дни проведение внеочередного собрания акционеров ОАО “Аэрофлот – российские авиалинии”.

Видимо, без участия в капитале “Аэрофлота” убедить последнего в приобретении отечественной авиатехники не представлялось возможным. НРБ, впрочем как и государству, принадлежит 45% лизинговой компании “Ильюшин-Финанс”, которая участвует в правительственной программе поддержки отечественного авиастроения и занимается сбытом Ил-96 производства ВАСО. “Ильюшин- Финанс”, распоряжающаяся контрольным пакетом ВАСО, в 1999 году заключила с “Аэрофлотом” контракт на поставку шести “Илов”. Еще четыре самолета должны быть поставлены авиаперевозчику “Атлант-Союз”. Однако авиакомпании не спешили исполнять договоры – “Аэрофлот”, например, постоянно уточнял спецификацию “Илов”. Хотя последнему со стороны государства во исполнение договора был сделан ряд уступок, в частности в 2001 году правительство освободило “Аэрофлот” от уплаты НДС и таможенных платежей за импортируемые авиалайнеры. По сведениям гендиректора “Ильюшин-Финанса” Александра Рубцова, всего “Аэрофлот” за счет этого сэкономил около $400 млн. В результате лизинговая компания в декабре прошлого года подала иск в суд на национального авиаперевозчика с требованием принудить истца к исполнению договора. На днях состоялось предварительное слушание дела, впрочем, решения по нему не выносилось. Теперь скорее всего дальнейшего рассмотрения иска и не понадобится.

Еще с середины прошлого года НРБ пытается создать из своих разрозненных активов в разных отраслях единый холдинг, причем авиастроение должно стать одним из приоритетных направлений. В начале марта глава НРБ Александр Лебедев вкупе с Внешэкономбанком, Внешторгбанком и Российским банком развития обратился с письмом в правительство с идеей создания единой авиастроительной компании на базе Воронежского, Ульяновского и Казанского авиастроительных заводов и ряда КБ. Эту инициативу поддержал губернатор Воронежской области Владимир Кулаков.

Предложенный НРБ план может найти поддержку в правительстве. Так, Минэкономразвития со своей стороны подготовило вариант реформирования авиационной промышленности, который будет предложен вниманию правительства 10 апреля.

Журнал «Финанс.» № 4 (24-30 марта 2003) – Рынки
Александр Патрикеев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.