Денежные перевозы

В транспортной отрасли исторически сложилась очень интересная иерархия. Три первые компании («Российские железные дороги», «Транснефть» и «Аэрофлот») будут оставаться недосягаемыми для конкурентов еще очень долго. Но еще больше разрыв в финансовых показателях между самими тремя участниками, когда выручка транспортного оператора, идущего на строчку ниже, меньше в 3-4 раза. И кстати, РЖД, «Транснефть» и «Аэрофлот» по-прежнему остаются под контролем государства, а их благополучие базируется на активах, оставшихся с советских времен.

2004 год стал первым годом работы РЖД в качестве отдельного акционерного общества, а не структуры, входящей в упраздненное Министерство путей сообщения. Пока железнодорожникам жаловаться не на что. Рост российской экономики благоприятно сказывается на увеличении грузовых перевозок. Единственная проблема РЖД — пассажирские перевозки. Несмотря на регулярное повышение цен на билеты (без улучшения сопутствующего сервиса), они по-прежнему остаются убыточными. Возможно, рост стоимости проезда — не лучший способ вывода пассажирских перевозок на уровень безубыточности. В поездах пригородных направлений количество безбилетников, предпочитающих дать мелкую взятку контролеру, составляет не менее половины от общего числа пассажиров. Поэтому РЖД необходимо прежде всего разобраться с этой проблемой. Кроме РЖД в рейтинге «Финанс-500» присутствуют три альтернативных железнодорожных оператора: «Евросиб СПб», Новая перевозочная компания и «Трансгарант», оборот которых в прошлом году удвоился.

Авиационный бизнес вырос не так сильно, как и железнодорожный. Рост продаж составил 20-50%. Причем наименьшее увеличение выручки показали авиакомпании, подконтрольные государству, — «Аэрофлот» и «Пулково». Впрочем, финансовые данные международного аэропорта «Шереметьево» выглядят еще хуже на фоне почти трехкратного роста продаж Ист Лайна. Компания, владеющая аэропортом «Домодедово», на протяжении последнего года регулярно сталкивалась с проблемами юридического характера, так как Росимущество пыталось последовательно оспорить заключенный на 75 лет договор на аренду аэродромного комплекса и приобретение пассажирского терминала. Суд отклонил иски государственного органа, но 2 сентября Росимущество подало апелляционную жалобу. Некоторые эксперты связывают это противостояние Росимущество — Ист Лайн с желанием московских властей развивать аэродром «Внуково», который пока очень сильно уступает как «Домодедово», так и «Шереметьево».

Трубопроводный транспорт в отличие от аэропортового не ощущает на себе судебного давления. По-другому и быть не могло, ведь все «трубы» контролируются государством. Рост доходов нефтяников позволил «Транснефти» и «Транснефтепродукту» неплохо заработать. По итогам 2004 года первая компания увеличила чистую прибыль на 35%, а вторая — в два раза. «Белой вороной» на этом радужном фоне смотрится Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который в прошлом году получил убыток в 2,4 млрд рублей. Но вряд ли такими результатами недовольны акционеры (нефтяные компании) КТК, которые как раз прилагают все усилия для минимизации транспортных расходов.

В отличие от других рынков, где лидеры поглощают менее удачливых конкурентов, в транспортной отрасли пока сохраняется статус-кво. Но, возможно, в ближайшее время пройдет первая сделка. В правительстве анализируется объединение контролируемых государством пароходств — «Новошипа» и «Совкомфлота». Аналитики полагают, что вероятность слияния как никогда высока, ведь генеральным директором «Совкомфлота» является бывший министр транспорта Сергей Франк, которого считают опытным лоббистом. Но пока менеджмент «Новошипа» отбивается от претензий со стороны чиновников. По-видимому, сделка состоится лишь в том случае, если согласие на нее будет получено в Кремле.

КРУПНЕЙШИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ

Место

Компания

Выручка в 2004 г., млн руб.

Рост выручки, %

Выручка в 2003 г., млн руб.

Чистая прибыль в 2004 г., млн руб.

1

Российские железные дороги

659 540

333

152 267

8 754

2

Транснефть

150 441

32

114 161

41 155

3

Аэрофлот

57 938

21

47 911

6 578

4

Авиакомпания Сибирь

15 068

35

11 178

-839

5

Евросиб СПб

14 200

6

Каспийский трубопроводный консорциум — Р

13 639

44

9 503

-2 421

7

Ист Лайн

13 000

158

5 045

8

Дальневосточное морское пароходство

12 965

22

10 625

1 198

9

Пулково

12 343

28

9 654

537

10

Госкорпорация по ОВД

12 310

28

9 647

-630

Журнал «Финанс.» № 33 (123) 12-18 сентября 2005 — Главная тема
Игорь Терентьев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.