Метаморфозы «служебного» пластика

Первые банковские карты в России появились в первую очередь благодаря зарплатным проектам и до сих пор на долю «служебных» карточек приходится большая часть пластиков (свыше 80%), выпущенных российскими финансовыми институтами. По оценкам зампреда правления СДМ-банка Дмитрия Осипова, корпоративный рынок освоен кредитными организациями на 20-30%, и он будет расти по мере того, как предприятия будут переходить на «белую» зарплату. «Рост происходит на фоне повышения прозрачности российского бизнеса и увеличения доходов в большинстве отраслей», – добавляет начальник управления развития бизнеса Московского кредитного банка Владислав Боднарчук.

Обычно предприятие переводит зарплату на карты того банка, в котором находится на расчетно-кассовом обслуживании, кредитуется и получает другие услуги. Новая финансовая организация у компании появляется, как правило, при смене собственника или переходе близкого топ-менеджера банка на работу в другую кредитную организацию. Крупные клиенты давно поделены между банками, поэтому небольшие финансовые организации вынуждены осваивать менее прибыльных клиентов из малого и среднего бизнеса. Однако, как заметил вице-президент Транскредитбанка Андрей Купцов, большинство проектов требуют значительных инвестиций и развитой инфраструктуры по приему и обслуживанию карт, которой обладают только крупные банки.

По этой причине пластиковый бизнес в России получил развитие лишь в крупных городах, а во многих регионах карточка по-прежнему является лишь средством получения наличных. «Отсутствие в магазинах POS-терминалов и импринтеров (устройств по приему пластиков) сводит на нет все усилия банков по распространению зарплатных карт», – сетует начальник управления банковских карт Интеркоопбанка Алексей Чернышев. В самом деле, какой смысл предлагать карточки, которые негде использовать? Хотя бывают и курьезные случаи – так, один банк выдал пластики вахтовикам-нефтяникам. Раз в месяц в рабочий поселок вылетал вертолет с банкоматом, который работал через спутниковую антенну. Разумеется, в таком месте проще было бы выдать жалованье наличными, однако при заключении контракта это почему-то никому не пришло в голову.

Работающий пластик. По словам Алексея Чернышева, в общей прибыли банка на долю пластикового бизнеса приходится 5-15%. За рубежом у розничных банков этот показатель доходит до 50%, в России же подобных примеров пока нет. Прямые доходы от зарплатных карт для кредитных организаций невелики, ведь подобные пластики используются в основном только для снятия денег в собственных банкоматах банка, а такие операции, как правило, клиентам обходятся бесплатно. Плата за выпуск и годовое обслуживание «служебной» карточки в среднем обходится клиенту в $5 (себестоимость карточки для банка – $2,5), комиссия за обслуживание фонда оплаты труда (ФОТ), которую платит предприятие, составляет 0,5-1% от размера ФОТ. Если раньше владельцы карточек обнуляли свои счета в день зарплаты, то сейчас это происходит лишь к концу месяца, так что банки имеют возможность пользоваться остатками на счетах клиентов. Правда, заместитель директора департамента банковских карт Росбанка Игорь Зотиков утверждает, что эти остатки невелики (разумеется, если речь не идет о крупных корпорациях, таких как холдинг «Интеррос», в состав которого входит Росбанк. – «Ф.») и большой прибыли зарплатные проекты не приносят. Однако они интересны с точки зрения привлечения дополнительных клиентов и работы на перспективу.

Доходы у кредитных организаций увеличиваются по мере того, как часто клиенты начинают пользоваться пластиками как средством платежа. Банку это выгодно, так как при обслуживании его карточки в магазине он получает 1-2% от суммы транзакции (ее перечисляет платежная система), а при оплате услуг через банкомат или интернет прибылью делятся компании, в пользу которых проводятся операции (они переводят банку 0,1-0,5% от суммы транзакции). Стимулировать владельцев карт кредитные организации могут и за счет занятия эквайринговым бизнесом – обслуживанием карт в магазинах, кафе, парикмахерских, на автозаправках (они перечисляют 2,1-2,5% с оборота).

Поэтому многие банки расширяют функциональные возможности своих пластиков. Владельцы карт могут через банкомат заплатить за услуги коммунальных служб, сотовых операторов, интернет-провайдеров, внести абонентскую плату за городской телефон, междугородные и международные переговоры, открыть вклад. То же самое можно сделать, не покидая рабочего места, с помощью услуг интернет-банкинга. При отсутствии компьютера, подключенного к сети, банковские операции можно совершать по стационарному телефону.

Эффективный демпинг. Сейчас на зарплатном рынке усиливается борьба за выгодных клиентов, большинство которых уже заключили контракт на обслуживание с каким-нибудь банком. Например, этим летом Центральное отделение Сбербанка в Тольятти лишилось одного из своих крупнейших клиентов – компании «Тольяттикаучук», у которого фонд оплаты труда составляет в среднем 80 млн рублей в месяц. Предприятие перешло на обслуживание в Альфа-банк, который предложил клиенту гораздо более выгодные условия – как уверяют источники, близкие к сделке, комиссия за обслуживание была снижена в два раза. Правда, теперь Альфа-банку придется значительно расширить сеть собственных банкоматов и открыть еще одно отделение.

По мнению Владислава Боднарчука, размер комиссии все еще остается важным элементом конкурирования на рынке зарплатных проектов, однако в последнее время это не является единственным преимуществом. А вот Андрей Купцов, напротив, считает, что конкуренция ведется в основном только в области снижения тарифов, а качество и набор дополнительных услуг интересуют только относительно небольшой процент менеджеров предприятий.

Помимо низких тарифов корпоративным клиентам банки предлагают дополнительный сервис – устанавливают банкоматы на территории предприятия, предоставляют различные бонусные и дисконтные программы. Чиповые пластики используются как пропуск на работу и принимаются в кафе и столовых предприятия, позволяя учитывать дотации на питание.

Корпоративным клиентам предоставляются ссуды на льготных условиях, сроки рассмотрения заявки сокращаются до нескольких дней. Широкое распространение получили кредиты до зарплаты, когда по договоренности с работодателем клиенту предоставляется овердрафт, средний размер которого составляет половину оклада сотрудника. Погашение ссуды происходит автоматически по мере поступления очередного заработка. После выплаты долга клиент может брать кредит на срок до 1,5 месяца. Стандартный способ погашения задолженности – месяц со дня ее использования плюс еще несколько дней, например, до 20-го числа следующего месяца. Можно получить и револьверный (возобновляемый) кредит. Например, в СДМ-банке «зарплатные» клиенты могут получить кредитную карту с лимитом до трех среднемесячных зарплат. «Ссудой можно пользоваться в течение всего срока действия карты, а минимальный размер ежемесячных выплат составляет 10% от суммы задолженности», – говорит Дмитрий Осипов. Корпоративные клиенты могут рассчитывать на ссуды по более выгодным, по сравнению с рыночными, ставкам. Например, в Транскредитбанке сотрудники холдинга «Российские железные дороги» («Транскредит» – опорный банк холдинга) могут взять ипотечный кредит под 15% годовых в рублях и 12,5% в валюте. Между тем средняя рыночная ставка по ипотеке составляет 17% в рублях и 13% в валюте. Новый автомобиль отечественного производства корпоративные клиенты Транскредитбанка могут приобрести в кредит под 15-17% годовых в рублях (средняя ставка на рынке – 18%).

Золотое предложение. Помимо кредитов «зарплатники» могут воспользоваться и другими бонусами. Так, в банке «Союз» на зарплатные карты со средним остатком на счете свыше $1 тыс. начисляют повышенные проценты – 4,5% годовых в рублях (3,5% в валюте). В других банках на остаток зарплатных карт начисляют 0,5-2% в рублях в год. В СДМ-банке, Промсвязьбанке, МДМ-банке, Пробизнесбанке, «Автобанк-Никойле» полученное жалованье сотрудник может конвертировать в другие валюты и распределять между различными счетами или картами. Промсвязьбанк выдает дополнительные карты родственникам и друзьям «зарплатников», которые смогут пользоваться деньгами на счете в рамках установленных лимитов (или без ограничений – это решает владелец основного пластика). Обходятся дополнительные карты в Промсвязьбанке в $1 в год, а если друзья захотят обзавестись персональным пластиком, им предоставляется скидка в 50% от действующих тарифов. В Транскредитбанке при утере зарплатного пластика выдается новый, пользоваться которым можно будет уже через час (обычно же перевыпуск карты занимает 3-5 рабочих дней).

Еще один способ получить компанию на обслуживание – предложить ее руководству элитные пластики – золотые и платиновые. Их выпуск осуществляется без взимания платы за обслуживание (обычно она составляет $75 – 150 в год), минимального первоначального взноса ($500 – $3 тыс.) и неснижаемого остатка ($1-3 тыс.). Чтобы получить такую карту, клиент с улицы должен иметь стабильный официальный доход как минимум $300. Элитный пластик позволяет его владельцу участвовать в специальных дисконтных и страховых программах (правда, в основном не на территории России), а если клиент за границей потеряет карту, то ее заблокируют и выдадут наличные на карманные расходы. Сумма зависит от политики банка и кредитоспособности клиента – в отдельных случаях она может достигать $5 тыс.

Дальнейшее формирование пластикового рынка в первую очередь зависит от того, как быстро будет развиваться инфраструктура по приему карт, особенно это касается регионов, где отсутствуют необходимые каналы связи. Финансисты уповают на развитие чиповых технологий, позволяющих использоваться карточку без обязательной связи с кредитной организацией.

Журнал «Финанс.» № 33 (123) 12-18 сентября 2005 – Банки
Наталья Логвинова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.