Алкогольные предпочтения состоятельного человека — составная часть его имиджа, с их помощью он может подчеркнуть свой успех, тонкий вкус, оригинальность. Кроме того, разбираться в спиртном сегодня чрезвычайно модно.
По наблюдениям специалистов алкогольного рынка и мнению бизнесменов, наилучшим образом имиджу делового человека соответствуют виски, коньяк и сухое вино. Все эти напитки, такие разные, объединяет одно — статус.
Кельтское наследие. Виски — один из самых благородных и своеобразных напитков. Особой популярностью он пользуется у мужчин — им нравится резковатый, дарящий тепло старинный кельтский вкус. Он настолько любим повсеместно, что производят виски почти на всех континентах, даже в Японии.
А началось все в Ирландии и Шотландии — эти две страны до сих пор спорят, кому же принадлежит великое изобретение. Ясно одно — родоначальниками его стали кельты, которые первыми начали производить крепкий алкоголь из зерна. В силу ряда причин в мире больше распространен шотландский виски, однако это не значит, что в Ирландии вовсе нет достойных его представителей. Например, Bushmills Malt Three Wood 16-летней выдержки (в Москве его можно приобрести за $100), по оценкам многих экспертов, очень хорош: у него глубокий аромат, в котором можно распознать нотки портвейна, хереса и бурбона (в бочках из-под этих напитков выдерживается виски по частям), а вкус богатый, пряный, с шоколадными и цитрусовыми нотами. Одним из лучших считается Green Spot (Midleton) — виски с насыщенным цветочным ароматом и сложным сладковатым вкусом. Правда, приобрести его в России не представляется возможным, за ним придется отправиться в Ирландию — стоит того, чтобы открыть одну из 6 тыс. бутылок, производимых предприятием за год.
Из шотландского виски хороший напиток выбрать проще. Самые известные брэнды как раз и принадлежат этой стране: на весь мир знамениты Johnnie Walker, G&B, Grant’s, Chivas Regal. Существует три типа шотландского виски: солодовый (malt) — он в свою очередь подразделяется еще на несколько категорий, зерновой (grain) и купажированный (blend), то есть смешанный. В Москве знаменитый Ballantine’s обойдется вам в $25-150, а самый популярный в США виски Dewar’s — в $35-50. В Америке, кстати, есть и свои сорта виски, например Jack Daniel’s ($50-100), а еще национальный бурбон — тоже разновидность этого напитка.
Чтобы определить, насколько качественный виски в вашем бокале, обязательно оцените не только его цвет, но и «вес»: струйки, стекающие по стеклу, должны быть тяжелыми, маслянистыми, «ленивыми» — в этом случае он тягучий и плотный, правильный. Дальше необходимо понюхать напиток (рекомендуется предварительно немного разбавить его водой), ведь если вы не почувствуете аромат, то потеряете как минимум половину удовольствия. Делать первый глоток тоже надо правильно: медленно прокатите виски по небу, почувствуйте, как он согревает и обволакивает. Этот ритуал — дегустацию — ни в коем случае нельзя недооценивать: он не только невероятно приятен сам по себе, но способен сослужить неплохую службу в деле налаживания партнерских отношений. Ведь со знанием дела обсудить с партнером по бизнесу достоинства предложенного напитка — значит расположить его к себе.
Брэнды бренди. Говорят, наивысшее признание марки — перенос ее названия на родственные продукты. Так произошло, и весьма заслуженно, с французским бренди из региона Коньяк. На самом деле любой коньяк — это бренди, но, конечно, совсем не каждый бренди является коньяком. Для того чтобы напиток мог носить это гордое имя, он должен быть произведен на территории одноименного винодельческого хозяйства, обладающего уникальными известковыми почвами и чрезвычайно подходящим для выращивания винограда климатом, обусловленным близостью Атлантики.
Одни из самых известных коньяков производят под маркой Hennessy. Их напитки категорий V.S. (2,5 года выдержки), V.S.O.P. (от 4 и более лет выдержки), X.O. (от 6 лет выдержки), Paradis, Private Reserve, Richard New (купажированы из коньячных спиртов выдержкой до 100 лет) находятся в ценовом сегменте от $30 до $3 тыс.
Коньяки под брэндом Martell также у всех на слуху: V.S. (5-7 лет выдержки), V.S.O.P. (10-12 лет выдержки), Cordon Bleu (15-20 лет выдержки), Noblige (с выдержкой более 50 лет) и другие занимают ценовую нишу от $50 до $3,5 тыс.
Однако эти коньяки относятся к разряду массовых — в год хозяйство производит миллионы бутылок. Один же из основных принципов, влияющих как на стоимость, так и на элитность коньяка, — его редкость. Лучшие напитки от Remy Martin или Courvoisier, такие как Lois XIII и Imperial, вырабатываются ограниченным тиражом — до 15 тыс. бутылок в год, цена на них может доходить до $4 тыс.
Популярны коньяки категории Premier Cru под маркой Paul Giraud, купажированные из спиртов 50-летней выдержки, а также знаменитые Frapin Grand Cru с выдержкой лучших экземпляров более 20 лет.
Существует мнение, что лучшие коньяки делают небольшие хозяйства, работающие не на количество, а на качество продукции. Однако сами производители нередко выражают по этому поводу сомнения: ведь у крупных концернов куда больше возможностей как в работе на виноградниках с привлечением новейших технологий, так и при изготовлении и выдержке коньячных спиртов, в отличие от небольших хозяйств они могут себе позволить держать их в бочках дольше.
Отдельное место в ряду французских бренди занимает Armagnac. Территория, на которой он производится, ограничена 15 тыс. гектаров. Наилучшей областью для изготовления этого напитка считается Нижний Арманьяк, на почвах которого рождаются наиболее ценные бренди — с нежными фруктовыми и сливочными вкусами. Вторая зона региона — Арманьяк Тенарез обладает глинисто-меловой почвой, из-за которой спирты получаются довольно жесткими, такие напитки выдерживают не менее 20 лет. Верхний же Арманьяк — дом молодых бренди, с приятным, но довольно простым вкусом. Цены на один из самых известных напитков, производимых в этой области, Chateau de Laubade, колеблется от $80 до $900. А знаменитые Laberdolive, редкие старые арманьяки, сегодня могут стоить свыше $2 тыс.
Хороший бренди — согревающий, терпкий, пить его нужно небольшими глотками. Лучше всего некоторое время подержать бокал, согревая его в ладонях, понюхать напиток, оценить его цвет и только потом попробовать. Характер этого напитка вдумчивый, он не создан для шумных торжеств, и лучшая обстановка для его употребления — уютная небольшая компания единомышленников. Уместно угостить коньяком или другим бренди партнеров по бизнесу после длительных переговоров, по случаю небольшого торжества или заключения сделки. Правильно выбранный напиток поможет подчеркнуть ваш статус, ведь часто это необходимо.
Что в имени тебе моем. Вино, на каком бы торжестве оно ни было подано, всегда окажется к месту. Все потому, что для каждого случая можно подобрать свой уникальный сорт этого напитка так, чтобы его характер подходил не только к теме торжества, но и к имиджу всех присутствующих.
Вина Франции и Италии, бесспорно, были и остаются самыми известными во всем мире, мало людей, которым ничего не скажут имена Chateau Margaux и Petrus, Gavi и Barolo. Но в последние годы европейских виноделов потеснили производители Нового Света. И если испанские вина, особенно региона Риоха, уже давно пользуются заслуженным уважением, то напитки из ЮАР, Австралии, Уругвая, Новой Зеландии только завоевывают мировые рынки. В связи с этим среди их продукции много откровенно посредственной, а по-настоящему хорошие вина стоят порой неоправданно дорого. Если вы располагаете небольшой суммой или ищете напитки средней ценовой категории для большого торжества, лучше обратите внимание на классику: в Италии есть не только «дорогие» регионы Пьемонт и Тоскана, а во Франции множество винодельческих земель, помимо Бордо, Шампани и Бургундии, подойдет, например, продукция из Лангедока. Это не только доступные по цене, но и нередко оригинальные, свежие напитки, а сорта самые разнообразные.
Самые дорогие французские вина производятся в винодельческом домене Романе-Конти в Бургундии. Соперничать с ним может разве что Скраминг Игл в Калифорнии, Шато ле Пин и Шато Петрюс в Бордо — все это крошечные виноградники, которые производят небольшие партии вина, настоящие сокровища для его истинных ценителей. И стоят они соответствующих денег — не меньше $2 тыс. за скромную бутылочку родом из Романе-Конти, самая же дорогая (с вином Chateau Cheval 1947 года) была продана за $15 тыс. Причем потенциал выдержки у этого и других подобных ему вин настолько высок, что за прошедшие с момента розлива полвека напиток, по мнению специалистов, лишь на 80% раскрыл свой букет.
Покупка такого вина — безусловно, событие даже для самого искушенного потребителя. Не меньше потрясает и цена. Однако она может показаться кому-то завышенной, ведь рядом с Романе-Конти находится виноградник Ла Таш, урожаи которого заслуживают порой еще более лестных отзывов экспертов, чем его знаменитого собрата. Так, например, в 1998 году здесь родилось замечательное танинное вино с ароматом темных сочных ягод и лакрицы, со сладким длительным послевкусием, а стоит оно во много раз дешевле упомянутого Chateau Cheval и даже куда более скромных вин этого аппеласьона (региона).
Синонимом сухого белого вина давно уже стало Chablis. Этот напиток одним из первых в классе элитных попал на российский рынок. Делают его из мягкого винограда шардоне с приятным ароматом, но на известняковых почвах региона он приобретает особую утонченность, легкий минеральный привкус. Делаются все Chablis на одной маленькой территории, поэтому вина разных категорий — от Petit Chablis до Grand Cru — очень похожи друг на друга. Однако напитки попроще живут меньше и на вкус незамысловаты в отличие от своих великих соседей, раскрывающихся полностью только через 10-15 лет.
Классическое Chablis, зрелое, с необходимой кислинкой и богатым букетом, получилось в 1996 году, неплохими были урожаи с виноградников высших категорий и в 1998 году. Разумеется, удачность года существенно сказывается на цене напитка, поднимая ее порой в десятки раз. Средняя стоимость Chablis Grand Cru в московских винных бутиках — $70.
КОММЕНТАРИИ
ВЕРОНИКА ТАРАБА, заместитель гендиректора компании «Крок»:
— Как-то меня спросили, какие деревья, по моему мнению, растут в лесу. Я ответила, что ели. Оказалось, это был тест, и если бы я ответила, что лиственные и хвойные, к примеру, то меня нельзя было бы отнести к людям высокого социального статуса. Так и с напитками. Мне кажется, что достижения человека подчеркивает хорошее вино. А если заглянуть в литературу, получается, что скорее коньяк. Мне запах хорошего коньяка нравится, а вот пить его я не люблю.
ВСЕВОЛОД КРЫЛОВ, генеральный директор компании RSI:
— На мой взгляд, наилучшим образом имиджу делового человека соответствуют виски и красное вино. Причем нельзя сказать, что один напиток более благороден и изыскан. Они разные, и один не исключает другой — все зависит от окружения, обстановки, ситуации. Вино — легкий, фуршетный вариант, виски же предполагает камерную обстановку, его пьют не спеша, сидя в больших креслах, смакуя каждый глоток. Не так давно я открыл для себя новый сорт этого напитка — шотландский Dewar’s 12-летней выдержки, превосходный, мягкий ароматный виски, дающий тепло и приятное послевкусие.
РУСЛАН БАГАМАЕВ, председатель правления банка «Витас»:
— Меняются имена и люди, а с ними представления об имидже. На мой взгляд, сейчас на первое место выходит индивидуальность, и это особенно важно для делового человека: все стараются привнести что-то новое, а не подражать кому-то. Но остаются в силе и прежние правила этикета, с их точки зрения деловому человеку как нельзя лучше подходят виски, коньяк, сухие белые и красные вина, для торжественных случаев — шампанское. Но все эти напитки должны обладать уникальными свойствами, не быть «бесцветными».
АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ, начальник казначейства Международного московского Банка:
— Вообще люблю коньяк Leyrat X.O. или Extra Age, но его, к сожалению, практически невозможно встретить на массовых торжествах. Обычно там подают более карамельные коньяки вроде Hennessy, или Remy Martin V.S.O.P., или в лучшем случае X.O. Напитки эти, безусловно, хорошие, но, на мой взгляд, все же не самый лучший вариант. Из массовых брэндов предпочтение отдаю Hine. Что больше подходит деловому человеку — коньяк или виски, трудно сказать, оба хороши, если напиток качественный. В целом же, по моим наблюдениям, банкиры все же предпочитают виски. С другой стороны, если есть хорошее вино — ничего не может быть лучше. Красное вино люблю из региона Верхний Медок (Бордо), а вот из белых предпочитаю итальянские. Очень оригинальные и интересные напитки можно найти у испанских и чилийских производителей.
АНДРЕЙ ЛАПШОВ, президент КГ Insiders:
— Алкогольные предпочтения, безусловно, являются одной из характеристик имиджа человека. На мой взгляд, респектабельность бизнесмена наилучшим образом подчеркивает дорогой коньяк серии X.O. Если хозяин офиса угостит вас коньяком известной марки с большим сроком выдержки, он лишний раз подчеркнет, что в этой жизни у него все в порядке. Хороший коньяк должен быть мягким, тягучим, темно-янтарного оттенка. Присутствие на столе изящной бутылки с ним придает беседе особую доверительность, а присутствующим — ощущение избранности.
ЕЛЕНА ТРУБНИКОВА, гендиректор компании «Финэкспертиза»:
— Если относиться к алкогольному напитку как к метафоре, мне кажется, имиджу делового человека в наибольшей степени соответствуют красные бордоские вина. Внешняя сдержанность и деликатность воздействия благородного вина, несомненно, отвечают требованиям стиля и делового этикета.
Журнал «Финанс.» №44 (134) 28 ноября — 4 декабря 2005 — Алкоголь
Инга Коростылева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.