Буквально на следующий день после начала войны в Ираке американцы проинформировали Москву о том, что намерены на неопределенное время приостановить финансирование по программе МКС. Оплачивать развитие орбитального отеля, поглотившего уже более $7 млрд, в NASA предложили российским партнерам, обещая впоследствии компенсировать затраты.
Как заявил на днях вице-премьер Алексей Кудрин, в связи с кризисной ситуацией вокруг МКС правительство не исключает возможности корректировки бюджета на будущий год и сокращения финансирования менее приоритетных программ в пользу МКС. Между тем, по оценке российского авиационно-космического агентства, на финансирование отрасли необходимо около 11 млрд рублей в год. Однако государство может позволить себе расходовать на эти цели не более 7 млрд рублей. Максимум, на что согласны в правительстве, — выделить дополнительно 500 млн рублей.
В «Росавиакосмосе» считают, что это капля в море. «Даже если мы получим эти средства, проблемы МКС это не решит», — считает заместитель руководителя пресс-службы «Росавиакосмоса» Вячеслав Михайличенко. Все работы по сооружению станции в последние годы велись на деньги американских налогоплательщиков. Российская космическая отрасль фактически выступала как подрядчик заокеанского спонсора.
Как заявил корреспонденту журнала «Финанс.» эксперт Московского центра Карнеги Александр Пикаев, все происходящее сейчас вокруг МКС так или иначе связано с войной в Ираке. Когда война закончится, США возобновят финансирование. Скорее всего они дадут деньги либо возобновят полеты шаттлов уже осенью, когда в США начинается новый финансовый год. Эксперт считает, что, потратив столько денег на МКС, американцы не пойдут на замораживание всего проекта. В противном случае NASA будет трудно объяснить правительству и налогоплательщикам, почему построенной на их деньги станцией пользуются только русские и европейцы.
Напомним, что в феврале 2003 года из-за гибели многоразового челнока Columbia NASA объявило о введении моратория на полеты шаттлов. В «Росавиакосмосе» были уверены в том, что американцы оплатят потребовавшиеся в этой связи дополнительные запуски российских кораблей к МКС. Но с американской стороны так и не прозвучало никаких официальных обещаний дополнительного финансирования. С началом же иракской войны США, похоже, вообще утратили всякий интерес к предназначенному для сугубо мирных целей орбитальному комплексу.
Как заявляют в «Росавиакосмосе», у России сейчас нет необходимого количества космических кораблей, а для завершения постройки и запуска в 2003 году двух «Прогрессов» не хватает $50 млн. Если эти средства не найдут до середины апреля, старт первого корабля «Прогресс» с дополнительным топливом и водой для МКС придется отложить. Экипаж придется эвакуировать, а саму станцию во второй половине года законсервировать. Любопытно, что точно такие же разговоры велись, когда решалась судьба орбитальной станции «Мир», которую позднее благополучно утопили в Тихом океане. Глава «Росавиакосмоса» уверяет, что если США и ЕС денег не дадут, то Россия сможет самостоятельно финансировать работу МКС. В правительстве даже готовится решение о перераспределении бюджетных средств на строительство новых транспортных кораблей «Прогресс» и пилотируемых «Союзов» со второго полугодия на первое. Это, по словам Юрия Коптева, 4,038 млрд рублей, которые позволят до конца года закрыть в графике полетов к МКС брешь, возникшую в связи с мораторием NASA на полеты шаттлов.
Для полноценного функционирования МКС в 2004 году потребуется отправить на орбиту восемь космических кораблей (шесть грузовиков и два пилотируемых корабля) — вместо запланированных ранее пяти кораблей. Это около 7 млрд рублей — цифра, эквивалентная расходам России на поддержание на орбите станции «Мир». Надежд на то, что в Вашингтоне вновь воспылают любовью к МКС, как это было в начале 90-х годов, немного. На днях компания Lockheed Martin, являющаяся крупнейшим подрядчиком Пентагона и основным партнером России по МКС, сообщила, что последовавшее за катастрофой Columbia и началом войны в Ираке снижение расходов NASA может крайне негативно повлиять на ее финансовые результаты в ближайшие месяцы. Объемы бизнеса, связанного с Международной космической станцией, неуклонно сокращаются, и, вероятно, это сокращение продолжится до конца 2003 года, сообщил инвесторам президент корпорации Роберт Стивен.
В прошлом году парламентская комиссия США признала неэффективным расходование средств, выделяемых американским бюджетом на выстраивание архитектуры МКС. Перерасход составил $4,8 млрд. В связи с этим Белый дом принял решение снизить темпы работ на МКС и предложил Lockheed Martin не выходить за рамки утвержденной сметы. В частности, по этой причине США уже год как остановили все работы по своему «кораблю-спасателю» и новому жилому блоку станции, а также финансированию строительства грузового блока для МКС в России. Иракский «орбитальный рикошет» и простаивающие в ангарах шаттлы лишь более наглядно доказали, что международный космический дом еще слишком дорог для землян.
Вместе с тем в «Росавиакосмосе» на случай консервации международного орбитального комплекса разработали запасные варианты. Один из них — космический туризм. Еще в прошлом году РКК «Энергия» и «Росавиакосмос» подписали соглашение о создании российской «малой орбитальной станции». По мнению главы РКК «Энергия» Юрия Семенова, целесообразно построить независимую от международных проектов станцию, которая была бы приспособлена для космического туризма. МКС для такого бизнеса действительно не подходит, поскольку по своей конструкции предназначена прежде всего для научных исследований. Стоимость проекта — около $100 млн. Однако осуществить его собственными силами РКК и «Росавиакосмосу» не под силу, поэтому здесь рассчитывают на поддержку в правительстве.
Перспективы космического туризма
Опрос, проведенный американской компанией Zogby International среди состоятельных жителей США и Канады, показал, что 5-10 тыс. человек готовы заплатить по $100 тыс., чтобы участвовать в орбитальном космическом полете. Более 70% японцев в возрасте до 50 лет хотят совершить космический полет. При этом 40% готовы выложить за полет сумму, равную их полугодовому доходу. В целом потенциальный рынок космического туризма в Японии оценивается в 1,2 трлн иен (около $9 млрд). Японская ассоциация аэронавтики (The Japan Aeronautical Association) ведет разработку ракеты многоразового использования, способной совершать трехчасовые космические полеты с 45 туристами на борту. Такой полет обойдется туристу в $25 тыс.
Недавно в подмосковном Жуковском на Экспериментальном машиностроительном заводе (ЭМЗ) им. В.М. Мясищева состоялась демонстрация макета первого в мире многоразового аппарата для космического туризма, установленного на самолете-носителе. Разработка корабля С-ХХI для кратковременных космических полетов ведется конструкторами КБ ЭМЗ по заказу ЗАО «Суборбитальная корпорация». Первые полеты аппарата запланированы на 2004-2005 годы. Билет на С-ХХI будет стоить около $100 тыс., то есть в 200 раз меньше, чем заплатил за свой полет в космос Денис Тито.
Журнал «Финанс.» № 6 (7-13 апреля 2003) — Экономика
Сергей Путилов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.