Борьба с избыточными обязанностями министерств и ведомств набирает обороты. Недавно Госдума приняла в третьем чтении пакет поправок в законодательство, сужающих полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). В частности, уже с 1 июля регулятор должен лишиться права проверять знания специалистов финансового рынка, а также выдавать «корочки», подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям. Впрочем, кандидатам на получение аттестата беспокоиться не о чем — без присмотра они не останутся. Желающие принять груз ответственности, лежащий пока на плечах ФСФР, уже выстраиваются в очередь.
Система аттестации — по сути, своеобразный фильтр, пройти через который в состоянии лишь профессионалы. Судите сами: только базовый экзамен включает несколько сотен вопросов по самым разным аспектам обширной темы, именуемой «Финансовые рынки». Чтобы справиться с некоторыми тестовыми заданиями, нужно взять на вооружение инструменты таких отраслевых научных дисциплин, как математическая экономика, экономическая статистика, экономический и финансовый анализ. А ведь на этом испытание не заканчивается: соискателей ждет как минимум еще один экзаменационный тест — специализированный в соответствии с профилем профессиональной деятельности. И лишь после того, как комиссия признает специалиста годным к «финансовой службе», он обретет аттестат. Однако проза жизни такова, что заветный документ сам по себе не свидетельствует о высокой квалификации его обладателя: сквозь «фильтр» просачиваются многие, но настоящим профи становится далеко не каждый.
В любом случае быть аттестованным специалистом выгодно. Этот статус позволяет занимать некоторые должности в структурах, самостоятельно оперирующих на фондовом рынке. Например, любая компания, рассчитывающая получить или продлить лицензию профучастника, обязана пригласить на работу определенное число аттестованных сотрудников. Или по крайней мере оформить их в штат. И услуги столь ценных кадров обычно оплачиваются лучше, чем труд их коллег, не прошедших аттестацию.
Кроме того, некоторые специалисты фактически торгуют статусом, завоеванным в борьбе с экзаменационным вопросником. В интернете нетрудно отыскать объявления типа «помогу аттестатом серии такой-то». Схема проста: «призванного варяга» трудоустраивают по совместительству — тем самым обеспечивается соответствие штатного расписания требованиям нормативной базы. Но обладатель «корочки» только числится в штате, а его должностные обязанности выполняют «коренные» сотрудники. Условия взаимодействия, в том числе цена вопроса, оговариваются заранее. За последние годы сформировался целый рынок специалистов, предлагающих подобную поддержку.
В последний раз режим аттестации серьезно изменился в июне прошлого года, когда вступило в силу новое положение о специалистах финансового рынка, разработанное ФСФР. В отличие от предыдущего документа, оно не заставляет специалистов регулярно переаттестовываться. Эта обязанность вызывала массу нареканий со стороны профсообщества: обучение и сдача экзаменов — удовольствия платные, к тому же отнимающие время.
Еще одним важным нововведением стало распространение квалификационных требований на кредитные организации, выступающие в роли профучастников. Ключевым сотрудникам соответствующих банковских подразделений предписывалось в течение 12 месяцев — то есть до июня 2006 года — получить квалификационные аттестаты. Многие банки и раньше старались принимать на работу аттестованных специалистов, поэтому с поручением они без труда справились — впрочем, как и большинство кредитных организаций, которые раньше пренебрегали такой возможностью. Не случайно за последние месяцы в среднем на 30% увеличился поток желающих пройти аттестацию. Начальник управления регулирования деятельности участников финансового рынка ФСФР Надежда Серикова сообщила «Ф.», что регулятор вскоре собирается проверить, соответствует ли нормативам число аттестованных сотрудников в подразделениях банков с лицензией профучастника. Благо для этого не нужны хитроумные механизмы и большие трудозатраты: вся информация содержится в отчетах, которые ежеквартально поступают в федеральную службу.
И вот правовая база в очередной раз должна трансформироваться. Причем изменения коснутся самых основ действующей системы. Сейчас только ФСФР уполномочена выдавать документы, подтверждающие квалификацию специалиста. Экзамены проходят на базе региональных отделений регулятора, а в Москве еще и в Институте фондового рынка и управления (ИФРУ). Вскоре к этим структурам планирует присоединиться Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) — об этом «Ф.» рассказал ее председатель правления Алексей Тимофеев. Но после 1 июля заведовать аттестатами будут сторонние организации — видимо, им отойдет даже формулирование тестовых заданий. За ФСФР останутся функции аккредитации привлеченных «экзаменаторов», разработки стандартов экзаменационных программ и ведения реестра аттестованных лиц.
В числе первых кандидатов на аккредитацию — уже упомянутые ИФРУ, НАУФОР (обе структуры уже заявили о своих амбициях), другие саморегулируемые организации, а также различные образовательные учреждения, специализирующиеся в финансовом секторе. Аттестация послужит для них дополнительным источником дохода. Зарабатывать позволяют и сопутствующие услуги — обучение и выпуск литературы. Так, и при ИФРУ, и при НАУФОР давно действуют подготовительные курсы: слушателей «натаскивают» по примерным экзаменационным вопросам. Теоретически, разумеется, можно сэкономить — вооружиться справочниками и учебниками и готовиться самостоятельно. Однако тогда шансы на успех минимальны: образцов тестовых заданий в открытом доступе нет и придется ориентироваться лишь на общую экзаменационную программу. А для получения аттестата важно иметь системное представление не столько о финансовой системе, сколько о заданиях экзаменационного теста. Поэтому практически все соискатели вынуждены оплачивать обучение.
Действующий порядок аттестации далек от совершенства, однако и идущий ему на смену вызывает много вопросов. Аккредитованные организации должны отвечать за качество приема экзаменов и квалификационный уровень специалистов. Но для них аттестация — прежде всего один из видов бизнеса. Им придется конкурировать, переманивая друг у друга потенциальных клиентов. Кандидат на получение аттестата наверняка предпочтет структуру, в которой вероятность успешной сдачи экзамена выше. Только чем будут обеспечены подобные результаты? Высокими стандартами обучения, упрощением тестовых вопросов или другим ноу-хау?
На первых порах проблемы могут возникнуть из-за отсутствия у большинства новоявленных «экзаменаторов» практики аттестации. «В этом случае неизбежно пострадает качество подготовки специалистов. На рынок ценных бумаг придут люди, мягко говоря, с сомнительной профессиональной квалификацией», — предупреждает генеральный директор ИФРУ Андрей Демченко.
Организации, которые намерены выступать в роли «экзаменаторов», беспокоит и возможная задержка с обновлением подзаконных актов. Сегодня отсутствует большая часть документов, необходимых для перехода на новые правила аттестации. А ведь опыт того же ИФРУ показывает, что только формирование вопросника и комплекта учебных пособий для экзамена по одному виду профессиональной деятельности занимает не менее года. Так или иначе, высока вероятность, что учебные центры попросту не успеют аккредитоваться в ФСФР до 1 июля. Это не исключает и источник «Ф.», знакомый с ходом «апгрейда» нормативной базы.
i
АТТЕСТАТЫ бывают шести типов: серии 1 — на ведение брокерской, дилерской деятельности и управление ценными бумагами, серии 2 — на организацию торговли и клиринг, серий 3 и 4 — на осуществление функций соответственно регистратора и депозитария. Аттестат серии 5 выдается сотрудникам управляющих компаний инвестиционных, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, а серии 6 — сотрудникам специализированных депозитариев.l
Журнал «Финанс.» №14 (151), 10-16 апреля 2006 — Финансовые рынки
Олег Мальцев
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.