Правила игры. Если раньше люди гордились наличием в трудовой книжке единственной записи и сорокалетним рабочим стажем на одном предприятии, то сейчас это признак отсталости от века. Сегодня мобильность и регулярная смена компаний, вызванная желанием быстрее карабкаться вверх по служебной лестнице или получать новый ценный опыт, свидетельствует о современности и в какой-то мере успешности работника. Неумение удачно проходить интервью с рекрутером и работодателем тормозит развитие собственной карьеры, а в каких-то случаях ставит на ней крест. Поэтому знание законов и всех хитростей этой науки сегодня является необходимым навыком.
Кандидату надо уметь произвести благоприятное впечатление в первые минуты знакомства с нанимателем: они обычно играют решающую роль при принятии окончательного решения. Нужно не спасовать под градом разнообразных, не всегда приятных вопросов, составить собственное мнение о компании, о потенциальном руководителе, об особенностях местной корпоративной культуры. А также узнать о возможных карьерных перспективах и «выбить» привлекательные материальные условия. Все эти умения актуальны не только для молодых специалистов, но и для опытных топ-менеджеров, которые зачастую делают на собеседовании «роковые» ошибки, преграждающие путь в желанную компанию. В свою очередь искусство проведения подобных переговоров необходимо и работодателю, потому что в условиях кадрового голода распознать и привлечь нужного специалиста становится нелегкой задачей.
Так что такое собеседование? Некоторые эксперты склоняются к тому, что это игра, в которой нужно переиграть соперника. Другие категорически не согласны с этим. «Собеседование — не игра. Во всяком случае для человека, который по отношению к своей будущей работе настроен серьезно. Если на собеседовании «играть», примеряя чужие роли, то и соискатель, и работодатель рискуют в итоге получить совсем не то, что им надо», — говорит старший специалист управления по работе с персоналом Оргрэсбанка Наталья Бондаренко. HR-директор компании «Крок» Марина Козырицкая добавляет: «Для обеих сторон собеседование — это возможность понять, смогут ли они работать вместе. Оно позволяет компании выбрать человека, а человеку — компанию. Здесь у них общие цели. Чтобы диалог состоялся и был максимально информативен, обе стороны должны быть подготовлены».
Кодекс кандидата. На собеседовании соискателю нужно решить три непростые задачи: избежать классических ошибок, умудриться набрать очки и понять, стоит ли тратить время на работу в этой фирме.
Какие ошибки кандидата могут поставить крест на дальнейшем сотрудничестве? Самые распространенные и глупые — это непунктуальность и неряшливость. Приходить на интервью следует на 5-10 минут раньше назначенного срока. Если вы опаздываете или по объективным причинам не можете прийти на встречу, следует позвонить и предупредить.
«Кандидат, который не рассказывает ничего о себе, придерживается позиции «читайте резюме, там все написано» и ведет себя настороженно, имеет мало шансов на успех, — уверена руководитель департамента «Финансы и аудит» Penny Lane Consulting Виктория Филиппова. — Работодатель предположит, что профессиональная история претендента вряд ли успешна, если тот не стремится «пропиарить» свои достижения. С другой стороны, когда соискатель много рассказывает о себе, употребляя только первое лицо и избегая говорить «мы», это означает — он не человек команды и, вполне возможно, не впишется в коллектив». Еще одна из непростительных ошибок — потребительское отношение к организации. Не стоит делать акцент исключительно на том, каких карьерных вершин вы хотите достичь — лучше сконцентрироваться на том, как ваши знания, опыт и навыки могут способствовать развитию фирмы. Не стоит и указывать деньги как основную причину, побудившую вас к смене места работы. Алчность как единственный «мотиватор» — не лучшая профессиональная и человеческая рекомендация. Непривлекательно смотрятся и жалобы на предыдущего работодателя и вынесение сора из корпоративной избы. Начальник управления по работе с персоналом Международного промышленного банка Наталья Сергованцева продолжает «черный» список: «Чтобы не получить работу, соискателю достаточно проявить неуважение к интервьюеру (даже кандидаты на топ-позиции могут совершить такую ошибку и вести себя высокомерно и грубо), показать отсутствие интереса к предлагаемой должности и озвучить неадекватные притязания по зарплате, значительно превышающие средний уровень оплаты труда подобных специалистов на рынке». HR-директор группы компаний Divizion Татьяна Славнова дополняет: «Работодатели, как правило, не любят неоправданной звездности кандидатов. Хотя я знаю компании, для которых данное качество весьма привлекательно, поскольку является неотъемлемой частью корпоративной культуры. На что трудно сдержать негативную реакцию? Пожалуй, всего на две вещи, не считая крайних асоциальных проявлений, — опоздание без предупреждения и неприятный запах». Не имеет смысла также завышать свои возможности и откровенно лгать.
Избежать типичных ошибок проще, чем попасть в точку. Чтобы произвести благоприятное впечатление на интервьюера, придется подготовиться. Стоит еще раз внимательно прочитать собственное резюме, повторно ознакомиться с описанием вакантной позиции, а также основательно изучить сайт фирмы и собрать другую информацию о ней в открытых источниках. Можно подготовить «шпаргалку», где следует подробно описать свой опыт, специфику предыдущей работы, рассказать о реализованных проектах, достигнутых результатах. Кроме того, имеет смысл подготовить план ответа на самые распространенные вопросы. Вас, наверняка, спросят — почему вы хотите работать в нашей компании, как вы представляете свой дальнейший карьерный путь или кем вы себя видите через два года, три-пять лет, и попросят описать свои сильные и слабые стороны. «Шпаргалки» вы оставите дома, но приобретенная в процессе подготовки уверенность и сделанные наработки обязательно пригодятся. И «коварные» вопросы не поставят в тупик.
Руководитель департамента «Рекрутмент для рынка финансовых услуг» агентства «Контакт» Карина Коэн выделила золотые правила поведения на интервью: уметь слышать собеседника, быть естественным, кратким, позитивно настроенным и доброжелательным. Это обезоруживает, подкупает даже формалистов и задает нужную энергетику на переговорах. «Краткая самопрезентация — наиважнейшая часть интервью. Даже если стороны понимают, что это «домашняя заготовка». По тому, на чем вы делаете акценты и как рассказываете, интервьюер делает почти 80% выводов о вас как о личности, — уточняет Карина Коэн. — Самая сложная часть — произвольные вопросы о природе, погоде, вашей бывшей зарплате, коллегах, непосредственном руководителе и о том, почему же вы решили все это бросить». И на эти неудобные вопросы отвечать надо не уклончиво, а четко, не ругая весь свет и обеляя себя, а максимально объективно. Но неизменно концентрируясь на положительных моментах. Например, отметить, чему хорошему и нужному вы научились у коллег и руководителя. Или же если ваша компания обанкротилась или была поглощена другой, можно сделать акцент на том, какой полезный опыт вы приобрели — ведь не каждому удается поучаствовать в антикризисном управлении.
Работодателей радуют кандидаты, адекватные ситуации и принимающей стороне, тактичные и обладающие чувством меры. Важны стиль речи, отсутствие слов-паразитов, прямой открытый взгляд, искренность, уверенность, готовность пострадать за свои убеждения, но без фанатизма.
Успешное интервью. Провалить интервью может не только кандидат, но и работодатель и даже многоопытный HR. Самая распространенная ошибка в этом случае — субъективность. Профессиональному и опытному специалисту может быть отказано в работе просто потому, что он лично не понравился менеджеру по персоналу. Чтобы избежать подобных ситуаций, HR должен уметь абстрагироваться от своего собственного видения того, кто нужен в то или иное подразделение, а опираться на «вводные» и комментарии линейных менеджеров. Поэтому нередки ситуации, когда профильное подразделение предпочитает обходить службу персонала и встречаться с кандидатами напрямую.
Для адекватного выбора работодателю прежде всего надо хорошо знать рынок труда и в разговоре сохранять баланс между критичностью и лояльностью по отношению к кандидату. Стиль поведения интервьюера должен способствовать «раскрытию» соискателя, не давить на него, поэтому очень важно уметь создавать на собеседовании доброжелательную комфортную атмосферу.
«Работодателю нужно точно понимать, какие задачи стоят перед требуемым специалистом, и подготовиться к интервью, сформулировав те вопросы, ответы на которые обязательно нужно получить. Все уверены, что умеют проводить интервью, поэтому никто к нему не готовится. И эта ошибка влечет за собой другие — решение принимается через 20 секунд исходя из принципа «нравится — не нравится», а потом в работе приходится пожинать плоды», — сетует заместитель гендиректора «Ренессанс-страхования» Ирина Кондратова. С этим соглашается и консультант агентства по подбору персонала Apl Group Елена Сидоренко: «Нет оптимального подхода в проведении интервью. В зависимости от условий работы, должности и множества других факторов выбирается методика собеседования. Самое главное в оценке — уход от субъективизма. Необходимо определить формальные оценочные критерии, выставить приоритетность».
Как распознать подходящего специалиста? Это крайне трудно, если вообще возможно, — быть уверенным на 100% в том, что человек будет успешен, нельзя. Интервью и тесты дают лишь некоторую степень гарантии того, что кандидат подходит. Конечно, лучший способ узнать, соответствует ли кандидат должности, — проверить его в деле. Для этого и существует испытательный срок. Но если принятый человек не выдерживает испытания, компания оказывается «у разбитого корыта»: альтернативные кандидаты, как правило, к этому моменту уже недоступны, и приходится начинать поиск заново. Цена ошибки слишком высока, поэтому собеседование остается определяющим этапом.
В разговоре работодателю нужно опираться на прежний опыт человека. На интервью следует задавать не гипотетические, а конкретные вопросы, спрашивать, как вы поступите в такой-то ситуации. Если кандидат будет отвечать, основываясь на примере своего личного реализованного опыта, можно понять, как человек будет решать какие-то важные вопросы на новом месте работы. «Не стоит задавать претенденту вопросы, требующие исключительно односложных ответов, — дополняет Наталья Бондаренко. — Лучше предложить ему кейсы, некие ситуации, требующие решения, и посмотреть, как он справится с этим заданием. Всегда полезно поинтересоваться, чем человек живет: если он активен, у него разносторонние интересы, значит, и на работе он не будет вести себя инертно».
Так что очень полезно задавать вопросы на личные и мировоззренческие темы. С этим согласен консультант по подбору персонала рекрутингового холдинга «Анкор» Антон Гитцович: «Более эффективным в работе оказывается тот человек, который умеет переключаться на другие дела вне офиса. Поэтому вопросы о хобби, домашних питомцах, о том, какие книги человек читает, когда был в театре в последний раз и какой спектакль смотрел, имеют большое значение. Ответы «у меня нет времени на хобби, я слишком занят на работе» характеризуют кандидата не с лучшей стороны. Как правило, те, кто так отвечает, не могут похвастаться служебными успехами».
Встречают по одежке
Внешний вид кандидата должен напрямую зависеть от рода деятельности: устраиваясь на работу в банк, страховую или консалтинговую компанию, нельзя позволить себе прийти на собеседование вольным художником в модных джинсах со стразами и с радужным шарфиком на шее. Нужен деловой, обязательно чистый и выглаженный костюм, галстук спокойной расцветки и туфли, начищенные до зеркальности. Для женщины важны аккуратная прическа и макияж, не похожий на индейскую боевую раскраску. Но излишний лоск и пафос также неуместны. Если же род занятий и корпоративный кодекс не предполагают «классического» костюма, можно предпочесть свободный стиль. Но и в этом случае требование об опрятности не отменяется.
Допрос с пристрастием
Многие банки и госучреждения славятся пристрастием к так называемому стрессовому интервью, когда кандидату в ураганном темпе задаются разноплановые «неудобные» вопросы. Очень часто подобные беседы «по душам» HR-специалисты предоставляют психологу. Это серьезное испытание для соискателя: во-первых, интервьюер обязательно опоздает на 30-40 минут, во-вторых, в течение примерно полутора часов, буравя вас пристальным взглядом сотрудника гестапо, он будет грозно вопрошать, почему ваша мама вышла замуж за вашего папу, много ли у вас было бойфрендов и почему вы расстались с последним из них. Недюжинной психологической устойчивости требует и тест в 300 вопросов, который претендентам на работу предложат заполнить в некоторых госбанках. Логичные вопросы там густо разбавлены бестактными и бредовыми: например, собираетесь ли вы в декрет, часто ли у вас случаются запоры, слышите ли вы голоса, хотелось ли вам когда-то что-то украсть и кого-то убить и часто ли вас били в детстве.
Журнал «Финанс.» № 10 (147) 13-19 марта 2006 — Карьера
Маргарита Удовиченко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.