– Дмитрий Викторович, расскажите, какие нововведения уже запущены и появятся в скором времени?
– В середине 2004 года мы решили изменить вектор своего развития – перейти из информационной области деятельности в информационно-правовую. Компания запустила сразу три новых проекта.
У первого, запущенного в начале 2005 года «Прайма», до сих пор нет аналогов. Российское законодательство очень динамично, в среднем в день происходит до 1 тыс. изменений. Хозяйствующему субъекту практически невозможно уследить за таким потоком информации. Поэтому компания предложила желающим заполнить подробную анкету об их информационных интересах в области права. В соответствии с опросным листом мы ежедневно формируем индивидуальные ленты новостей, специфичных для данного клиента. Все материалы условно делятся на важные и не важные. Стоимость услуги – процент от общей цены обслуживания системы «Гарант». Технология подборки – наше ноу-хау. Также предоставляются банк аннотаций к важнейшим документам, входящим в комплект, и обзоры законодательства, создаваемые в «Прайме» по индивидуальным поисковым запросам. Пока у услуги 20 тыс. пользователей. Также мы готовим целый ряд печатных материалов. Пользователи получают ежемесячный журнал «Арбитражное правосудие в России», где рассматривается практика Высшего арбитражного суда и федеральных окружных арбитражных судов, журнал «Законодательство» и вестники ФАС.
– А из более свежего?
– Следующий проект – online-семинары. Выступление лектора, как правило, ведущего специалиста в своей области, руководителя органа государственной власти и управления, транслируется по спутниковому интернет-каналу нашим партнерам. Слушатели могут располагаться в лектории партнерского офиса и в режиме реального времени получать ответы на свои вопросы. В опытном режиме к системе подключены уже 25 городов, они предоставляют услугу более трех месяцев. До конца 2006 года их число удвоится. Пока семинары проводятся еженедельно и в большинстве городов входят в объем стандартного сервиса. Иногда партнер принимает решение о компенсации пользователями части затрат, например связанных с арендой помещения. Стоимость этого проекта – $100 тыс. плюс абонентская плата оператору.
И наконец, в ноябре мы представили нашим пользователям новую версию «Гаранта» с интегрированной online-правовой поддержкой. Образно говоря, СПС – это огромный справочник, включающий почти 2 млн документов. Серьезный специалист может с его помощью решить практически любую задачу в области права. Но в некоторых случаях пользователи, даже имея в распоряжении полный массив информации и современный поисковый механизм, не могут найти ответ на вопрос. Им требуются дополнительные специальные знания. На эти случаи и рассчитан проект. Не выходя из системы, пользователь по интернет-каналу в online-режиме задает вопрос, с которым начинает работать специалист консалтинговой службы компании. Уникальность сервиса в его интегрированности со справочной системой. Услуга будет оказываться по всей стране вне зависимости от местонахождения потребителя.
– Не становитесь ли вы конкурентами юридических консультационных компаний?
– Мы будем стремиться занять практически свободную нишу на границе между самостоятельным решением правовой проблемы бухгалтером или юристом с помощью системы «Гарант» и той деятельностью, которой в основном занимаются консалтинговые, аудиторские, адвокатские компании. Мы не будем заниматься рассмотрением сложных юридических вопросов, проводить экспертизу или разработку договоров, оказывать представительство в суде, заниматься поддержкой при налоговых проверках, аудиторской, адвокатской деятельностью.
– Довольно масштабный проект. Как вы собираетесь его организовывать?
– В городах-партнерах будут созданы сертифицированные консультационные центры. Количество сотрудников рассчитывается на основе собранной нами статистической информации о запросах, которые ранее обслуживались бесплатно. Интересно, что выявились некие территориальные особенности этой статистики. В среднем в месяц услугой пользуются 15–20% потребителей. Но есть уникальные города, например Чебоксары, где за консультацией хотя бы один раз в месяц обращаются все пользователи. В целом по стране консультационная служба обретет несколько сотен новых сотрудников.
– А как будет обеспечиваться единое качество сервиса и какова будет его стоимость?
– Каждый ответ регионального специалиста, прежде чем «отправиться» к пользователю, пройдет проверку в консультационной службе центрального офиса. Стоимость вопроса зависит от степени его сложности. Всего будет три категории вопросов – легкие (20–30 минут работы), средней сложности (до двух часов) и сложные (около четырех часов). Час работы консультанта в среднем по стране стоит 0,9 тыс. рублей. В эту сумму обойдется легкий вопрос, средней сложности будет стоить 1,8 тыс. рублей и сложные – около 3,5 тыс. рублей. Стоимость категорий будет несколько разниться в зависимости от региона. За годы работы мы накопили статистическую базу ответов, на ее основе мы и оцениваем сложность вопроса. Консультационный проект поддерживает наиболее востребованные темы: налоговое право, проблемы бухгалтерского учета, трудовое право, вопросы, возникающие в процессе хозяйственной деятельности. И если возникают экзотические вопросы, например о международном публичном праве, мы можем отказаться от подготовки ответа, сославшись на отсутствие компетенции в данной области. Также за рамки проекта online-консалтинга выходят сверхсложные проблемы.
– Какая ответственность предусмотрена за ошибочный совет?
– Консультационный бизнес основан на репутации, она и является главным показателем качества услуг. Все остальное – в пределах действующего законодательства. Если пользователь сможет доказать связь между нашими действиями и понесенными им издержками, мы возместим ущерб в рамках действующего законодательства.
– «Гарант» планирует наращивать партнерскую сеть?
– Последние несколько лет число наших партнеров особенно не увеличивалось. Это связано с тем, что мы ее уже сформировали – охвачены все города с населением более 50 тыс. человек. Осталось немного мест, где имеет смысл дополнительно открывать подобные организации. Если говорить о концентрации партнеров на единой сбытовой территории, то их излишнее количество приводит к повышенной конкуренции. С точки зрения наших стратегических интересов это нецелесообразно. Мы предпочитаем иметь постоянную партнерскую сеть. Например, в Москве работает всего шесть организаций. Однако такой подход не исключает возникновения конфликтов с партнерами. Прежде всего это связано с нежеланием развиваться в рамках стратегии «Гаранта». Также раньше случались ситуации, когда первые лица партнерской компании оказывались связанными с распространением контрафактных копий. Отношения с этими организациями были разорваны.
– Расскажите о структуре доходов компании.
– Большую часть выручки дает сервисное обслуживание системы. Цена приобретения сопоставима со стоимостью месячного обслуживания. На ноябрь 2006 года мы «вели» 90 тыс. организаций, и потому первое предоставление системы для нескольких тысяч новых компаний составляет очень небольшую долю в доходе «Гаранта».
Компания «Гарант» – разработчик одноименной справочной правовой системы. Клиентская база – 90 тыс. пользователей на ноябрь 2006 года. Объем базы данных – почти 2 млн документов. До 1999 года компания работала в основном в Москве и Петербурге. С 1999 года «Гарант» начал строить профессиональную партнерскую сеть. Она охватывает более 250 организаций, работающих в 500 городах России.
Журнал «Финанс.» №46 (183) 27 ноября – 3 декабря, 2006 — Услуги для бизнеса
Беседовала Наталья Анищук
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.