Лет восемь назад в компании финансистов мне представили иностранца лет двадцати восьми. Тот дал визитку, и я обомлел: передо мной сидел вице-президент американского инвестиционного банка из первой тройки. Мой приятель, работавший аналитиком в том же банке, увидел мою реакцию и поспешил объяснить: у банка по всему миру несколько тысяч вице-президентов, а должность эта следующая после аналитика. Приятель теперь работает вице-президентом, правда, уже в другом банке.
Вторые лица. В России мода на вице-президентов наблюдалась до 1998 года. Но кризис пафосные должности из моды вывел, а многие «вице» попали под сокращение. Сейчас они вновь плодятся. Недавно один из банков ввел 10 таких должностей. Менеджер по работе с клиентами в одночасье стал вице-президентом.
В российском банке может быть несколько десятков вице-президентов, а может не быть их вовсе. То есть подходы у организаций к этому статусу очень разные. В должности вице-президента вы можете встретить как «второе лицо», принимающее в организации ключевые стратегические решения, так и менеджера по обслуживанию клиентов, в иерархии компании стоящего ниже, чем, допустим, начальник департамента. Бывший вице-президент банка из первой двадцатки на днях уверял обозревателя «Ф.», что его новая должность — заместитель начальника отдела — результат повышения.
Плюсы. В активном использовании звучных должностей есть много плюсов для организации. Погоны мотивируют: человеку приятнее работать на посту вице-президента, чем сейлс-менеджера. Погоны удерживают сотрудников: «вице» сложнее переманить. Погоны, наконец, помогают привлекать и удерживать клиентов. Клиенту приятно, что банк проявляет уважение тем, что на общение с ним выделяет высокопоставленного сотрудника. Такой сотрудник продаст клиенту больше услуг на выгодных для финансовой организации условиях. В ранге вице-президента хорошо общаться с бюрократами, депутатами, журналистами и иностранцами.
При этом должность эта — волшебная. Если, например, кандидата на пост зампреда правления банка необходимо согласовывать в Центральном банке, то вице-президентами (если они одновременно не зампреды) можно назначить хоть всех работников. Для банкира должность зампреда, безусловно, весомее. Для клиента — вряд ли.
Минусы. Клиент может заподозрить лукавство, если вице-президентская визитка не подкрепляется реальным весом человека в банке или другой сервисной структуре. Особенно комично звучит должность типа «вице-президент аналитического отдела». Хорошо еще, что в аналитических подразделениях воздерживаются от назначения президентов.
Другой минус — «социальное неравенство» в организации. Часть сотрудников получает «погоны» только потому, что так лучше общаться с клиентами. Остальные менеджеры, которые для организации не менее (а часто более) важны, могут достаточно остро переживать отсутствие приятной для уха должности. Хотя и обязательно сделают вид, что их это обстоятельство не волнует («у нас полбанка вице-президенты»).
Но многие банки и инвестиционные группы научились умело использовать погоны. Вице-президентов может быть немало, но назначают их не по функциям, а по заслугам. Это правильный путь: ведь клиент наверняка поймет, у кого погоны бутафорские, и может наказать банк рублем.
Журнал «Финанс.» № 41 (131) 7-13 ноября 2005 — Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.