Американский тупик

За первое полугодие лидер отрасли General Motors понес убытки более чем на $1,3 млрд, потеряв за первые три месяца почти $1,1 млрд и за второй квартал — еще $280 млн. Ford Motor пока «в плюсе»: в первом квартале он заработал $1,21 млрд, а во втором $946. Однако динамика показателя удручает: чистая прибыль по сравнению с аналогичными периодами 2004 года снизилась на 38 и 19% соответственно.

Хуже всего то, что обе компании чувствуют себя очень скверно на самом важном для них североамериканском рынке. У GM продажи в США в августе снизились на 13% по сравнению с июлем. Ford продал на 6,3% больше машин, чем месяцем ранее, однако и у него автостроительное подразделение несет убытки, компенсируя их прибылями, получаемыми от потребительского кредитования. По подсчетам компании Harbour Consulting, в первом полугодии Ford потерял на продаже каждого автомобиля в Северной Америке в среднем $139. А у GM убытки в расчете на машину были просто ужасными — $1227.

У третьего по величине игрока на рынке США — Chrysler — дела обстоят не так плохо: он за первые шесть месяцев зарабатывал на каждом автомобиле в среднем $187. Однако, отмечают в Harbour Consulting, этот показатель не идет ни в какое сравнение с достижениями японских конкурентов: $1203 у Honda, $1488 у Toyota и $1826 у Nissan.

Большой собес. Делать деньги на «родине» американскому автопрому мешают издержки. GM и Ford обременены колоссальными социальными обязательствами перед своими сотрудниками — как работающими сейчас, так и бывшими. В этом году GM потратит почти $6 млрд на оплату их медицинских расходов, эти издержки добавляют к стоимости автомобиля, продаваемого в США, в среднем $1,5 тыс. Ford потратит на цели здравоохранения около $3,5 млрд. Японские компании могут себе позволить сэкономить, поскольку среди их рабочих больше молодежи, не состоящей к тому же в профсоюзе. Например, у Toyota затраты на социальное обеспечение работников приводят к подорожанию автомобиля лишь на $300.

Компании пытаются исправить положение, увольняя лишний персонал. У GM и Ford производственные мощности загружены только на 85-86%. Ford до конца года планирует сократить 2750 сотрудников. GM собирается до конца 2008 года уменьшить число рабочих мест на 25 тыс. В Chrysler уже завершенная реструктуризация стоила работы 40 тыс. человек. Отчасти этим объясняется менее уязвимое положение германо-американского концерна в США по сравнению с другими производителями «большой тройки». И не случайно именно руководитель Chrysler Дитер Зетше сменит нынешнего исполнительного директора DaimlerChrysler Юргена Шремпа со следующего года: у германского подразделения концерна в последнее время тоже хватает проблем.

Внедорожники не в моде. Другая головная боль — продажи. Под натиском азиатских конкурентов компании из Детройта были вынуждены придумывать все новые и новые способы стимулировать потребителей. Последней попыткой стали акции, в ходе которой «большая тройка» стала предлагать свои автомобили американским покупателям по ценам, которые раньше были действительны только для сотрудников самих компаний. GM стала первой, начав распродажу в июне, а месяц спустя за ней последовали Ford и DaimlerChrysler. Поначалу акция работала: июль оказался довольно удачным месяцем для всех трех компаний. Воодушевленные успехом, руководители GM и Ford решили продлить действие скидок до конца сентября. Однако август расставил все на свои места: продажи у GM снова упали, у Ford и DaimlerChrysler увеличились меньше, чем ожидалось, в то время как Toyota, Honda и Nissan продемонстрировали двузначные цифры роста.

Причиной вялого интереса потребителей стало резкое подорожание нефти, а за ней и топлива. Чем больше денег автолюбители оставляют на заправках, тем хуже они относятся к прожорливым машинам, особенно внедорожникам. Продажи этих моделей падают у всех производителей. Однако Детройт страдает сильнее, чем иностранцы, поскольку он традиционно выпускает много «настоящих американских машин» — больших и потребляющих много бензина. У Ford особенно плохо расходятся такие модели, как Expedition (в августе продажи в США упали на 40% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года) и Explorer (снижение на 44%). У GM продажи внедорожников модели Chevrolet Tahoe снизились на 36,5%, Hummer II — на 37%, GMC Yukon — на 32,6%, GMC Envoy — почти на 34%. В перспективе большие внедорожники могут стать для покупателей еще менее желанными, поскольку Белый дом в последнее время одержим идеями экономии горючего и ужесточения экологических стандартов.

В Ford с проблемой решили бороться радикальными мерами. Компания объявила, что уже к 2010 году собирается нарастить выпуск гибридов, работающих на бензине и электричестве, с нынешних 24 тыс. до 250 тыс. машин в год. К этому же сроку предполагается вывести производство этого вида автомобилей на прибыль. Кроме того, Ford уже в следующем году запустит в производство четыре модели, которые можно будет заправлять этанолом. Впрочем, амбиции американского производителя вряд ли пугают Toyota — лидера на рынке экологически чистых машин. Японская компания уже в этом году выпустит 250 тыс. гибридов, о которых Ford еще только мечтает, а к 2010-му она планирует делать уже 1 млн автомобилей этого типа в год.

Что купить и что продать. Вдобавок к собственным проблемам GM и Ford приходится решать еще и чужие. Компания Delphi — крупнейший в США производитель комплектующих — находится на грани банкротства. До 1999 года он входил в состав GM и до сих пор остается ее основным поставщиком. Сейчас, будучи независимой компанией, Delphi уподобился великовозрастному отпрыску, клянчающему деньги у родителей. Без помощи GM он не сможет решить проблему сокращения издержек, поскольку в одиночку ему нечего предложить профсоюзам. Что касается самого автопроизводителя, то для него оставить Delphi без поддержки тоже рискованно. У Ford аналогичная ситуация сложилась с компанией Visteon. В 2000 году этот поставщик автокомплектующих получил самостоятельность. Однако зависимость от главного клиента осталась очень большой. К тому же соглашения с профсоюзами не позволили Visteon платить работникам меньше: их ставки остались на уровне рабочих Ford. В результате поставщик несет убытки. Летом бывшая родительская компания была вынуждена принять «под крыло» 24 завода Visteon и помочь с проведением реструктуризации бизнеса.

Чтобы компенсировать потери, американским компаниям приходится искать разовые источники доходов. Недавно финансовое подразделение GM — GMAC — договорилось о продаже Bank of America клиентских обязательств по потребительским кредитам на общую сумму $55 млрд. Соглашение позволит автопроизводителю финансировать убыточные операции GM по автопродажам. Реализация этой масштабной сделки будет проходить в течение ближайших пяти лет. А Ford две недели назад сообщил, что продает группе инвесторов свое подразделение по прокату автомобилей Hertz Corp. За нее будет выплачено $5,6 млрд. Кроме того, покупатели — компании Clayton, Dubilier & Rice, Carlyle Group и подразделение прямых инвестиций Merrill Lynch — возьмут на себя около $9,4 млрд долгов Hertz.

В обеих компаниях хорошо понимают, что подобные решения в долгосрочном плане — не выход из сложившейся ситуации. Для полного восстановления финансового здоровья придется пройти длинный и непростой путь. Standard & Poors еще в начале мая присвоило долговым обязательствам GM и Ford спекулятивный рейтинг. В августе его примеру последовало агентство Moody’s. Fitch считает «мусором» бумаги GM, за Ford эта компания пока оставляет низшую строчку инвестиционного уровня. Конечно, до банкротства компаниям еще очень далеко. Но именно те решения, которые топ-менеджмент GM и Ford принимает сейчас, могут в конечном счете стать определяющими в судьбе американского автопрома.

Журнал «Финанс.» № 35 (125), 26 сентября — 2 октября 2005 — Автофинансы
Анна Ким

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.