Юлия купила полис каско для новенькой Toyota Corolla в Генеральной страховой компании (ГСК) в прошлом декабре за 6% от стоимости авто – это была самая низкая цена из всех предложенных. В январе машина попала в аварию, а в феврале, когда Юлия обратилась в компанию, у той отозвали лицензию. «Мне сообщили, что страховые выплаты уже не проводятся, но я могу обратиться в «Русский мир», который собирается покупать страховой портфель ГСК», – рассказывает потерпевшая. Однако в «Русском мире» ей отказали в принятии заявления о страховом случае и порекомендовали обратиться в Российский союз автостраховщиков (РСА). «Там мне объяснили, что выплачивают возмещение только по ОСАГО, – вспоминает Юлия. – Я бегала по инстанциям до мая. А потом поняла, что едва ли что-то получу, только время зря потрачу». Так и вышло.
Стремясь привлечь больше клиентов, ГСК вела агрессивную политику, завышая комиссионные агентам и брокерам по ОСАГО, на которое в ее портфеле приходилось около половины сборов, и существенно снижая тарифы по каско. Однако, как только темп роста рынка «автогражданки» замедлился, объем выплат у компании существенно увеличился, и она, как и еще 14 страховщиков ОСАГО, вынуждена была покинуть рынок. Подобная ситуация может повториться на рынке каско. Только если по ОСАГО по долгам ушедших страховщиков расплачивался РСА из специального фонда, на рынке каско такого фонда нет.
По данным аналитиков «Ингосстраха», размер средней выплаты по договорам каско, заключенным с гражданами, увеличился за первое полугодие 2007 года на 69%, по корпоративным договорам – на 18%. Кроме того, убыточность по машинам, приобретенным в кредит, которые занимают до половины портфеля некоторых компаний, растет огромными темпами и может достигать 100%.
При этом, по оценкам «Ф.», общий объем выплат по каско практически не изменился за последний год и колеблется на уровне 40–50% от сборов. Сохранять стабильный уровень убыточности пока удается благодаря росту рынка и постоянно увеличивающемуся количеству клиентов, которых компании привлекают низкими ценами.
Демпинг и скидки характерны как для крупных, так и для более мелких операторов. Снижают тарифы «Уралсиб» и «Наста», у которой цены на страховку дорогих иномарок значительно ниже рыночных. «Альфастрахование» дает «поблажки» опытным водителям, «Ингосстрах» предлагает клиентам отказаться от ремонта машины и получить выплаты деньгами (расчеты производит сам страховщик), «Гута-страхование» и «Расо» предоставляют скидки на полис женщинам, которые ездят на иномарках стоимостью от $15 тыс. до $25 тыс.
Кроме того, иногда компании продают дешевые полисы, прописывая в правилах страхования условия, согласно которым практически невозможно получить выплаты. Например, случай не признается страховым, если авария произошла с нарушением правил дорожного движения.
Все свои убытки в розничном бизнесе крупные компании всегда смогут компенсировать за счет корпоративного страхования. С небольшими страховщиками, в портфелях которых розница доминирует, ситуация обстоит иначе. Как только темп роста замедлится – а аналитики прогнозируют, что это может случиться уже в начале следующего года – убыточность резко возрастет, покрывать ее будет нечем, и количество банкротств автостраховщиков может увеличиться. Гендиректор агентства «Спутник» Ефим Горбачев оценил среднюю по рынку скидку на полисы каско в 5–8% от базовых тарифов компании. «Скидка от 12% должна потребителей насторожить», – предупреждает Ефим Горбачев. Заместитель гендиректора «Расо» Вадим Повтарев замечает, что на неблагонадежность страховщика указывают плохо налаженный колл-центр, грубость сотрудников, отрицательные отклики о компании в интернете.
Журнал «Финанс.» №38 (224) 8 октября — 14 октября 2007 — Страхование
Ксения Леонова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.