Автокредитные происшествия

По итогам 2007 года рынок автоссуд составил примерно $17 млрд, что почти в два раза больше результата 2006?го ($9 млрд). «К концу прошлого года доля «заемных» автомобилей в общих продажах составила порядка 45%, – отмечает замдиректора департамента розничного кредитования Бинбанка Антон Рудь. – В 2008-м этот показатель может «подобраться» к 52%, в то время как в 2006-м он достигал 37%, а в 2005-м – 25%».

Несмотря на кризис ликвидности, общий объем выдаваемых автоссуд во второй половине 2007-го оставался высоким, говорят банкиры. «С одной стороны, автокредиты намного менее рискованные, чем ссуды наличными и карты, а с другой – далеко не такие «длинные», как ипотека. Поэтому проблемы на мировом рынке пока не так сильно отразились на этом направлении бизнеса», – комментирует начальник отдела продуктового маркетинга Русь-банка Максим Чубак.

Однако преуспели далеко не все игроки. Так, например, занимавший 32?ю строчку в прошлогоднем рейтинге по объему портфеля автокредитов (http://www.finansmag.ru/51680) Транскредитбанк в этот раз свои результаты не предоставил, пояснив: «Ссуды на покупку авто не являются приоритетным направлением». По той же причине в таблице отсутствует Пробизнесбанк (42-е место в прошлогоднем списке). Как сообщили его представители, в ближайшее время «Пробизнес», скорее всего, откажется от автокредитов, поскольку они не вписываются в его концепцию. Год назад замыкавший список Номос-банк (44?е место) также не предоставил данные, поскольку развивать автозаймы не планирует.

Некоторые кредиторы сворачивают отдельные программы. Скажем, недавно выдачу долларовых ссуд на машины остановил Юниаструм-банк, который осенью закрыл ипотеку в американской валюте. Еще тогда («Ф.» № 38, 2007) председатель правления «Юниаструма» Павел Неумывакин комментировал: «90% займов на покупку автомобилей, так же, как и ипотечных ссуд, мы выдаем за пределами столицы, где больше популярны рубли». Экономическая нецелесообразность, которой в банке объясняют отказ от валютных программ, судя по всему, имеет прямое отношение к проблемам на мировом рынке – недоступности долларовых пассивов.

Наибольших успехов на автокредитном рынке в прошлом году добились госбанки и финучреждения с иностранным капиталом – у этих игроков меньше всего проблем с фондированием. «Кризис ликвидности привел к перераспределению клиентов, – соглашается зампред Абсолют-банка (принадлежит бельгийской группе KBC) Олег Скворцов. – Мы ощутили это на своем опыте: условия не улучшали, а поток заемщиков значительно вырос».

Лидером по объему автопортфеля по итогам прошлого года стал Сбербанк, переместившийся в таблице с двенадцатого на первое место. Объем ссуд госбанка «пополнел» на 47,7 млрд рублей (до 53,5 млрд), прирост составил 825%. Но динамика у «Сбера» не самая высокая среди участников рейтинга: Оргрэсбанк увеличил портфель «машинных» займов на 3533%. Тем не менее в абсолютном выражении «Оргрэс» прибавил чуть больше миллиарда, заняв 34-е место – в прошлом году он только начал развивать это направление.

Лидер рейтинга-2007 Росбанк, контроль над которым в 2008-м перешел к Societe Generale (SG), переместился на второе место. Размер займов вырос лишь на 16% (хуже только у «Юниаструма» – 8%, он опустился с 19-го на 23-е место). На бизнесе Росбанка, возможно, сказываются далеко не самые лучшие условия кредитования (стр. 42). А вот Русфинансбанк, другая «дочка» SG, увеличил объем ссуд на покупку авто почти в три раза до 33,7 млрд рублей. Второй год подряд «Русфинанс» занимает третью позицию. От Росбанка его отделяют чуть более 9 млрд рублей.

Банк «Русский стандарт» (РС) Рустама Тарико в рамках общего замедления развития опустился за год с четвертого на шестое место. Динамика портфеля «магазинного монстра» в 2007-м составила 54% против 597% в 2006-м. РС обошли две иностранные «дочки» – Райффайзенбанк и Юникредитбанк (бывший ММБ), занимающие теперь четвертую и пятую позиции соответственно.

На седьмой строчке расположился МДМ-банк, контролируемый Сергеем Поповым. Причем год назад МДМ являлся вторым автокредитным банком страны. За 2007-й портфель увеличился лишь на 20%, тогда как по итогам 2006-го года – на 168%. Восьмую строчку занял государственный ВТБ24, который в прошлом году не вошел в рейтинг «Ф.» из-за отсутствия данных.

Альфа-банк и Урса-банк, вопреки общей тенденции снижения веса организаций с частным российским капиталом, продемонстрировали серьезные успехи. Первый поднялся с 15-го на девятое место, увеличив объем автоссуд на 184%. «Урса», агрессивно развивающий розницу, теперь замыкает топ-10 (378% до 11,4 млрд рублей). Вплотную к десятке лидеров подобрался Промсвязьбанк – ему удалось подняться в рейтинге на восемь строчек (разрыв с «Урсой» – 1,8 млрд). Объем займов банка, которому сильно помогает миноритарный акционер Commerzbank, вырос в 2,5 раза до 9,6 млрд рублей.

Насыщенные трудности. Жесткая конкуренция на рынке автомобильных займов привела к максимальной либерализации условий, сетуют банкиры. «Кредиторы работают на грани рентабельности, у них практически не осталось шансов на хороший заработок», – говорит Антон Рудь. Это самый насыщенный рынок из всех кредитно-розничных. И даже в условиях недостатка средств мало кто отважится на повышение ставок или, например, увеличение первоначального взноса – если, конечно, не планирует выходить из автокредитного бизнеса.

Удержаться в седле становится все сложнее. По мнению первого вице-президента Балтийского банка Максима Мосунова, в конкурентной борьбе с иностранцами кредитные организации с российским капиталом будут все больше обращаться в сторону вторичного рынка иномарок. По некоторым оценкам, в 2008 году его рост составит около 20%. Доходность здесь выше, однако лидерам ссуды на покупку подержанных машин менее интересны из-за повышенных рисков (в частности, залог здесь может оказаться и «перевертышем» и «утопленником»).

«Постепенное снижение стоимости автокредитов и смягчение требований к заемщикам наблюдались на рынке на протяжении нескольких лет, формируя устойчивую тенденцию, – говорит Антон Рудь. – Кризис ликвидности притормозил этот процесс, но маловероятно, что он обратится вспять». Вместе с тем, прогнозируют некоторые эксперты, в текущем году рынок автомобильных займов покажет не такой бурный рост – примерно 50%. Главным образом, ставка будет делаться на регионы, во многих из которых до насыщения еще далеко.

Прощание с «экспрессом». В прошлом году, рассказывают участники рынка, усилилась еще одна тенденция: вытеснение автоэкспресс-кредитов классическими ссудами. «Мы полностью отказались от быстрых займов еще в 2006-м, и в целом по рынку доля таких ссуд заметно сокращается, ­– говорит зампред Юниаструм-банка Вадим Гаврилов. – Прежде всего это связано с повышением грамотности населения и, как следствие, более тщательным выбором заемщиками кредитной программы».

При хорошем раскладе клиент может уехать на машине в тот же день, в который обратился за кредитом (оформление происходит непосредственно в салоне). Понятно, что в данном случае качество оценки платежеспособности снижается – по классической ссуде решение обычно принимается не менее чем за 2–3 дня. «Экспресс-кредиты для банков рискованны, поэтому они постепенно отказываются от этого направления, – комментирует руководитель департамента партнерских программ банка «Сосьете Женераль Восток» (БСЖВ) Алексей Костышин. – Пик популярности таких ссуд остался позади, объемы «обычного» автокредитования растут гораздо быстрее».

Но риски быстрых займов компенсируются высокой доходностью, поэтому окончательно сворачивать «экспрессы» кредитные организации не спешат, даже несмотря на кризис. Сегодня получить быстрый автокредит можно в ВТБ24, Росбанке, Собинбанке, а также банках «Союз», «Ренессанс Капитал». «Заемщики, которые хотят оформить ссуду здесь и сейчас, все еще не редкость, так что спрос на такие продукты остается высоким», – уверена зампред Русфинансбанка Людмила Богушевская.

Марочные банки. В 2007 году на российский рынок начали выходить финансовые подразделения мировых автоконцернов. Пока ЦБ выдал лицензии двум подобным «дочкам» – Тойота-банку и Мерседес-Бенц банку. В марте был зарегистрирован БМВ-банк, уставный капитал которого пока не оплачен.

Автобанки приступили к выдаче ссуд на покупку новых машин собственных марок у официальных дилеров. Однако никаких революционных перемен пока не происходит. «До сих пор финподразделения автоконцернов не продемонстрировали серьезных конкурентных преимуществ в России: требования к заемщикам у них строже, выше размер первоначального взноса, а ставки сопоставимы с предложениями других банков», – говорит замначальника отдела розничных продуктов Росевробанка Наталья Бондарева.

Экспансия банков производителей не оказывает значительного влияния на расстановку сил, уверяет начальник отдела автокредитования Промсвязьбанка Иван Ивкин: «Они являются нишевыми, претендуют на значительную долю ссуд только в рамках финансирования покупателей своих марок, но не на всем рынке». Хотя, по мнению Олега Скворцова из «Абсолюта», в перспективе автобанки смогут «откусить» значительную часть «пирога»: «Конкуренция еще больше ужесточается, они уже «переманили» часть клиентов, ориентированных на приобретение автомобилей конкретных марок».

Как в Тойота-банке, так и в Мерседес-Бенц банке «Ф.» не предоставили данные о размере портфеля, объяснив «скрытность» небольшим сроком присутствия на российском рынке. Причем, как рассказал Алексей Костышин, обе кредитные организации сегодня сотрудничают с БСЖВ: «Мы взаимодействуем с ними с прошлого года, оказываем услуги по оформлению и ведению автокредитов, – говорит банкир. – То есть покупатели автомобилей Toyota и Mercedes могут получить кредит непосредственно в автосалоне, с которым сотрудничает БСЖВ, на условиях Тойота-банка или Мерседес-Бенц банка».

СГОВОР: Согласованные тяжбы

Страхование автомобилей приносит банкам дополнительный доход.

Они сотрудничают с определенным пулом страховщиков и получают часть взносов, выплачиваемых клиентами. Тарифы в рамках кредитных программ не всегда выгодны для заемщика, а застраховаться в сторонней компании или не делать этого вовсе ему не позволят – таковы условия по ссуде. Сотрудничеством банков со страховщиками ФАС занялась в 2006 году, а уже в середине 2007?го собрала материалы для возбуждения 85 дел против 41 кредитной организации и 50 страховых компаний (сговор может происходить не только в области автокредитов, но и, например, в рамках ипотечных программ). С точки зрения ФАС, банки не должны влиять на тарифную политику страховщиков. Под прицел антимонопольщиков уже попали БСЖВ, МДМ-банк, Урса-банк, «Юникредит», «Юниаструм». Некоторые финучреждения, среди которых Росбанк и ВТБ24, добровольно расторгали «антиконкурентные» соглашения со страховыми компаниями. А вот Промсвязьбанк уже полгода оспаривает в суде претензии антимонопольщиков и штрафы, которые они предписали заплатить. Псковское управление ФАС за сговор со страховщиками наказывала банк дважды: осенью прошлого года на 150 тыс. рублей, а зимой текущего – на 450 тыс. Тяжбы, организованные Промсвязьбанком, пока к положительным для него результатам не привели. Между тем оформить каско – требование вполне закономерное, поскольку автомобиль является залогом. При этом логично, что кредитор выбирает «понятную» для себя страховую компанию. И даже если официально банки прекратят такое сотрудничество, они в любом случае будут рекомендовать заемщикам застраховаться там-то и там-то. Иначе клиенту попросту откажут в ссуде (банк имеет право сделать это без объяснения причин).

Лидеры по росту портфеля автокредитов в 2007 году, %

1Оргрэсбанк3533

2Сбербанк825

3ОТП-банк (Инвестсбербанк)697

4Абсолют-банк390

5Урса-банк378

6Санкт-Петербург358

7ВТБ24237

8Ак Барс195

9Русфинансбанк193

10Юникредитбанк (ММБ)193

Лидеры по объему выданных автокредитов в 2007 году, млн руб.

1Сбербанк58921

2Русфинансбанк34007

3Юникредитбанк (ММБ)26384

4Росбанк25482

5Райффайзенбанк24795

6Русский стандарт20934

7МДМ-банк16698

8ВТБ2412363

9Альфа-банк12130

10Урса-банк11310

Лидеры по доле автокредитов в общей задолженности частных лиц, %

1Автомобильный банкирский дом98

2Русфинансбанк77

3Авангард73

4МДМ-банк72

5Юникредитбанк (ММБ)61

6Союз59

7Росевробанк52

8Собинбанк47

9Росбанк43

10МБРР43

Лидеры по средней сумме автокредита, тыс. руб.

1 Райффайзенбанк 954

2 Промсвязьбанк 690

3 Оргрэсбанк 644

4 ОТП-банк (Инвестсбербанк) 563

5 Зенит 550

6 ВТБ24 543

7 Абсолют-банк 523

8 Бинбанк 520

9 Санкт-Петербург 507

10 МДМ-банк 492

Рейтинг банков по объему автокредитовМесто Банк Объем портфеля автокредитов на 1.01.08, млн руб. Динамика с 01.01.07,% Выдано автокредитов в 2007 г., млн руб. Доля автокредитов в общей задолженности частных лиц на 01.01.08, % Доля автокредитов в общей задолженности частных лиц на 01.01.07, % Количество выданных автокредитов в 2007 г., шт. Средняя сумма автокредита в 2007 году, тыс. руб.

1 Сбербанк 53519 825 58921 6 1 145409 405

2 Росбанк 42945 16 25482 43 46 75163 399

3 Русфинансбанк 33718 193 34007 77 71 132975 256

4 Райффайзенбанк 30607 37 24795 40 45 25987 954

5 Юникредитбанк (ММБ) 29603 193 26384 61 68 56005 457

6 Русский стандарт 28222 54 20934 10 15 156425 134

7 МДМ-банк 26385 20 16698 72 83 35410 492

8 ВТБ24 17431 237 12363 11 15 22737 543

9 Альфа-банк 13774 184 12130 29 24 31590 400

10 Урса-банк 11398 378 11310 н. д н. д. н. д. н. д.

11 Промсвязьбанк 9633 149 8477 33 31 12293 690

12 Кредит Европа банк 8915 98 7881 39 35 35696 221

13 Газпромбанк 8711 147 6652 26 28 14758 451

14 Союз 8270 41 6519 59 69 24170 490

15 МБРР 7786 74 6503 43 50 13636 477

16 НБ «Траст» 6560 122 4056 30 42 16404 247

17 Собинбанк 6251 108 4415 47 59 10517 420

18 БСЖВ 6178 45 5205 33 34 8799 477

19 Абсолют-банк 6056 390 560 н. д. н. д. 10678 523

20 Автомобильный банкирский дом 5978 28 4029 98 96 18150 222

21 Авангард 5584 67 5234 73 71 12676 413

22 Балтийский 4776 159 н. д. 40 37 10088 472

23 Юниаструм-банк 4371 8 3069 34 37 6397 488

24 Ак Барс 3427 195 3028 18 18 7745 391

25 Бинбанк 3108 174 2524 27 35 4009 520

26 Северная казна 2609 167 2293 26 24 5472 419

27 Русь-банк 2170 75 1798 43 36 4318 410

28 Запсибкомбанк 2088 27 1609 12 16 4023 0

29 Санкт-Петербург 1643 358 1591 16 14 3135 507

30 ОТП-банк (Инвест­сбербанк) 1491 697 154 5 1 2728 563

31 Ижладабанк 1430 92 1314 34 38 4818 273

32 Агроимпульс 1399 74 1074 36 48 2732 393

33 Росевробанк 1363 96 1426 52 49 4086 300

34 Оргрэсбанк 1073 3533 1184 28 4 1201 644

35 РБР 624 191 н. д. 17 22 191 н. д.

36 ХКФБ 607 н. д. 664 1 н. д. 3537 182

37 Зенит 600 49 198 12 17 832 550

По данным банков

Журнал «Финанс.» №15 (250) 14 апреля — 20 апреля 2008 — Банки
Татьяна Калинникова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.