Условия получения карт в банках постепенно выравниваются, и уже сейчас при свободном выборе карты (не в рамках «зарплатных» проектов) ее будущий владелец прежде всего выясняет, что она дает помимо снятия наличных и оплаты товаров и услуг. «Наличие практически полностью идентичных условий требует выработки новых, эксклюзивных предложений, — поясняет начальник управления банковских карт и депозитов физических лиц Московского кредитного банка (МКБ) Алексей Есенников. — Кобрэндинговые продукты являются практически идеальным решением. Потребитель осознанно выбирает такую карту не из-за банковского приложения (оно является стандартным), а из-за дополнительных возможностей».
В США и Европе около 90% банковских карт — кобрэнды, и, как считают участники рынка, рано иди поздно эта тенденция доберется до России.
Сейчас же совместных пластиков в РФ немного. Они бывают дисконтными или дисконтно-бонусными. В первом случае держатель получает скидки при оплате товаров или услуг банковской картой. МКБ совместно с туристической компанией «Санэкспресс» предлагает карту, владельцам которой туроператор предоставляет скидки на обслуживание в 5-8%, а банк — 10-процентный дисконт при аренде индивидуального сейфа. Кроме того, можно получить скидку до 15% у партнеров МКБ. В их числе — магазины спортивного снаряжения и оборудования, одежды и обуви, салоны оптики, фитнес-клубы.
Дисконтный пластик Росбанка и компании «Де люкс Альянс», оказывающей посреднические услуги при покупке элитной недвижимости, яхт, самолетов (сумма сделки — от $1 млн), позволяет получить скидку 5-25% в ресторанах «Ваниль», Casual, «Вертинский», фитнес-клубе Gold’s Gym, страховой компании «Росно».
«Для банков совместные продукты с крупными розничными игроками носят скорее имиджевый характер. Суммы, запрашиваемые компаниями за кобрэндинг, в лучшем случае позволяют реализовать безубыточный проект», — уверяет начальник управления продаж розничных пластиковых продуктов Юниаструм-банка Сергей Покусин. По этой причине у его банка пока только один совместный проект — с сетью салонов мужской одежды Henderson, где можно получить скидку 5-15%.
Дисконтно-бонусный пластик дает больше преимуществ. Бонусы — это премиальные баллы, которые начисляются при совершении безналичных транзакций. Они суммируются и дают право на бесплатное получение товаров или услуг.
Альфа-банк, Сбербанк и банк «Русский стандарт» выпустили карты с компанией «Аэрофлот — российские авиалинии». Премиальные мили начисляются за полеты на регулярных рейсах «Аэрофлота» и его партнеров (Delta и Air France KLM), а также при оплате товаров и услуг фирм, участвующих в бонусной программе. Среди них «Мегафон-Москва», Musa-Motors и «БорисХоф», страховая компания «Москва». Накопленные мили дают возможность повысить класс обслуживания (по билету эконом-класса лететь бизнесом), получить премиальный авиабилет (бесплатный билет без учета таможенных сборов) или бесплатное проживание в отеле. Неиспользованные мили сгорают, если в течение трех лет владелец пластика не совершил ни одного полета или ни одной транзакции по кобрэндинговой карте.
У Ситибанка и авиакомпании Lufthansa совместный продукт — кредитный пластик с лимитом до 600 тыс. рублей. Правда, карту могут получить только постоянные жители Москвы и Петербурга. Стоимость заемных средств — 28% годовых, а в течение льготного периода — 0%. За каждые 30 рублей, уплаченных с помощью карты, начисляется одна миля. Потратить их можно аналогично программе «Аэрофлота».
Совместные кредитные продукты есть и у сотовых операторов — у МТС с Московским банком реконструкции и развития (МБРР), у «Мегафона» с Ситибанком, у «Билайна» с Росбанком. Доступны они тоже не всем — только владельцам постоянной регистрации в Москве и Московской области. При использовании пластиков начисляются баллы, дающие право на бесплатные минуты сотовых разговоров. Так, в Ситибанке начисляют 1% от стоимости каждой покупки и 2% от стоимости оплаты разговора с использованием услуги «автоматическое пополнение счета» (когда клиент открывает счет в банке, вносит на него деньги и они списываются по мере того, как на счету телефона заканчиваются средства). В Росбанке аналогично начисляют 0,3% от каждой покупки и 3% от суммы платежа за мобильные разговоры. В МБРР бонусная программа — за каждые израсходованные 30 рублей вам начислят 1 балл, который эквивалентен 1 бесплатной минуте разговора. При снятии наличных бонусы не начисляются.
i
СОВМЕСТНАЯ (КОБРЭНДИНГОВАЯ) КАРТА — пластик, выпущенный банком в сотрудничестве с другой компанией. При оплате товаров или услуг его владельцы получают скидки или бонусы, например бесплатный разговор по сотовому телефону или билет на самолет.
Журнал «Финанс.» № 23 (160) 19-25 июня 2006 — Банки
Анна Захарова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.