Понятие «нестандартный туризм» было придумано профессионалами туриндустрии с целью хоть как-то охватить то, что не относится к массовым предложениям. Нестандартный туризм — это возможность организовать отдых по собственному усмотрению. «Ф.» решил выяснить, насколько она реальна и охотно ли туристические компании Москвы берутся за претворение в жизнь самых невероятных идей.
Для редакционного эксперимента были выбраны два направления — тематическое и приключенческо-экстремальное. «Здравствуйте, вы могли бы организовать поездку для одного человека по местам боевой славы 269-й стрелковой дивизии (она участвовала в штурме Берлина в 1945 году)?», — так звучал первый тестовый вопрос. На Западе подобные «военизированные» туры давно не вызывают удивления — американские участники Второй мировой войны стремятся попасть в Нормандию, немецкие пенсионеры — в Россию. Для большинства же отечественных туристических компаний, даже заявляющих о том, что они работают в области индивидуального туризма, — это пока еще непривычно. «Нет, мы ничем таким не занимаемся» — таков был наиболее распространенный ответ. В лучшем случае разработать маршрут пришлось бы самому туристу, а задача агентства свелась бы к бронированию гостиницы. Генеральный директор агентства «Амин-тур» Владислав Крашинский объясняет это сразу несколькими причинами: «Турпоездка — это как костюм. Большинство клиентов покупают готовые изделия фабричного производства. Лишь незначительная часть шьет на заказ. Подогнанный под клиента тур требует и дополнительных финансовых затрат, и определенных возможностей со стороны исполнителя, и в конце концов желания турагентства «шевелить мозгами»». Без креативности, считает Владислав Крашинский, развитие нестандартных направлений немыслимо.
К счастью, корреспонденту «Ф.» удалось пообщаться и с профессионалами. К разработке маршрута Москва — Берлин они готовы привлечь военных историков, обеспечить гидом, владеющим языками тех стран, через которые предстоит проехать, а при удачном стечении обстоятельств даже обеспечить встречу с героями Сопротивления на всем пути дивизии.
По словам генерального директора компании Steppes Travel Елены Пальцевой, на сегодняшний день туриндустрия развивается по двум направлениям — укрупнение сетей и соответственно поглощение мелких агентств и персонификация сервиса: «В отличие от западных стран индивидуально россияне стали путешествовать лишь недавно, и многие возможности остаются для них закрытыми лишь в силу незнания. На мой взгляд, за турами, сделанными на заказ, большое будущее».
Военная тематика, однако, востребована, скорее, в своем приключенческом варианте — развлечения в стиле милитари (катание на танках, пейнтбол, управление военным самолетом), длительность которых варьируется от одного до нескольких дней. Из других тематических вариантов наибольшей популярностью пользуются различные учебные курсы. Например, можно посетить кулинарные школы знаменитых шеф-поваров (стоимость курсов — от 1000 евро за неделю плюс дорожные расходы и проживание), поучиться в мастер-классах итальянских художников, совместив это с культурной программой, посетить все «блошиные рынки» Европы в сопровождении специалиста-искусствоведа.
Отдельный, набирающий популярность немассовый вид — паломнические туры. Основное направление — Израиль (Иерусалим, Тель-Авив, Галилея), Турция (православные программы) и Греция. Группы в такие поездки набираются заранее, особенно если речь идет о больших религиозных праздниках (Пасхе или Рождестве). Никаких ограничений для участников не ставят, набирают как верующих, так и светских людей, однако группы предпочитают не смешивать. В некоторых случаях светских паломников подключают к уже сформированным «отрядам» только с полного согласия всех ее членов, а иногда даже требуют «рекомендацию» от местного священника. Стоимость паломнических туров начинается от $700, а на какие-то особые удобства рассчитывать не приходится. Не менее интересны и поездки по рериховским местам — в закрытое горное королевство Сикким, в Индию, Тибет, Непал или Бутан.
Отпуск с приключениями. Следующая стадия редакционного эксперимента касалась приключений. Менеджерам предстояло подобрать тур, исходя из довольно расплывчатых первоначальных параметров: «Хотелось бы чего-то необычного». Как оказалось, ограничителями могут стать лишь финансовые возможности, поскольку для жаждущих необычного открыты самые экзотические уголки планеты. В поисках адреналина можно добраться до Новой Зеландии, поужинать на берегу озера с дикарями племени маори или же попрыгать на «тарзанке». Отправиться в круиз в Арктику и Антарктику, порыбачить, например, на акулу в Намибии или прицелиться во льва в Мозамбике. По словам Елены Пальцевой, такие туры в основном выбирают обеспеченные и амбициозные люди: «Они могут позволить себе путешествовать три-четыре раза в год, и сами составляют маршрут, который не всегда ограничивается экзотикой. Даже в известном направлении можно встретить непривычное: например, на севере Таиланда научиться управлять слоном, а в Турции посетить знаменитый джазовый фестиваль в городе Кэш».
Стоимость таких туров высчитывается индивидуально. Самый экономный круиз длительностью 12 дней обойдется не менее чем в $7-8 тыс. Рыбалка — от $3-4 тыс., а охота — в зависимости от трофея, но также не менее $5 тыс. Путешествие на внедорожниках в течение 10-11 дней — в $5 тыс.
Директор дубайской туристической компании Fairyland tours and cruises Рубен Лемос рассказал, что российские клиенты более активны по сравнению с туристами из других стран. Например, по его словам, им недостаточно сафари на джипе по пустыне, они сами предпочитают управлять машиной. Для активных путешественников тест-драйвы в пустыне уже давно стали реальностью, так же как и краткосрочные курсы автошколы «Формулы-1» во Франции или Германии. Однако если гонки по пустыне в ОАЭ обойдутся примерно в ту же цену, что и аренда автомобиля в городе, то за возможность почувствовать себя пилотом настоящего болида придется заплатить не менее 2700 евро за день. Правда, в эту цену входят и подготовительный теоретический курс, и снаряжение, и русскоговорящий инструктор.
Одно из самых интересных предложений на московском рынке — экстрим-тур «Змеиный дом» в Камбоджу. Участвовать в нем могут все желающие, обладающие достаточной физической подготовкой и крепкими нервами. Знакомство с диким миром начинается уже с ресторана гостиницы, в террариумах которого проживает около 40 видов ядовитых змей. Не исключено, что на их фоне крокодил из аквариума покажется детской игрушкой. Главная идея тура — знакомство со змеями, практические занятия по оказанию первой помощи при укусах и различные занятия по выживанию в джунглях. Стоимость тура, включая перелет, составляет $2400, а минимальное количество участников — двое.
По словам директора бюро путешествий James Cook Сергея Лугового, нестандартный туризм никогда не сможет конкурировать с популярными направлениями: «Это не массовый туризм. Он рассчитан на людей, четко представляющих, чего они хотят. Так, большой популярностью пользуются специализированные рыболовные туры по всему миру, в которые отправляются заядлые рыбаки с одной целью — рыбачить». По словам Сергея Лугового, экстремальный отдых интересует в основном топ-менеджеров и владельцев компаний в возрасте 35-45 лет.
Банкирам противопоказано. Обильная смена впечатлений, сопутствующая нестандартному отдыху, или просто отсутствие спокойствия, однако, привлекает не всех. «Часть клиентов, — говорит Елена Пальцева, — в силу своей профессиональной деятельности испытывает ежедневный стресс. Именно из-за него они не хотят ничего нового, никаких дополнительных впечатлений, предпочитают, например, одну и ту же страну, один и тот же отель, один и тот же пляж, хотя и заказывают индивидуальный тур». Это предположение подтвердили и в Метробанке. По мнению сразу нескольких его сотрудников, нестандартный вариант вряд ли подходит для работников банковской (да и не только банковской) сферы, поскольку динамика работы очень напряженная и к отдыху большинство относится практически — необходимы максимальный комфорт, тишина и удобства. «Правда, реальных предложений о таком отдыхе никто не рассматривал и детально не знакомился, возможно, мы в чем-то и заблуждаемся, рассуждая принятыми стереотипами», — сообщили в банке. Советник председателя правления банка «Губернский» Алексей Чернышев с такой точкой зрения не согласен: «Я люблю экстрим. У меня остались незабываемые впечатления от отдыха в Тунисе на границе с Сахарой. Ощущение нереальности дополнил ветер пустыни «шарк», который чуть не погубил фотоаппарат. Не скрываю — отдых в не приспособленных для жизни местах мне интересен, но хочу предупредить о риске: ветер, уносящий виндсерфинг в Красное море, или слон, бегущий прямо на меня, добавили мне седых волос».
Приключения в России. Нестандартный туризм постепенно развивается и внутри страны. Основные направления — Байкал, Карелия, юг России. Любителям различных эзотерических практик предлагают отправиться к шаманам или к дольменам около Туапсе, где находятся памятники эпохи ранней бронзы. Стоимость четырехдневного маршрута — 4500 рублей. На курортах Краснодара и Сочи развивается и сельский туризм. Предназначен он городским жителям, которых заманивают деревенскими прелестями — парным молоком, грибами-ягодами и конными прогулками. Отдых в деревянных избушках в Северной Карелии, куда зимой туристов доставляют на снегоходах, обойдется в 2 тыс. рублей за домик в сутки. В Мурманской области на Кольском полуострове можно заночевать в чумах и покататься на оленьих упряжках. Стоимость трехдневного тура — от 9 тыс. рублей. Самый популярный вид экстремального отдыха в России — сплавы по рекам Карелии.
Журнал «Финанс.» № 10 (147) 13-19 марта 2006 — Туризм
Наталия Довнар
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.