Прошло уже четыре месяца с момента формирования ПИФа «Тройка Диалог Жизнь» – открытого фонда акций, «скрещенного» со страхованием жизни. Конкуренты аналогичные продукты до сих пор не запустили. Хотя грозились. «Пока сложно понять, на чем они зарабатывают, – рассуждает руководитель информационно-аналитического управления УК «Уралсиб» Александр Головцов. – Для «Тройки» это, в первую очередь, маркетинговый ход». Впрочем, ни Рубен Варданян, ни Павел Теплухин не похожи на людей, которые стали бы заниматься маркетингом ради маркетинга.
Где же деньги? Суть проекта проста. Клиент покупает паи – управляющая компания страхует его жизнь на сумму взносов или некую фиксированную сумму, если он готов к регулярным инвестициям по заранее заданной программе. В случае гибели пайщика выгодоприобретатель получает страховку, а сами паи наследуются.
Сегодня в ПИФе около 700 инвесторов, вложивших в него чуть более 120 млн рублей. Это не много, хотя минимальный порог для участия в рейтинге ПИФов «Ф.» (100 млн рублей) уже преодолен, осталось подкопить историю результатов. Пока же результаты эти можно рассматривать лишь факультативно. За четыре месяца (по состоянию на 6 марта) пай потерял в стоимости чуть более 2%, для сравнения: индекс ММВБ опустился более чем на 13%. Но стоит подождать как минимум до следующего ноября, прежде чем давать оценку этому фонду как инвестиционному инструменту. Здесь интересно другое.
«Объем вложений в фонд в первые месяцы после запуска проекта сопоставим со сборами по накопительным программам ведущих страховых компаний», – замечает вице-президент УК «Тройка Диалог» Андрей Звездочкин. Но такое сравнение, пожалуй, не вполне корректно, ведь в одном случае речь идет о паях, в другом – о страховых программах. Откуда же у «Тройки» деньги на «бесплатный» полис для пайщика, чтобы так себя позиционировать? Андрей Звездочкин признает, что «в комиссию заложены издержки, связанные со страхованием». Однако конкретные цифры в УК не называют. Но можно и так прикинуть: вознаграждение за управление составляет 5%, в то время как у многих розничных ПИФов аналогичная ставка не превышает 3,5%. Паи «Тройки Диалог Жизнь» можно приобрести без надбавки, зато скидка при погашении достигает 3%, избавлены от нее лишь те инвесторы, которые «просидели» в фонде более 5 лет. Это с одной стороны.
С другой – страховой продукт, коим наделяет пайщиков «Тройка», довольно дешев. По оценкам гендиректора «Эйс Жизнь страхование» Антона Кушнера, пакет рисков, включающий в себя инвалидность, смерть по любой причине, в том числе от несчастного случая, потерю трудоспособности и критические заболевания, стоит в среднем по рынку 1,5–2,5% от страховой суммы. Ну а в случае с пайщиками этот набор куда как меньше. Едва ли компания «Региональный альянс Вита», аффилированная с «Тройкой Диалог» и обслуживающая ее клиентов, работает в убыток.
Где же конкуренты? Почему они не увязались за «Тройкой»? Видимо, по двум причинам. Во-первых, многие финансовые конгломераты, включающие страховые и управляющие компании, давно говорят о том, что разрабатывают продукты unit linked. Это весьма популярная на Западе разновидность страхования жизни, предусматривающая инвестированием накопительной части премии в один или несколько фондов по выбору клиента. Вполне возможно, в сейфах компаний уже пылятся комплекты документации по этим продуктам, а сами они полностью готовы к запуску. Но регулирующая страховой рынок нормативная база этого не позволяет. Речь идет о правилах размещения страховых резервов. Все ждут поправок.
Кстати, «Тройка Диалог» настаивает на том, что создала аналог unit linked. Но вопрос в том, что считать аналогом в отсутствие оригинала на отечественном рынке. Погашая паи, «застрахованный» получает отнюдь не страховую выплату, а сумму своих вложений с инвестдоходом за вычетом комиссий и 13-процентного НДФЛ. Между тем выплаты по договорам долгосрочного страхования жизни (от пяти лет) налогом на доходы физических лиц не облагаются. А вообще, существует целая масса налоговых нюансов, затрудняющих запуск натуральных unit linked.
«Тройка» подошла к вопросу с хорошо известной ей инвестиционной точки зрения. Другие финансовые холдинги пытались зайти со стороны страхования, где считают свои позиции сильнее. Почему не перестроились? Вероятно, по причине нынешней непростой ситуации на рынках. В прошлом октябре многим казалось, что пик кризиса миновал, а уж остаточные явления российский фондовый рынок переживет лучше остальных. Но теперь все иначе. Театральный оптимизм – одно, запуск новых продуктов – совсем другое. Когда клиент с трудом понимает, зачем год назад принес деньги в ПИФ, попробуй объясни ему смысл страхования жизни пайщика.
И тем не менее комбинированные продукты с управляющими компаниями продолжают разрабатывать в «АльфаСтраховании», «Уралсибе», «Ингосстрахе», «Росно», ряде других холдинговых структур, но с запуском не спешат. А например, в «Газпромбанке», имеющем собственную УК и «выходы» на «Согаз», не видят достаточного спроса на такие услуги со стороны клиентов.
Журнал «Финанс.» №10 (245) 10 марта — 16 марта 2008 — Страхование
Ксения Леонова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.