Вполне вероятно, что заветная мечта крепкого московского хозяйственника вскоре сбудется. Желание столичной мэрии «приватизировать» уже год простаивающий автозавод известно в московских деловых кругах давно и не понаслышке. Мэр столицы неоднократно предпринимал попытки получить в собственность (городского правительства) давно обанкротившееся де-факто предприятие. Последняя «легковушка» сошла с конвейера «Москвича» еще в конце позапрошлого года. Всего за 2001 год автозавод произвел с убытком в 9,6 млрд рублей 800 автомобилей. При этом рентабельность продаж составила минус 1670%, а собственный капитал ОАО — минус 22,5 млрд рублей. Кредиторская задолженность предприятия менеджментом официально не разглашается. Однако, по некоторым данным, автозавод задолжал около 33 млрд рублей. В эту сумму входит валютный кредит Минфина России — 22,4 млрд рублей, долги столичной мэрии — 2,3 млрд рублей, «Мосэнерго» — 743 млн рублей. Долги МНС превышают 4 млрд рублей. Любая из перечисленных структур может стать «номинальным» истцом в арбитражном суде, однако инициативу проявляет только мэрия. Видимо, к тому обязывает само название предприятия.
Для начала процедуры банкротства необходимо решение суда. А вот в «правильности» этого решения столичный мэр как раз и не уверен. Дело в том, что московские власти заинтересованы в получении контрольного пакета ОАО только в случае безвозмездного списания с АЗЛК еще «советских» долгов Минфину в размере $700 млн, полученных на строительство завода по производству двигателей. Завод построить не удалось, а закупленное оборудование за негодностью пришлось списать на металлолом. Крайних за «проржавевшие» миллионы долларов найти также не удалось. Впрочем, охотники за активами «Москвича» (в их числе замечено и «Мосэнерго») утверждают, что при желании на этот вопрос смогли бы ответить в Генпрокуратуре РФ. Желающих, однако, не наблюдается. Выход из безвыходного положения, как и в случае с очередным поворотом сибирских рек в независимые республики Средней Азии, придумал «крепкий хозяйственник». Мэр просит премьера «дать поручение» Федеральной службе по финансовому оздоровлению (ФСФО) возбудить процедуру банкротства и в этом же письме признается, что детали «процедуры» согласованы с главой ФСФО Татьяной Трефиловой. Именно ФСФО, по новому закону о банкротстве, будет представлять в суде интересы государства. Но не может же государство потребовать у себя самого оплаты долгов себе самому. В этом случае ничего другого не остается как попросту их списать.
Журнал «Финанс.» № 8 (21-27 апреля 2003) — Главное
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.