Как продается госзаказ

На государственные закупки в России каждый год тратится около 20% федерального бюджета страны или 3% ВВП. Частные фирмы поставляют все – от булавок до сложной техники. При этом сфера госзакупок остается одной из самых коррупционных. Потери государства, по оценке главы думского комитета по науке, промышленности и наукоемким технологиями Мартина Шаккума, достигают около 150 млрд рублей ежегодно.

По словам заместителя генерального прокурора России Евгения Забарчука, арсенал чиновничьих схем велик. «Зачастую не соблюдаются требования закона о проведении конкурса или государственные контракты не содержат обязательных условий. А бывает, что закупки происходят и вовсе без государственных контрактов», – говорит чиновник.

Среди самых распространенных злоупотреблений – нарушения требований к формированию состава комиссии по размещению госзаказа. В него наряду с представителями органов власти и местного самоуправления включаются люди из коммерческих организаций, которые впоследствии принимают участие в конкурсе.

Часто нарушается порядок публикации извещения о проведении конкурса, и даже когда сведения публикуются, информация предоставляется неполная или искаженная. А если все же какая-то «левая» компания узнает про конкурс, то ее могут обязать предоставить комиссии документы, не предусмотренные законодательством, вроде выписки из единого реестра предприятий или справки о сроках действия лицензии.

Наконец, организаторы могут просто ввести искусственные ограничения на допуск к конкурсу юридических лиц по территориальной или ведомственной принадлежности, а то и вовсе провести закупку без конкурса.

Результат всегда один – потеря бюджетных средств. Например, в июне Счетная палата проверила, как Агентство по физической культуре и спорту в прошлом году проводило конкурс на организацию всероссийской лотереи. Выяснилось множество интересных вещей. «Конкурс предусматривал оценку участников по балльной системе, – рассказал аудитор Счетной палаты Александр Назаров. – В результате победителем была названа организация, предложившая наихудшие условия. Стоимость ее предложения превышала оптимальную более чем на 150 млн рублей».

Дыры в законе. Несколько осложнило жизнь коррупционерам принятие почти полтора года назад закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По словам Мартина Шаккума, в 2006 году прописанный в документе порядок регулирования сэкономил бюджету более 107 млрд рублей, а в первом полугодии 2007-го – более 65 млрд рублей.

Когда проект только разрабатывался, многие опасались, что прописанные в нем жесткие требования приведут к параличу системы госзакупок. Паралича не случилось, но и закон не заработал на все 100%. По оценке начальника управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по контролю за размещением государственного и муниципального заказа Михаила Евраева, до принятия закона только 1% всех сделок в этой сфере заключался честно, сейчас – 10–15%.

Почему так происходит? Во-первых, нет четкого механизма ответственности. Даже если виновный в конкретном нарушении установлен, максимум, что ему может грозить, это 20 тыс. рублей административного штрафа за подтасовку итогов конкурса. Правда, с 1 октября сумма ответственности для физических лиц возрастет до 50 тыс. рублей, а для юридических – до 500 тыс. рублей. Но дело в том, что решение принимают конкретные люди, и при миллионных, а то и миллиардных суммах контрактов, риск в 20 или 50 тыс. рублей выглядит вполне приемлемой ценой вопроса.

Во-вторых, коррупционеры умеют приспосабливаться. «Наглых нарушений закона стало меньше. Не знаю, насколько снизилась коррупция, но нам удалось сильно повысить квалификацию коррупционеров», – констатирует заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский.

В частности, стали популярными такие злоупотребления, как сговор между претендентами. Например, участники конкурса договариваются о том, кто какой объем работ будет выполнять или какой товар поставит. При этом условия предлагает только один, остальные фактически с ним не конкурируют, хотя в конкурсе участвуют. Таким образом, формально закон соблюден.

Есть схемы, по которым конкурс и вовсе проводить не нужно. По закону это возможно, когда сумма заказа не превышает 60 тыс. рублей. Участники конкурса снова вступают в сговор и делят между собой поставки или производственные процессы так, чтобы их стоимость не превышала эту сумму. Подряды отдаются какой-то одной организации вне конкурса, а она делится с остальными.

Что будет дальше. Следующим шагом в борьбе с коррупцией в области госзакупок, по мнению экспертов, должно стать увеличение ответственности за злоупотребления, а также изменения самой практики размещения госзаказа. В частности, с 1 января 2008 года аукцион станет единственным способом его распределения.

Также законодатели собираются усовершенствовать систему информирования потенциальных участников о госзаказах. Предполагается, что в начале 2010 года будет распущен единый сайт для размещения информации о закупках, как государственных, так и муниципальных. Это позволит привлечь к участию в торгах более широкий круг лиц и повысить прозрачность процедур. Согласно данным официальной статистики, сайт по размещению федерального госзаказа посещает около 1 млн человек в сутки.

Допуск к аукционам будет упрощен. Сейчас до 90% критериев, выдвигаемых к претенденту на участие в конкурсе, могут носить субъективный характер. Например, они могут включать «профессионализм» компании, ее «репутацию», «опыт работы» и т. д. С 1 октября по закону таких критериев должно быть не более 20%.

Еще одним важным аспектом правоприменения должна стать возможность оспаривать результаты конкурсов, если они были заведомо сфальсифицированы. Сейчас закон таков, что основанием к разрыву контракта может быть только его неисполнение со стороны поставщика или подрядчика. Мало того, сам исполнитель может в одностороннем порядке разорвать контракт, если его условия будут нарушены заказчиком. При этом, как был получен этот контракт, не имеет значения. По мнению Александра Забарчука, прокуроры должны быть наделены правом непосредственного обращения в суд в случае выявления нарушений при заключении сделок. С ним согласен и Михаил Евраев, который предлагает установить конкретный перечень подобных нарушений.

Процесс размещения государственных заказов включает в себя 13 млн процедур. Отследить их все в рамках даже тотального контроля нереально. Поэтому успехи в борьбе с коррупцией, по мнению чиновников, зависят и от самих бизнесменов, которые должны защищать свои права. По словам Андрея Цариковского, за время действия закона было рассмотрено более 6,7 тыс. жалоб на действия заказчиков. Из них около 50% были признаны обоснованными.

РАСЧЕТ: Ставки растут

По информации главы думской комиссии по противодействию коррупции Михаила Гришанкова, в 2006 году ущерб от коррупции в сфере госзакупок составил около 300 млрд рублей.

При этом государство приобрело у частных и государственных предприятий товары и услуги на сумму 2,3 трлн рублей. Таким образом, 13% от суммы, отпущенной на госзакупки, осело в карманах чиновников. Несложно подсчитать приблизительную сумму откатов в нынешнем году. Объем государственных закупок составит 3 трлн рублей. Предположив, что уровень коррупции останется неизменным, и проведя нехитрые вычисления, получим, что нечестные чиновники обогатятся уже на 390 млрд рублей. Как говорится, есть над чем задуматься. Тем более что бюджетный план на ближайшие три года предполагает заметный рост государственных расходов.

Журнал «Финанс.» №35 (221) 17 сентября — 23 сентября 2007 — Капитал
Дмитрий Симонов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.