Новые финансовые вертикали

События, происходящие в последнее время, ясно показывают, что вокруг государства формируются новые денежные потоки. Проанализировать повышение роли государства в экономике журнал «Финанс.» решил на таких отраслях, как массовое жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и газовая промышленность.

Вертикаль ипотечная

Для решения жилищного вопроса правительство более пяти лет назад учредило Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) — открытое акционерное общество со 100-процентным федеральным участием. Ему была поставлена задача сформировать и запустить механизм функционирования массовой ипотеки, которая должна была стать реальной альтернативой бесконечной «очереди на квартиру». Долгое время агентство бездействовало, однако в последнее время резко активизировалось.

Агентство разработало и формализовало четкий механизм взаимодействия всех участников ипотечной схемы, приобрело государственные гарантии по собственным облигациям на 2 млрд рублей и получило крупные взносы в уставный капитал (в начале года Минимущество выкупило допэмиссию акций агентства в сумме 650 млн рублей). Агентство приступило к активному вовлечению в процесс создания всероссийской ипотеки регионов страны. При непосредственном участии глав местных и региональных администраций на местах начали формироваться региональные операторы системы, подключаться банки, оценщики, риэлторы и прочие участники.

Федеральная ипотечная сеть очень быстро покрыла уже 32 региона страны. Господдержка позволила агентству не только оперативно отработать и внедрить механизм всероссийской ипотеки, но и сделать первые шаги к ее массовости. Благодаря падению процентных ставок и гарантиям федерального бюджета по своим обязательствам агентство недавно более чем успешно разместило на рынке облигации на сумму 1,07 млрд рублей. Доходность по ним (9,69% годовых) оказалась настолько низкой, что позволяла снизить ставки по выдаваемым ипотечным кредитам сразу на пять процентных пунктов (с 18% до 13% годовых). Однако АИЖК ограничилось тремя процентными пунктами, чего, впрочем, вполне хватило для «встряски» всего рынка потребительского кредитования.

Сегодня банки, работающие по стандартам АИЖК, выдают ипотечные кредиты под 15% годовых в рублях, в то время как «альтернативные операторы» системы просят столько же за валютные ссуды. Получился настоящий демпинг, устроенный правительством. И теперь «альтернативным операторам» придется либо брать на себя повышенные риски и снижать ставки, либо самим вливаться в новую монополию. Ситуация напоминает положение Сбербанка на рынке частных вкладов. Имея государственные гарантии, банк под невысокие проценты аккумулировал более 70% вкладов. А это ставит его в привилегированное положение и на кредитном рынке.

С одной стороны, новая российская ипотека — чистой воды рынок. Деньги в систему привлекаются с публичных торговых площадок. Региональная сеть строится на договорной основе с четким разделением рисков и ответственности. К работе подключаются коммерческие структуры, согласные принять общие для всех стандарты выдачи и сопровождения ипотечных кредитов. В системе крутятся самые различные абсолютно рыночные финансовые инструменты — корпоративные и ипотечные облигации, закладные. С другой стороны, потенциальным стабильным поставщиком длинных денег для рефинансирования кредитов, видимо, будет государственный Пенсионный фонд. В начале июня зампред Правления ПФР Александр Черноиван заявил, что фонд в ближайшие несколько лет планирует инвестировать до 30% своих средств в ипотечные облигации АИЖК. Уже в нынешнем году Пенфонд получил право выкупить эти бумаги на сумму не более 2 млрд рублей.

Приемлемую и более чем конкурентную стоимость заимствований агентства будут обеспечивать государственные гарантии. Процентные ставки на новом рынке уже сегодня практически диктует федеральная структура. Получается, что государство строит монополию, тягаться с которой вряд ли под силу самым сильным коммерческим структурам. В будущем она обеспечит полный контроль и централизацию грандиозных денежных потоков, которые будут увеличиваться в прогрессии по мере роста масштабов всероссийской ипотеки и превращения ее в массовую. Кстати, самый крупный ипотечный рынок по стандартам АИЖК будет обслуживать государственный Внешторгбанк. На днях между двумя этими государственными структурами подписано соглашение о сотрудничестве. По словам президента ВТБ Андрея Костина, в течение ближайшего года банк намерен направить на ипотеку до 3 млрд рублей, а к 2008 году — до $1,5 млрд.

Вертикаль коммунальная

Похожая схема реализуется и на еще не созданном рынке жилищно-коммунальных услуг. Но если вертикаль ипотечная выстраивается исключительно федеральной властью, то коммунальная создается на паях с представителями бизнеса. Недавно с благословения президента страны несколько структур учредили еще одну потенциальную монополию — ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). В их числе — контролируемые государством РАО «ЕЭС России» и Газпромбанк, которые получат в новом проекте в совокупности 50%. По 10% достанутся контролируемым крупнейшими отечественными олигархами «Интерросу», «Ренове», «Кузбассразрезуглю», «Евразхолдингу», а также банку «Еврофинанс» — еще одной структуре, весьма близкой к государству.

РКС планирует в модернизацию и развитие ЖКХ вложить около $700 млн в течение пяти лет. Изначально по предложению Госстроя вложения РКС должно было опекать федеральное Агентство по гарантированию инвестиций в ЖКХ. Предположительный масштаб опеки — 2-3 млрд рублей в год (примерно как для АИЖК). Однако в последний момент глава Госстроя Николай Кошман заявил, что «туда, где пришел Чубайс, мы не будем давать ни копейки».

Как и ипотечное агентство, РКС будет реализовывать свои проекты с опорой на региональные администрации. Региональные структуры будут создаваться как 100-процентные «дочки» ОАО. Они будут брать в аренду имущество ЖКХ и заниматься его восстановлением и модернизацией на средства инвесторов. Впоследствии, как предполагается, имущество безнадежных должников-коммунальщиков может быть и приватизировано новым мегахолдингом (задолженность предприятий коммунальной отрасли перед РАО «ЕЭС России» превысила $1 млрд, а их общая кредиторская задолженность достигла почти $9 млрд). К системе сегодня подключаются уже 11 регионов — Удмуртия, Чувашия, Алтайский край, Калужская, Нижегородская, Орловская, Пермская, Ростовская, Саратовская, Тверская и Тюменская области. К 2005 году планируется охватить уже 40 регионов. Сегодня денежные потоки в отрасли (они оцениваются примерно в $18 млрд ежегодно) локализованы муниципалитетами. Однако новая вертикальная структура, очевидно, перенаправит их.

Вертикаль транспортная

Минтранс России считает, что государство должно передать часть функций по перевозке независимым субъектам регулируемого рынка, но при этом должно обеспечить стратегическое планирование и финансировать транспортную инфраструктуру там, где рынок с этим не справится. Что сегодня и происходит.

В конце прошлого месяца президент страны Владимир Путин принял у себя президента Национального резервного банка Александра Лебедева. Темой их встречи стало создание национальной авиастроительной корпорации. Банкир предлагает объединить основных российских авиастроителей («КБ Туполева», «Авиастар-СП», «КБ Ильюшина», «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) и казанский завод КАПО) и передать их в управление лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК). Эта компания на 41% контролируется НРБ. Несколько месяцев назад ей был передан в управление государственный контрольный пакет акций ВАСО, основного производителя самолетов «Ил». Чуть позже НРБ приобрел 26% акций «Аэрофлота» и обеспечил увеличение числа госпредставителей в совете директоров авиакомпании. Теперь правительство готовится вложить в ИФК еще 1,2 млрд рублей в обмен на контрольный пакет акций компании. Деньги должны быть направлены на заказы отечественным авиастроителям. Кроме того, правительство собирается ввести, по сути, заградительные пошлины на импорт подержанных иностранных судов и одновременно вдвое снизить пошлины на импортные комплектующие и оборудование для авиастроителей, которое не производится в России. Также рассматривается вопрос частичного субсидирования лизинговых и банковских процентных ставок покупателям отечественных авиалайнеров. Государство пытается полностью реанимировать целую отрасль, проводя крупные государственные финансовые вливания, реализуя политику агрессивного протекционизма и одновременно устанавливая полный контроль над будущими огромными денежными потоками авиапрома. Оно создает условия, в которых отечественные авиаперевозчики будут просто вынуждены «покупать российское». Для этого создается очередная «вертикальная монополия», полностью подконтрольная федеральным властям.

Путем развития лизинга с участием государственных структур федеральная власть пытается реанимировать и отечественный автопром. Во второй половине мая Внешторгбанк объявил о начале реализации программы кредитования лизинга автомобилей «КамАЗ». По средним ставкам рынка автокредитования (18% годовых) банк выделит на реализацию программы суммарно 500 млн рублей на четыре года. Этот проект стал частью соглашения об инвестициях, подписанного руководством банка и правительством Татарстана. Общий объем кредитных линий ВТБ для автозавода должен составить $100 млн. Эти деньги пойдут на модернизацию существующих и создание новых моделей автомобилей. Однако до централизованного подхода к реанимации всего российского автопрома у государства пока руки не доходят.

Усиливается госконтроль и над морскими портами страны. Правда, государство декларирует политику невмешательства в их коммерческую деятельность (порты контролируются частным бизнесом). Однако административный контроль намерено централизовать. 26 мая Минимущество утвердило устав ФГУП «Росморпорт». Эта организация сосредоточит в своих руках хозяйственное управление всем госимуществом в портах России и получит право взимания большинства портовых сборов (их годовой объем оценивается в $150 млн). До сих пор этим локально занимались морские администрации портов. Наблюдатели уже окрестили новую систему сбора арендных платежей как центрально-распределительную, а новую структуру — монополией.

«Росморпорт» будет заниматься не только сбором арендных платежей и административным надзором. Он намерен активно работать над ростом этих финансовых потоков. Используя бюджетные средства и привлекая инвестиции (видимо, опять же под гарантии бюджета), «Росморпорт» будет развивать инфраструктуру портов. В частности, в ближайшее время он примет участие в строительстве нового контейнерного терминала в порту «Усть-Луга». Проект оценивается в более чем $500 млн. $60 млн из них будут направлены «Росморфлотом» на подготовку инфраструктуры. Сегодня также рассматривается проект создания аналогичной государственной надстройки над администрациями речных портов. Административные и хозяйственные функции морских администраций портов будут окончательно разделены в новом законе о морских портах, который сегодня готовится к внесению в Госдуму.

Вертикаль газовая

Несмотря на то что «Газпром» всегда считался структурой, близкой к государству, правительству все же понадобилось усилить контроль над этой монополией. В марте концерн объявил о завершении консолидации своих акций и получении государством контроля над более чем 51% акций монополиста. Этому событию предшествовало многомесячное ожидание начала реформы отрасли и самого холдинга. Но ее все откладывали и откладывали. Вероятно, и в этом случае власть не решалась предпринимать усилий по реорганизации и модернизации отрасли, пока не получила полного контроля над ней. Хотя и после такого знаменательного события реформа до сих пор не началась.

Осенью прошлого года «Газпром» лишил свою сбытовую дочернюю компанию «Межрегионгаз» (МРГ) права устанавливать лимиты газа, отпускаемого потребителям, и передал эти функции собственному департаменту. 30 декабря 2002 года глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал приказ, согласно которому МРГ обязан был передать в головную компанию и право заключать прямые договоры купли-продажи с региональными газовыми компаниями и крупными потребителями, а также акции «Регионгазов». Место бывшего гендиректора МРГ Николая Горновского в феврале нынешнего года занял руководитель департамента-преемника, дислоцирующегося в Москве, Кирилл Селезнев. Таким образом, правительство в лице «Газпрома» усилило централизованный контроль и над финансовыми потоками всей газовой системы страны. Теперь, после доведения до ума всех формальностей, можно и реформу начинать.

Вертикаль пенсионная

Подгоняя реформу системы обязательного пенсионного страхования в стране под законодательно установленные сроки, правительство решило не рисковать и оставило за собой практически полный контроль над рождающимся новым рынком. Российским гражданам вскоре предложат выбрать на свой вкус понравившуюся управляющую компанию и доверить ей прирост своих пенсионных накоплений. Средства тех будущих пенсионеров, кто по тем или иным причинам никакого выбора не сделает, поступят в распоряжение Государственной управляющей компании, которой в начале года был назначен Внешэкономбанк. Естественно, что львиная доля средств накопительной части пенсий, сосредоточенных сегодня в государственном Пенфонде, в первое время поступит именно в ВЭБ. Основным активом, в который будут инвестироваться пенсионные деньги ГУКом, станут госбумаги, которые выпускает госрегулятор нового рынка — Минфин.

Что касается пенсионных средств, которые поступят в управление частным компаниям, то они будут отслеживаться единственным спецдепозитарием, которым, судя по всему, станет структура одного из госбанков. Мимо нее не пройдет ни одна финансовая операция на частном рынке пенсионных накоплений. Более того, за этой структурой закреплено право иметь банковскую лицензию. Если таковая будет получена, теоретически государство будет не только полностью контролировать направление денежных потоков, но и иметь к ним доступ в случае необходимости.

Есть и другие примеры усиления государственного участия в экономике. Как, например, весной этого года Внешторгбанк поглотил крупнейший типографский комплекс «Алмаз-пресс», выкупив акции у частных владельцев примерно за $40 млн. На днях Минпромнауки предложило создать лизинговую компанию с участием государства и частного капитала, аналогичную структуре в авиапроме, «для облегчения процесса перевооружения и модернизации энергетических мощностей». Плюс памятный переход медиаимперии Владимира Гусинского под контроль «Газпрома» и так далее.

Назад к пятилеткам

Очевидно, что государство в последнее время не просто работает над созданием в стране рынка, но и само активно в него встраивается, осознанно или нет. Этот процесс идет по нескольким направлениям и преследует на первый взгляд разные цели. Во-первых, это решение социальных вопросов, в первую очередь — жилищных и коммунальных. Власть пытается вдохнуть жизнь в целые отрасли, которые оставались не востребованными рынком. Рынок до сих был не в состоянии в сложившихся условиях раскрутить массовую ипотеку и сделать ее доступной для большинства россиян, восстановить коммунальное хозяйство, производить отечественные самолеты и автомобили, которые с удовольствием раскупались бы населением. И государство самостоятельно заполняет возникшую в экономике брешь, задействуя весь свой административный и финансовый потенциал. Действительно, считанными годами исчисляется время, отведенное для эксплуатации построенных в советское время российских самолетов. И если не создать условия для возрождения родного авиапрома сегодня, завтра наши авиакомпании полностью переведут свой парк на подержанные «иномарки». С системами коммунального хозяйства еще сложнее — там заменять прогнившие советские трубы импортными просто не на что. И поэтому без вмешательства государства тут не обойтись. Ведь частному сектору поднимать целые отрасли не по силам. Можно также предположить, что власть встраивается в рынок с целью прекратить разбазаривание госсобственности («Газпром», «Росморфлот»), предупредить возможные перекосы в ходе реализации ключевых реформ (пенсионный рынок). В общем, сплошь благие намерения.

Если же взглянуть на тенденцию под другим углом, можно отметить кое-что общее во всех этих параллельных и не связанных на первый взгляд процессах. Очевидно, что госвласть практически в каждом из вышеперечисленных случаев, в том числе на бюджетные средства или с использованием собственных гарантий, создает с нуля совершенно новые огромные финансовые потоки. Сотни, тысячи или миллионы маленьких денежных ручейков в каждом случае предполагается сливать в одну реку, которая будет впадать, как правило, в одну специально создаваемую структуру.

Другими словами, за счет и руками государства реанимируются мертвые отрасли, создаются новые глобальные в рамках страны рынки, которые одновременно попадают под полный контроль и управление специально создаваемых структур с государственным участием. Полным или существенным. По всем признакам эти структуры очень похожи на новые госмонополии, каждая из которых обслуживает свою вертикаль экономической власти государства. Тут же на память приходит выдающееся событие месячной давности — принятие впервые в истории постсоветской России финансового плана на три года. Однако по мере укрепления новой государственной экономической вертикали в обозримом будущем вполне можно дозреть и до старых добрых «пятилеток». Плановая экономика возвращается.

Журнал «Финанс.» № 15 (09-15 июня 2003) — Главное
Ирина Спиридонова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.