Законный передел

Жаркая осень. Согласно поправкам, принятым Госдумой в первом чтении в мае этого года, обязательное лицензирование для участников рынка отменяется, но для продолжения своей деятельности им необходимо вступить в одну из саморегулируемых организаций (СРО), которая должна соответствовать условиям, описанным в законопроекте. В объединении должны состоять не менее 1500 аудиторских фирм или 3000 аудиторов.

Второе чтение по законопроекту запланировано на осень, и у участников рынка еще остается шанс, чтобы внести свои замечания в документ. По мнению заместителя генерального директора компании «Бейкер Тилли Русаудит» Веры Массарыгиной, «значительно улучшены основополагающие для аудиторской деятельности положения». Но вместе с тем в законопроекте в списке сопутствующих аудиту услуг сохранены анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое, управленческое консультирование и т. д. Деятельность по их оказанию входит в компетенцию аудитора, но не может быть отнесена к собственно аудиторской деятельности и не рассматривается в качестве таковой в международной практике.

Но наибольшие вопросы у аудиторов вызывает описание функций и будущая структура СРО, а также вопросы аттестации специалистов. Заместитель генерального директора аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Роман Ракшаев считает, что очень сложно говорить о правомерности обязательного членства аудиторов в одной СРО: «Дело в том, что статус объединения, который имеют аудиторские общественные организации сейчас и будут иметь СРО, согласно Конституции РФ, не позволяет законодателю принуждать аудиторов к вступлению в СРО. Желание избавить государство от функций регулирования и регистрации вступило в противоречие с конституционными правами аудиторов — граждан России. Очевидно, требуется дополнительная проработка механизма взаимодействия СРО с аудиторами — физическими лицами».

Действительно, статья 30 Конституции содержит следующее положение: «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Как будут разрешать эту коллизию законодатели, до конца неясно. Статья 30 входит в ту часть Основного закона, для изменения которой потребуется принятие новой Конституции, и понятно, что депутаты не пойдут на такое радикальное решение. В то же время поправки в закон об аудиторской деятельности нацелены на то, чтобы регулирование перешло от Министерства финансов к общественным организациямѕ

Опасность монополии. Кроме теоретических казусов в законопроекте существует ряд положений, которые могут повлиять на практическую работу как СРО, так и аудиторских фирм. По мнению финансового директора компании Horwath МКПЦН Дмитрия Винокурова, не до конца ясна судьба профессиональных объединений: «Исходя из критериев, которые записаны в проекте закона, часть аккредитованных сейчас при Минфине организаций должна либо объединиться, либо просто ликвидироваться, поскольку не соответствует предъявляемым минимальным требованиям по численности. Надо понимать, что такого количества действующих аудиторских компаний, как этого требует проект закона, в России просто нет. До вступления закона в действие осталось четыре месяца, и авральное, фактически искусственное увеличение численности членов СРО впоследствии не принесет пользы аудиторскому рынку».

Кстати, число некоммерческих партнерств, аккредитованных при Министерстве финансов, в июле уменьшилось на одну организацию (теперь их всего шесть). К концу лета члены Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» вольются в Аудиторскую палату России.

Роман Ракшаев считает, что появление лидеров среди СРО может привести и к негативным последствиям: «Аудиторские организации начнут в массовом порядке переходить к ним. Существует мнение, что в условиях жестких требований по количеству членов на рынке останется одна СРО. Появится монополист, чьи требования смогут оказывать беспрецедентное влияние на аудиторские организации вплоть до их закрытия или ухода с рынка в результате давления формального характера. Я не стал бы так драматизировать ситуацию, но считал бы целесообразным создать условия для присутствия на рынке двух-трех СРО. Это оставило бы аудиторским компаниям право выбора, а от самих объединений потребовало бы определенных усилий для поддержания своей конкурентоспособности, для удержания своих членов и отстаивания их интересов».

Однако столь дипломатичный подход разделяют далеко не все участники рынка. Неофициально рядовые аудиторы говорят о том, что механизм СРО может привести к потенциальным злоупотреблениям со стороны руководства этих организаций. Кроме того, по их мнению, руководство СРО прежде всего будет лоббировать интересы крупнейших участников рынка.

Например, в вину одному из кураторов законопроекта директору департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов Леониду Шнейдману ставится его работа партнером в фирме PricewaterhouseCoopers (лидер рынка аудиторских и консультационных услуг). И пожалуй, самое главное, о чем говорят аудиторы, — то, что с ними никто поправки не обсуждал, а всех просто поставили перед фактом их принятия.

Уникальное предложение. Мнение простых аудиторов вряд ли будет учтено при втором чтении законопроекта в Госдуме. И возможно, всем им придется столкнуться с проблемой переаттестации. Вера Массарыгина считает, что текст поправок о судьбе аудиторских аттестатов и подтверждение квалификации аудитора после 2009 года нуждаются в серьезном редактировании: «Представляется не вполне корректным требование повторного прохождения аттестации аудиторами, уже имеющими бессрочный аттестат установленного образца».

А Роман Ракшаев сравнивает переаттестацию с требованием ко всем, кто имеет высшее образование, еще раз сдать государственные экзамены просто потому, что государство перестали устраивать дипломы вузов: «Безусловно, подобная норма не должна фигурировать в законодательстве правового государства. Логичным выходом из этой казусной ситуации могло бы быть такое изменение закона, при котором переэкзаменовка и получение нового аттестата были бы не обязанностью, а правом каждого аудитора. Если новый аттестат даст какие-то преимущества, то рынок сам расставит все на свои места».

На одном из интернет-форумов, где активно общаются участники рынка, один аудитор задал вопрос, который, как и другие проблемы, пока остается без ответа: «Мне 47 лет. Аттестат аудитора получил в 1995 году. Сдавать экзамен не смогу чисто физически — мозги для экзамена уже не те. И что, росчерком пера меня хотят сделать безработным в 50 лет?»

Но генеральный директор аудиторской фирмы «Стек» Сергей Суханов не разделяет опасения коллег: «Из законопроекта не следует, что тем, кто обладает старым аттестатом, придется после 2009 года сдавать экзамены по полной программе. Для этой категории специалистов порядок переаттестации установит федеральный орган. На мой взгляд, в Минфине сидят разумные люди, которые понимают сложность проблемы. Я полагаю, что это будет упрощенная процедура, может быть даже заявительная схема, когда аудитор, подтвердив свое участие в проверках, получит новый аттестат. Хотя отмечу, что в Минфине единого решения вопроса пока нет».

Не «стучать». В конце июня Министерство финансов выпустило письмо, в котором обязало аудиторов уведомлять Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ) о подозрительных операциях своих клиентов. Еще в 2001 году был принят закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, согласно которому аудиторы обязаны сотрудничать с ФСФМ, если в процессе оказания юридических или бухгалтерских услуг они готовят или осуществляют от имени или по поручению клиента операции с денежными средствами или иным имуществом.

Опрос ряда аудиторских фирм показал, что никто из них не контактирует с ФСФМ, а некоторые предпочли вообще не комментировать этот вопрос. Зато Дмитрий Винокуров ответил без двусмысленных формулировок: «У нашей компании нет сейчас и не было ранее поводов сотрудничать с этой организацией. Однако я считаю, что посыл аудиторским компаниям, содержащийся в данном письме, не совсем корректен и не будет иметь реального воплощения. В рамках проведения аудита или оказания консультационных услуг аудиторской компанией не осуществляются те операции, о которых говорится в этом письме, соответственно и нет основания кого-либо о чем-то информировать».

Роман Ракшаев заметил, что «Ф.» фактически направляет участников рынка, общающихся с «финансовой разведкой» (повторим, что таких не оказалось), на нарушение закона: «В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1 федерального закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, аудиторы не вправе разглашать информацию о своем сотрудничестве с ФСФМ». И добавил: «В законе, на который ссылается письмо Минфина, не предусмотрено каких-либо санкций за то, что аудиторская фирма не сообщает в службу сведений о подозрительных сделках своих клиентов. Какие это санкции могут быть? Они определены вторым письмом Минфина от той же даты. Оно адресовано уже не аудиторским фирмам, а профессиональным объединениям, аккредитованным при Минфине. В текущей ситуации не думаю, что эти санкции могут быть жесткими, далее все будет зависеть от полномочий и политики СРО».

ЕВГЕНИЙ САМОЙЛОВ, генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании «Бейкер Тилли Русаудит»:

— Мы не ожидаем серьезных изменений в 2006 году в результате замены лицензий на участие в СРО. Они возможны лишь после того, как объединения начнут серьезно заниматься контролем качества и вычищать профессию от тех, кто не соблюдает кодекс этики и аудиторские стандарты. Это требует не только средств для проведения контроля качества, но и воли сокращать численность своих членов в случае несоблюдения ими профессиональных требований. В условиях предлагаемого сегодня бесплатного членства и желания любыми средствами набрать устанавливаемое законодательством минимальное количество членов объединения сделать это в ближайший год будет крайне тяжело.

РОМАН РАКШАЕВ, заместитель генерального директора аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем»:

— В 2006 году рынок будет «болеть» — начнутся процессы адаптации аудиторов к работе в новых условиях. Если СРО окажут «очищающее давление» на рынок, то мы станем свидетелями экстенсивного роста крупных компаний, которые начнут поглощать фирмы в регионах. Кстати, уже сегодня на рынке достаточно много предложений о продаже аудиторского бизнеса. Особенно в регионах, где люди буквально сбиты с толку новациями в законодательстве и думают о смене вида деятельности. Не исключаю, что аудиторы переквалифицируются в консультантов по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и налоговых деклараций. Однако явление не будет носить массового характера, так как спрос на такой консалтинг в России пока остается достаточно низким.

СЕРГЕЙ СУХАНОВ, генеральный директор аудиторской фирмы «Стек»:

— Я не жду революционных изменений от 2006 года. На мой взгляд, передела рынка не будет. Да, наверное, вслед за принятием поправок в закон об аудиторской деятельности может последовать сокращение «серых», «карманных» фирм, но они не пропадут в один момент. Сейчас получить аттестат достаточно просто, а предполагается более сложный процесс. Но опять же нововведения начнут работать постепенно. Сам рынок в 2006 году будет расти вместе с экономикой, может быть, чуть быстрее, ведь обязательный аудит никто не отменял, кроме того, российские предприятия выходят на западные рынки и часто используют инициативный аудит. Плюс пока ситуация стабильна, компании активно пользуются услугами консультантов.

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРОВ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2005 Г.

Компания

Местоположение главного офиса

Год основания

Выручка от аудиторской деятельности

Общий аудит

Аудит банков

Аудит страховых компаний

Аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов

Прочие услуги

Выручка от услуг в области МСФО

Аудит

Трансформация отчетности

Прочие услуги

Финэкспертиза

Москва

1997

150,5

127,4

18,5

2,7

2,4

42,0

26,6

9,0

6,4

Марка Аудит

Москва

1993

142,0

104,0

22,7

15,3

6,0

2,2

2,3

1,5

ФБК

Москва

1990

141,9

113,6

24,6

1,9

1,9

79,1

23,5

47,9

7,7

BKR-Интерком-Аудит

Москва

1994

140,1

109,8

24,9

4,0

1,3

21,8

17,5

4,3

СВ-аудит

Москва

1997

131,8

131,6

0,2

Руфаудит Альянс

Москва

1991

125,9

103,5

6,3

2,0

14,1

10,4

1,2

4,9

4,4

Моор Стивенс БалЭН

Москва

1992

106,0

92,6

13,5

31,5

23,8

0,7

7,0

Гориславцев и К Аудит

Москва

1993

102,5

98,3

4,2

8,2

6,5

1,7

Horwath МКПЦН

Москва

1992

83,2

68,5

9,5

2,8

2,3

40,4

9,4

5,2

25,8

Бейкер Тилли Русаудит

Москва

1992

72,6

71,9

0,7

26,6

19,8

5,0

1,9

2К Аудит — Деловые консультация

Москва

1994

61,8

60,1

0,3

0,6

0,7

16,3

0,7

15,6

Совтекс

Москва

1992

59,8

56,7

3,1

Нексиа Пачоли Мариллион

Москва

2003

42,8

21,9

1,0

13,3

6,6

6,2

3,6

0,8

1,5

Интерэкспертиза

Москва

1992

32,0

31,1

0,3

0,6

МКД (PKF)

Санкт-Петербург

1991

29,4

29,2

0,3

2,8

0,6

0,9

1,2

Аудит Груп

Москва

1999

21,8

13,0

1,8

7,0

ЦБА

Москва

1994

19,6

19,6

5,9

1,0

4,9

Аудэкс

Казань

1994

18,4

17,3

1,1

0,1

Стек

Москва

1992

15,4

15,4

0,1

Профессиональные аудиторские консультации

Москва

1996

13,9

13,9

ОргПром-Аудит

Екатеринбург

1995

12,4

11,9

0,5

Михайлов и партнеры

Москва

1995

11,6

11,6

Космос-Аудит

Москва

1992

11,2

11,1

0,1

А.И. Аудит-Сервис

Москва

1993

11,1

11,1

0,1

0,1

Ассоциация Налоги России

Екатеринбург

1992

11,0

11,0

0,1

0,1

Балт-Аудит-Эксперт

Санкт-Петербург

1991

10,6

10,6

Я.Н.С. Аудит

Москва

2000

8,9

8,9

Эккона

Санкт-Петербург

1992

8,6

8,6

Росбизнесаудит

Москва

1997

8,2

8,2

Группа РайтОН

Москва

1993

7,3

7,3

Аудит-Эскорт

Москва

1996

7,1

6,8

0,3

Вердикт

Санкт-Петербург

2001

6,9

6,9

0,1

0,1

Ажур

Москва

1993

6,7

6,4

0,2

0,1

Актив-Аудит

Москва

1997

6,7

6,7

Международная аудиторская и консалтинговая компания

Москва

1994

6,4

Консалт

Санкт-Петербург

1991

6,0

6,0

ИКТ

Москва

1991

5,5

5,5

Аудит-Гарантия-М

Москва

1996

5,4

5,3

0,1

Аудиторско-экспертное бюро

Ростов-на-Дону

1997

5,3

5,3

КГ Лекс

Тюмень

1994

5,2

5,2

БАНКО

Санкт-Петербург

1992

5,2

5,2

Прайм Эдвайс

Санкт-Петербург

1996

5,2

5,2

0,4

0,4

Центр экономических и финансовых экспертиз

Москва

1996

5,1

4,9

0,2

ВнешЭкономАудит

Челябинск

2001

4,7

4,2

0,5

Бумажный ревизор

Москва

2002

4,4

2,9

1,4

Созидание и Развитие

Москва

2001

4,1

1,2

2,9

Бизнес Аудит И.Т.

Москва

2000

4,0

Аудит А

Москва

1996

3,7

3,7

Столичное аудиторское партнерство

Москва

1996

3,3

1,3

0,2

0,5

БалансАудит+

Москва

1997

3,2

1,5

1,5

Финаудит

Москва

1997

3,0

3,0

Оптимэкс

Москва

2002

3,0

3,0

Стимул

Москва

1994

2,8

2,8

АБТ

Москва

1992

2,5

1,0

1,5

0,5

0,5

Градиент-Альфа-Аудит

Москва

2001

1,6

1,6

АНТ-аудит

Москва

2001

1,3

1,3

ИФК Солид

Москва

1994

0,9

0,8

0,1

МАК Групп

Москва

2003

0,3

0,3

Показатели приведены в миллионах рублей. Все данные округлены до десятых долей. Из-за округления сумма отдельных величин и значение общего показателя могут различаться.

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАНТОВ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2005 Г.

Компания

Местоположение главного офиса

Год основания

Выручка от консалтинговой деятельности

Налоговый консалтинг

Юридический консалтинг

Оценочная деятельность

Услуги по стратегическому планированию

Услуги по финансовому управлению

Управленческий консалтинг

Системная интеграция

Прочие услуги

IBS

Москва

1992

1160,0

2,5

87,8

100,5

274,7

640,0

54,3

Компьюлинк

Москва

1993

869,3

356,4

512,9

Борлас

Москва

1996

658,7

422,3

219,9

16,6

Ай-Теко

Москва

1997

342,9

185,3

157,5

ТопС Бизнес Интегратор

Москва

2001

278,3

11,7

155,7

80,8

30,1

АйТи

Москва

1990

256,0

12,0

39,6

155,6

48,8

КРОК инкорпорейтед

Москва

1992

250,1

52,5

197,6

ИКТ

Москва

1991

245,5

29,9

3,9

171,7

9,1

30,9

ФБК

Москва

1990

230,6

120,7

3,4

36,9

0,7

54,0

7,4

5,6

1,9

Финэкспертиза

Москва

1997

211,0

52,9

34,0

24,3

21,4

8,5

1,4

1,1

67,4

BKR-Интерком-Аудит

Москва

1994

192,9

145,7

4,9

33,0

4,3

2,2

0,3

2,5

2К Аудит — Деловые консультация

Москва

1994

173,6

31,9

0,2

78,7

27,7

4,3

18,2

7,3

5,5

Гориславцев и К Аудит

Москва

1993

156,4

25,2

15,2

36,5

33,4

38,5

7,5

Нексиа Пачоли Мариллион

Москва

2003

128,7

8,6

72,4

34,7

6,2

5,9

Моор Стивенс БалЭН

Москва

1992

114,1

70,8

43,3

Horwath МКПЦН

Москва

1992

94,5

61,2

21,9

7,1

4,3

Руфаудит Альянс

Москва

1991

91,3

31,1

18,4

1,0

40,8

СВ-аудит

Москва

1997

83,2

0,4

0,9

45,1

6,2

15,9

14,6

НЭО Центр

Москва

1997

81,5

73,4

5,7

2,5

Марка Аудит

Москва

1993

80,1

8,7

7,6

33,5

16,4

4,0

6,2

3,8

Совтекс

Москва

1992

73,1

2,1

0,9

13,4

35,6

10,6

4,0

1,6

4,8

МКД (PKF)

Санкт-Петербург

1991

57,2

0,2

3,3

7,8

8,7

22,7

12,2

2,5

Бейкер Тилли Русаудит

Москва

1992

50,8

6,4

5,8

17,8

20,8

Информконтакт консалтинг

Москва

1993

45,3

45,3

КГ Лекс

Тюмень

1994

41,2

1,7

18,9

4,6

7,6

1,6

6,8

Вердикт

Санкт-Петербург

2001

36,7

27,0

7,1

3,5

0,3

ПАК

Москва

1996

30,7

4,5

3,1

14,1

0,1

2,5

6,4

Группа РайтОН

Москва

1993

29,8

26,9

1,2

1,3

0,3

0,1

Михайлов и партнеры

Москва

1995

28,9

23,5

2,4

0,8

2,1

0,1

0,1

Интерэкспертиза

Москва

1992

28,5

15,1

0,5

12,1

0,3

0,5

Аудит А

Москва

1996

26,8

2,6

1,1

22,6

0,5

Форус

Иркутск

1992

25,0

17,3

7,8

Эккона

Санкт-Петербург

1992

24,4

2,0

4,0

2,9

2,0

1,6

1,6

1,3

8,9

Бизнес Аудит И.Т.

Москва

2000

21,2

1,5

3,7

9,0

7,0

ИФК Солид

Москва

1994

20,5

20,5

Я.Н.С. Аудит

Москва

2000

19,9

3,5

9,2

2,1

5,1

Балт-Аудит-Эксперт

Санкт-Петербург

1991

19,8

1,6

8,0

3,3

4,8

2,2

БАНКО

Санкт-Петербург

1992

18,6

1,1

0,9

15,3

0,8

0,4

Аудэкс

Казань

1994

17,7

7,7

0,4

2,3

0,3

4,7

2,3

Прайм Эдвайс

Санкт-Петербург

1996

17,0

5,1

0,9

2,1

3,0

5,5

0,2

ЦБА

Москва

1994

14,5

2,3

1,3

9,9

1,0

Космос-Аудит

Москва

1992

14,5

1,1

1,9

5,3

4,5

0,3

1,3

А.И.Аудит-Сервис

Москва

1993

12,6

1,6

0,1

6,8

3,4

0,1

0,6

Ассоциация Налоги России

Екатеринбург

1992

11,1

10,2

0,9

Стек

Москва

1992

10,6

10,6

АйТим

Москва

2002

10,2

4,0

1,4

3,9

0,9

Аудит Груп

Москва

1999

6,2

1,9

1,6

0,7

0,9

1,0

0,2

Ажур

Москва

1993

5,1

1,9

1,3

0,1

1,6

0,1

0,1

Созидание и Развитие

Москва

2001

4,4

2,9

1,3

0,2

АБТ

Москва

1992

4,1

2,4

0,7

1,0

ОргПром-Аудит

Екатеринбург

1995

4,1

2,5

0,5

0,8

0,1

0,2

Аудит-Эскорт

Москва

1996

4,0

0,3

0,4

0,2

3,1

ВнешЭкономАудит

Челябинск

2001

2,6

2,6

Международная аудиторская и консалтинговая компания

Москва

1994

2,5

2,5

Центр экономических и финансовых экспертиз

Москва

1996

2,2

0,7

0,4

0,7

0,4

РКЦ Авалон

Череповец

1995

2,1

0,3

0,4

0,1

0,3

1,1

Консалт

Санкт-Петербург

1991

2,0

1,1

0,8

0,1

Росбизнесаудит

Москва

1997

1,9

0,7

0,2

0,3

0,1

0,3

0,4

Стимул

Москва

1994

1,8

0,6

0,2

0,1

0,1

МАК Групп

Москва

2003

1,8

1,8

БалансАудит+

Москва

1997

1,6

АНТ-аудит

Москва

2001

1,6

0,2

0,2

1,3

Столичное аудиторское партнерство

Москва

1996

1,3

0,9

0,3

Градиент-Альфа-Аудит

Москва

2001

0,9

0,1

0,8

Аудит-Гарантия-М

Москва

1996

0,5

0,2

0,3

0,1

Финаудит1

Москва

1997

0,4

0,3

0,1

Актив-Аудит

Москва

1997

0,1

0,1

Показатели приведены в миллионах рублей. Все данные округлены до десятых долей. Из-за округления сумма отдельных величин и значение общего показателя могут различаться. 1 Объединены данные по налоговому и юридическому консалтингу.

Журнал «Финанс.» № 31 (121) 29 августа – 4 сентября 2005 — Аудит и консалтинг
Игорь Терентьев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.