«Клиенту достаточно будет положить деньги на мобильный любым удобным способом, отправить sms-сообщение с указанием суммы и назначения платежа на четырех- или пятизначный номер, который будет присваиваться индивидуально каждой кредитной организации», – рассказывает президент компании MFM Solutions, разрабатывающей услуги мобильного банкинга, Павел Сорокин. Далее, по его словам, формируется виртуальный кошелек клиента, с него сотовый оператор переводит деньги в финучреждение, с которым предварительно заключен договор о подобном взаимодействии (протокол взаимодействия еще будет уточняться). Гражданину остается дождаться ответного сообщения из банка о получении платежа.
Удобно? Без сомнений. Нет необходимости тратить время на дорогу до кредитной организации, стоять в очереди. Телефон всегда под рукой, а пополнить мобильный счет сегодня можно буквально на каждом шагу. Однако, поделился Павел Сорокин, предполагаемая стоимость услуги – 10% от суммы операции. Скажем, если воспользоваться терминалом по приему различных платежей, то аналогичная транзакция, как правило, будет стоить 0,5–2,5%, а в некоторых случаях обойдется бесплатно. За погашение через почтовые отделения традиционно взимается 1%. Комиссия сторонних кредитных организаций окажется не выше 3%, если же платить через интернет-банк (ИБ) «чужой» кредитной организации, то услуга обойдется примерно в 10–15 рублей.
«10% – просто безумие», – комментирует председатель совета директоров Агрохимбанка Владимир Гамза. По мнению эксперта, новый сервис подойдет только для погашения мелких ссуд. Скажем, кредита на чайник стоимостью 1,5 тыс. рублей. В этом случае расходы на операцию не будут ощутимы.
«Идея использовать счета сотовых операторов для погашения ссуд не нова – в других странах это практикуется. Однако с комиссией в 10% этот сервис точно не будет интересен заемщикам», – считает начальник управления автоматизации Московского кредитного банка Александр Жарков. «Дороговато, – соглашается начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов. – Но любая новая услуга отличается повышенными тарифами. Наверняка комиссия со временем будет снижаться».
Преимущество услуги заключается в ее доступности и отсутствии дополнительных «телодвижений». Скажем, не нужно подключаться к интернет-банкингу, получать ключи и пароли. И если для платежа через ИБ необходимо иметь компьютер, подключенный к сети, то здесь требуется только сотовый телефон. Взнос, сделанный через почту, может «припоздниться» и привести к просрочке. А тут – положили необходимую сумму на мобильный и совершили платеж в режиме реального времени.
Однако сотовая связь также далеко не идеальна. Sms-сообщение вполне может не дойти до адресата. «При этом как-то доказать, что платеж действительно совершен, вы вряд ли сможете: sms до банка не дошла и точка», – полагает депутат Госдумы Павел Медведев. Непонятно, кто будет нести ответственность в случае таких непредвиденных ситуаций – банк, клиент или сотовый оператор, рассуждают участники рынка. «Законодательно этот вопрос не урегулирован», – говорит Владимир Гамза. Неясно и то, как будет осуществляться надзор за операциями по оплате потребкредитов с помощью sms, добавляет Павел Медведев. «Эти проблемы действительно существуют, но мы надеемся, что в итоге все вопросы будут разрешены», – говорит Павел Сорокин. При этом, уверяет собеседник «Ф.», некоторые банки уже заинтересовались новым сервисом. «Мы предложили сотрудничество Кредит Европа банку, Мастербанку, Банку24.ру и Хоум кредит энд Финанс банку. В дальнейшем услугой смогут воспользоваться все крупные розничные игроки, которым необходимо разгружать отделения», – говорит Павел Сорокин.
Журнал «Финанс.» №39 (225) 15 октября — 21 октября 2007 — Банки
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.