Утюгом по рассрочке

Схема выглядит так. Злоумышленник выбирает из базы данных жертву и звонит ей по телефону. Представляется сотрудником одной из компаний по сбору долгов (коллекторского агентства), которые в последнее время все активнее сотрудничают с банками. Мошенники настойчиво требуют немедленного погашения задолженности. Как правило, желают получить наличные. Должники подвергаются жесткому психологическому воздействию, в ход идут угрозы.

В «Ф.» обратилась Наталья Бодрова, которая столкнулась с подобными лжеколлекторами. В 2004 году они с сыном Александром взяли в магазине сети «Мир» два кредита на покупку бытовой техники, воспользовавшись услугами Альфа-банка. Сумма каждого займа составила 23 тыс. рублей. Александр через некоторое время потерял работу и не смог вносить ежемесячные платежи. Но, как рассказала Наталья, она написала заявление в банк, согласно которому взяла ответственность по возврату задолженности сына на себя. То есть Наталье пришлось погашать сразу две ссуды, с чем, по ее словам, она успешно справилась, выплатив Альфа-банку с учетом процентов около 60 тыс. рублей.

Через некоторое время Александр сам отправился в банк — удостовериться, что он чист перед кредитной организацией. «Дело в том, что мы с матерью не живем вместе. Поэтому погашали задолженность в разных отделениях Альфа-банка. Она — на улице 1905 года, а я в Сокольниках», — пояснил Александр. В банке ему подтвердили: задолженность погашена.

Но история, как оказалось, на этом не закончилась. Недавно мужу Натальи позвонил некий Владимир Андреевич, представившийся «сотрудником коллекторского агентства при Альфа-банке», и объявил: «Ваш сын — мошенник. Он должен банку 120 тыс. рублей. Мы подаем в суд». Как такое могло произойти? Владимир Андреевич в ответ на все объяснения отца злополучного заемщика заявил: «Хотели выйти сухими из воды? Не получится! Готовьте наличность. Вы сами во всем виноваты. И в любом случае с рук вам это не сойдет». Позвонивший, не стесняясь в выражениях, угрожал, что «дело так не оставит». Муж Натальи — пожилой человек — получил нервный срыв, да и она была сильно напугана.

Запутанная история. Что делать в подобной ситуации? «Прежде всего обратиться к первоисточнику в лице кредитной организации», — говорит старший вице-президент Ассоциации региональных банков России Ольга Масленникова. «Ф.» сообщил о случившемся в Альфа-банк. Там провели расследование. Выяснилось, что человек, назвавшийся Владимиром Андреевичем, — лицо подставное. «Он не значится ни среди сотрудников службы безопасности банка, ни среди работников коллекторского агентства, — заявил «Ф.» сотрудник банка, пожелавший остаться неизвестным. — Действовали явно мошенники. Финансовая неграмотность населения и брешь в законодательстве совсем развязали им руки. Тот факт, что базы данных должников сегодня спокойно продаются, например, на Горбушке, уже говорит о многом. Бандиты без проблем покупают базы и начинают их отрабатывать. Ни перед чем не останавливаются. Звонят, представляются коллекторами, запугивают заемщиков, вымогают деньги».

Руководитель пресс-службы Альфа-банка Дмитрий Скибицкий через некоторое время высказал иную версию: «Женщина, обратившаяся к вам, не представила ни одного документа в подтверждение своих слов. Я в течение недели пытался выйти с ней на контакт, чтобы получить хоть какие-то документы и провести расследование данного случая. Но она отказывается с кем-либо встречаться и передавать копии документов, более того, даже отказывается дать телефон того человека, который якобы ей звонил от имени Альфа-банка. Таким образом, вся описанная ситуация на сегодняшний день является непроверенным фактом».

«Ф.» обратился за разъяснениями к Наталье Бодровой: почему она избегает сотрудников Альфа-банка? В ответ она заявила, что не слишком довольна манерой ведения телефонных переговоров, к тому же у нее скопилось множество неотложных дел.

Кредитный беспредел. В августе текущего года через рассылку по электронной почте стали поступать предложения приобрести базу данных частных лиц, которые брали кредит на покупку товаров в торговых точках. Записи о 720 тыс. заемщиков продавались за 90 тыс. рублей. В утечке теоретически подозревать можно всех: банки, торговые точки, бюро кредитных историй, коллекторские агентства. Правоохранительные органы обещали взять ситуацию под контроль. Но на вопрос, какова ситуация на сегодня, «Ф.» удалось получить лишь краткий ответ: «Работа ведется».

Вместе с тем на рынке уже появились и другие похожие базы. Так, компания World Debt Corporation недавно выпустила базу данных «Долги и должники». Дистрибутив, загружаемый из интернета, содержит реестр физических и юридических лиц России и зарубежья, имеющих непогашенную задолженность, информацию о заемщиках (вплоть до ИНН), описание долга, сведения о кредиторе. При абонентском обслуживании предоставляется ежемесячное обновление. Оплата — $350 в месяц. Виль Панков, занимающийся наполнением базы данных, дал «Ф.» телефонный номер человека, с которым можно связаться по вопросу приобретения программы. Собеседник даже не поинтересовался, из какой организации его побеспокоили.

Сегодня также можно приобрести базу неблагонадежных заемщиков за 2002-2003 годы банка «Первое ОВК» (в 2005 году бизнес банков, входящих в группу ОВК, был переведен в Росбанк). Сотрудникам «Ф.» такой «продукт» встретился в одном из ларьков, торгующих дисками недалеко от Митинского радиорынка. Стоимость — 900 рублей. На диске содержится информация примерно о 3 тыс. неблагонадежных клиентов ОВК. Указаны заемщики, получившие кредиты в течение 2002-2003 годов, номера их домашних или мобильных телефонов, а в ряде случаев — паспортные данные и адреса. Рядом с каждым именем значатся причина и дата занесения в «черный список». Выборочный обзвон граждан из списка показал, что они действительно брали кредиты в этом банке в указанные сроки. В Росбанке комментировать ситуацию отказались, заметив, что «необходимо сначала проанализировать базу и установить подлинность данных». В то же время источник в кредитной организации на условиях анонимности пояснил «Ф.», что во время слияния бизнесов ОВК и Росбанка не все сотрудники были довольны процессом интеграции и «утечка информации могла послужить своеобразной местью».

Между тем продавцы в Митино уверяют, что скоро на рынок поступит более полная и свежая база под названием «Антикредит», где будет содержаться около 3 млн записей.

Не повод для паники. «Информацию о том, что подобные базы «гуляют», я получаю регулярно, равно как и сведения об участившихся случаях телефонного мошенничества, — заявил «Ф.» председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. Заместитель гендиректора коллекторского агентства «Акцепт» Марк Корчагин также считает, что сегодня впору говорить о появлении на рынке потребкредитов нового класса мошенников: «Недобросовестные граждане звонят заемщикам, представляясь коллекторами».

Президент компании «Русбизнесактив» Сергей Рахманин в описанной выше истории обращает внимание на обстоятельство, которое сразу должно насторожить: пресловутый Владимир Андреевич требовал немедленно оплатить долг наличными. «Деньги никогда не передаются на руки коллекторам. Они перечисляются на счет кредитной организации. Это отличительная особенность работы профессиональных сборщиков долгов», — говорит Сергей Рахманин. По его словам, любые предложения оплатить наличными — явный признак деятельности мошенников. В этом случае нужно обращаться в милицию, договариваться с лжеколлекторами о встрече и задерживать преступников.

Журнал «Финанс.» № 38 (175) 2-8 октября 2006 — Банки
Марина Груздева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.