Гонка за капиталом

Жатва активов. До конца марта сразу две компании пищевой отрасли – холдинг “Лебедянский” и компания “Хлеб Алтая” проведут первичное размещение своих акций на российском фондовом рынке. Стремление привлечь дополнительные капиталы объясняется планами по расширению рынков сбыта и конкуренцией за производственные активы. Так, за последние три года цена на элеваторы и зерноперерабатывающие мощности, по данным ИК “Финам”, выросла в 10 раз, объем сделок по ним в прошлом году составил $170 млн. “Хлебу Алтая” средства необходимы для реализации амбициозных планов руководства. А грядущее IPO “Лебедянского” связано с диверсификацией производства. В этом году предприятие рассчитывает начать добывать минеральную воду из скважины, расположенной на территории “Лебедянского” в Липецкой области. Только на покупку производственной линии завод затратил около 3 млн евро. По данным экспертов, холдинг также нацелился на приобретение молочных комбинатов в различных регионах России.

На основном своем поприще – рынке соков – компания в последнее время демонстрирует уверенный рост. Если в 2002 году доля “Лебедянского” составляла около 14%, то сейчас она выросла до 27%. Консолидированная выручка компании по МСФО за 2003 год увеличилась по сравнению с 2002-м на 56% и составила $272,63 млн. За девять месяцев 2004 года выручка холдинга возросла на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.

“В условиях концентрации производственных мощностей в пищевой отрасли наиболее эффективный путь развития компаний – консолидация активов, создание групп предприятий, которым для расширения и развития понадобятся значительные финансовые ресурсы, – говорит менеджер проектов инвестиционно-банковского департамента ИК “Финам” Алла Одинцова. – Учитывая рост сектора и наметившиеся в нем тенденции, можно прогнозировать в будущем выход ведущих производителей пищевой отрасли на открытый фондовый рынок и использование ими механизма первичного публичного размещения акций как наиболее эффективного способа привлечения капитала”.

Риск размывания. При оценке инвестиционной привлекательности “Лебедянского” аналитики так или иначе сравнивают этот холдинг с его конкурентом на рынке соков “Вимм-Билль-Данном” (ВБД). В глаза сразу бросается тот факт, что при разнице объемов продаж этих компаний их капитализация находится примерно на одном уровне. Выручка ВБД в 2004 году ожидается на уровне $1,1 млрд, а у “Лебедянского” – $375 млн, в то же время показатели капитализации составляют соответственно $715 млн (на 10 марта) и $707-780 млн (исходя из заявленного ценового коридора $34,78-38,46 за акцию “Лебедянского”). Такой эффект достигается из-за значительной разницы в рентабельности этих компаний. Ожидаемая прибыль прошлого года ВБД – $22-23 млн, а “Лебедянский” в свою очередь планирует похвастаться цифрой $50 млн.

Курс акций “Лебедянского” после размещения будет зависеть от того, сохранит ли холдинг столь благополучные показатели. “Возможности поддержания высокой рентабельности смутные, поскольку “Лебедянский” собирается заниматься водяным и молочным бизнесом, а это подразумевает дополнительные траты не только в капитальные инвестиции, но и в продвижение новых продуктов на рынке, – говорит аналитик ИГ “Атон” Алексей Языков. – Пять лет назад большой нужды в рекламе не было. Конкуренция была в зачаточном состоянии. Сейчас же рынком соков в России интересуются транснациональные компании Coca-Cola и PepsiCo, чьи рекламные бюджеты значительно превосходят возможности российских производителей”.

Еще один риск уменьшения рентабельности при расширении предприятия состоит в том, что приобретаемые активы зачастую имеют низкий уровень прибыли, который размывает благополучные показатели предприятия.

Здоровый скепсис. IPO “Хлеб Алтая” вызывает у экспертов сомнения относительно дальнейшей ликвидности бумаг этого эмитента. Слишком мала планируемая доля акций в свободном обращении – 10%, а сумма, которую они составляют, не превышает $10 млн, что, по оценкам специалистов, недостаточно для формирования ликвидного рынка. Также сомнения вызывают амбициозные планы компании. Руководство “Хлеба Алтая” заявляет о желании увеличить свою долю рынка муки с 2,5 до 10% в 2010 году. Добиться такого результата можно, только методично приобретая мукомольные активы. Однако не стоит забывать, что на рынке вместе с этой небольшой компанией работают игроки, превышающие по финансовым возможностям “Хлеб Алтая” в несколько раз. Они также будут выступать конкурентами в борьбе за наиболее интересные активы отрасли.

Полный вперед. Несмотря на риски, которым подвергаются компании, сам факт IPO предприятий пищевой отрасли оценивается экспертами весьма положительно. “Публичное размещение акций протестирует рынок и при благоприятных результатах может дать сигнал к аналогичным действиям со стороны остальных игроков”, – считает аналитик ИК “Проспект” Наталья Одинцова.

В пищевом секторе еще как минимум 10 компаний заявляли о своих планах выйти на открытое размещение в ближайшие два-три года. Мартовские IPO создадут прецедент для компаний и позволят им учесть как положительный, так и отрицательный опыт.

Журнал «Финанс.» №10 (100) 14-20 марта 2005 – Финансовые рынки
Денис Масленников

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.