Ответы экономики с Анной Ким. 29 октября – 04 ноября 2007

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ РАБОТАЕТ ИЗ РУК ВОН ПЛОХО. НО ОДНИМ ЛИШЬ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ЭТОГО НЕ ИСПРАВИТЬ

Конечно, полное экономическое равенство регио­нов в такой стране, как Россия, в принципе невозможно. Но когда в богатых субъектах федерации денежные доходы в расчете на душу населения в 5–6 раз выше, чем в бедных, а разрыв по показателю душевого ВВП – более чем 30-кратный, ситуацию никак нельзя считать нормальной. До сих пор инструмент выравнивания был, по сути, один. Сверхдоходы богатых регионов изымаются у них в федеральный бюджет в виде НДПИ, НДС и части налога на прибыль, затем некая доля этих денег перенаправляется нуждающимся субъектам федерации в виде межбюджетных трансфертов. Это немалые деньги: в федеральном бюджете 2007 года – 1,8 трлн рублей при общих расходах 5,5 трлн рублей. Но за последние годы финансовое положение многих регионов заметно упрочилось, и им получать подпитку из центра не так интересно, как оставлять больше налогов в своем распоряжении. Похоже, что их голоса услышали в федеральном центре. В изложении замглавы регионального развития Камиля Исхакова «осевая задача» министерства звучит следующим образом. «Если в регионах лучше работают, то должны и лучше жить. А сейчас те, кто хорошо работают, больше платят налогов. При этом ничего не могут регулировать, и никакого интереса в итоге нет. Этот интерес снизу должен появиться».

В принципе, идея вполне здравая, если учесть два ключевых момента. Первый: надо правильно определить, кто хорошо работает. Вот, к примеру, мэр Москвы Юрий Лужков. Вверенный ему регион опережает большинство российских провинций по всем экономическим параметрам: ВВП, доходы населения, объем и динамика инвестиций. В то же время дополнительные бюджетные преференции столице выглядели бы, мягко говоря, странно.

Второй момент: финансовая поддержка «передовиков» не должна происходить за счет окончательных похорон экономики в депрессивных регио­нах. Кстати, на их счет в правительстве уже появились кое-какие мысли. На прошлой неделе Минфин обнародовал проект постановления о нормативах расходов на региональные органы госвласти. Ограничения предполагается вводить в тех субъектах федерации, у которых доля трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трех последних лет превышала 20% собственных доходов.

Откровенно говоря, есть большие сомнения в том, что это сработает. За плохой финансовый менеджмент региона отвечать должно его высшее руководство. А урезанные административные расходы, скорее всего, ударят по низовому слою бюро­кратического аппарата в регионах. Лично мне не совсем понятно, что мешает мотивировать руководителей депрессивных территорий более прямолинейно. Многие из них остаются в своих креслах, несмотря на долгие годы бездарного правления. В России более 140 млн человек живет, неужели найти несколько десятков грамотных и чест­ных – неразрешимая проблема?

ДА

КИФ показывает, что с промышленностью все в порядке

НЕТ

Оборот итальянской мафии приближается к 100 млрд евро

Журнал «Финанс.» №41 (227) 29 октября – 04 ноября 2007 – Капитал

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.