Если бы английская королева решила посетить Санкт-Петербург, то, согласно британским традициям, попасть в него она могла бы исключительно на яхте, ведь город граничит с морем. На такой трактовке строгого королевского этикета по крайней мере настаивает Владимир Логинов, президент Санкт-Петербургского парусного союза, знакомый с целым рядом венценосных особ. Участники и гости регаты «Банковский кубок» золоченых корон не носят, зато хорошо известны в деловых и политических кругах. Им доступны любые развлечения, у них нет ограничений в выборе места и способа отдыха, и все же что-то заставляет их искать сильных ощущений, натягивать паруса и ловить попутный ветер. «Парусный спорт — это стресс, но стресс позитивный, — говорит журналу «Финанс.» Александр Котенков. — Это отдушина, позволяющая уйти от негативных эмоций, которые я сполна получаю в Государственной думе».
Впрочем, не все готовы ринуться в полные опасностей волны. Большая часть спонсоров поддерживает мероприятие «из любви к искусству», воспринимая яхтинг как хороший повод, чтобы собраться в неформальной обстановке и выпить по рюмке кофе в элитной компании. Выставлять собственные лодки многие банки пока не решаются: вопросы имиджа оттесняют на второе место спортивные страсти. Если яхта, идущая в море под флагом банка, придет к финишу последней, это вряд ли добавит престижа серьезной организации, зато до глубины души обрадует конкурентов.
Парусный спорт недаром называют королевским: он объединяет титулованных особ по всему миру. В свое время чемпионом Олимпийских игр по парусному спорту стал нынешний король, тогда еще принц Греции Константин; принц Филипп получил серебряную олимпийскую медаль, а его отец, король Испании Хуан Карлос, и вовсе проводит под парусами до девяти месяцев в году. Российская элита начинает постепенно понимать, что поддержка такого зрелищного вида спорта с богатой историей, с глубокими (в том числе и российскими) традициями и титулованными представителями — хороший пиар для хорошей компании.
Яхтинг — развлечение не из дешевых. Средней руки судно, на котором не стыдно будет выйти в море и достойно сражаться с многочисленными конкурентами в течение пяти лет, стоит около $35 тыс. Впрочем, все зависит от «начинки» корабля: одни только современные приборы навигации обойдутся примерно в $800. А еще нужно сшить парус, который, как коллекционное платье, — изделие сугубо индивидуальное и заказывается у эксклюзивного «портного»! Транспортировка лодки из Москвы в Петербург — это еще $1500. Плюс — оплата стоянки, которая яхтсмену-одиночке тоже обойдется в кругленькую сумму.
…Петербургский туман наконец-то рассеялся, и судейская шхуна, пришвартованная у причала Центрального петербургского яхтклуба, двинулась по направлению к Финскому заливу. Там по водной глади уже кружили 50 яхт — больших и крошечных, похожих на белоснежных чаек или напоминающих разноцветных колибри. По команде «предварительный старт» они курсировали между отметинами двух флагов, стараясь выбрать наиболее выгодную позицию.
Старт яхт — захватывающее зрелище, которое напоминает взлет птичьей стаи. Они галдят, и вырываются вперед, и боятся столкнуться, и сталкиваются… Яхту «Скиф» класса «Четвертьтонник», на которой плывет Александр Котенков, случайно цепляет за борт один из конкурентов. Крики, и эмоции, и отталкивание изо всех сил, и стремление удержать с трудом завоеванное преимущество. От него зависит слишком многое: порывы ветра для всех одинаковы и дальше набрать скорость довольно сложно. Вот почему наиболее опытные яхтсмены стараются как можно ближе подобраться к линии старта. Но преждевременный выход за воображаемую линию флажков карается сурово: в случае фальстарта — штрафной «круг почета» и для прочих участников гонки ты уже не соперник.
Небольшой «Четвертьтонник» салатового цвета под названием «Сенатор» идет уверенно. Лодка Михаила Сенаторова, заместителя председателя ЦБ РФ, и его брата Василия, президента группы компаний «Дубль В», построена недавно, но уже успела выиграть первенство Москвы. «Гонки — мероприятие многодневное, и справиться с лодкой одному человеку физически невозможно. Кто-то стоит на руле, а трое, как матросы, управляют парусами, — преподает азы яхтенного мастерства Михаил Сенаторов. — Все члены экипажа в любой момент способны заменить друг друга».
Третья регата «Банковского кубка» отличается от двух предыдущих тем, что ее трасса проходит в водах Финского залива и районе форта «Обручев». Морские акватории коварны и непредсказуемы: порой хлесткий ветер рвет паруса и ломает мачты, а в другой раз полный штиль превращает динамичную гонку в соревнование водоплавающих черепах. Так случилось и вечером 13 июля во время заплыва от маяка «Толбухин» до форта «Обручев». 108 морских миль экипажи преодолевали свыше 30 часов, треть этого времени скучая при полном безветрии. Гонку, запланированную на 15 июля, пришлось отменить, зато заключительный день соревнований был наполнен напряженной борьбой. Один из заплывов в своем классе выиграла яхта братьев Сенаторовых, а итоговая раскладка выглядит так: в первой и второй зачетных группах лидировали команды Станислава Вихорева и Григория Сулоева, в третьей (основной) — Василий Алексеев на яхте «Квартет». В категории «Микро» победил Андрей Пронин на «Принципе», а в классе «Звездный» лидером оказался Виктор Соловьев на «RUS 8054». Александр Котенков занял в своем классе третье место, с чем журнал «Финанс.» его и поздравляет.
Есть ли сходство между вашей основной деятельностью и парусным спортом?
Михаил СЕНАТОРОВ, заместитель председателя Центробанка России:
— Как в парусном спорте, так и в банковской деятельности очень важна правильная тактика. Нельзя опрометчиво нестись вперед. Это не стометровая дистанция, а очень длительное соревнование. В парусном спорте помимо погодных условий большую роль играет умение просчитывать все тактические варианты. Нужно уметь видеть, как лавируют твои конкуренты и в какой момент их можно обогнать. Я сам занимаюсь яхтингом и уже 30 лет являюсь мастером спорта. Парусные гонки — это очень красивое действо, которое собирает вокруг себя много известных людей. «Банковский кубок» — хорошая площадка для того, чтобы банкиры могли пообщаться между собой на фоне волн, мачт и парусов.
Александр КОТЕНКОВ, представитель президента в Государственной думе РФ:
— Для меня — есть. Если Горький говорил, что всем хорошим в себе он обязан книгам, то я могу точно и уверенно сказать, что всем хорошим во мне я обязан парусному спорту. Утверждать, что я занимаюсь парусным спортом, было бы неверно: я им живу с 12 лет. Именно благодаря яхтингу я и стал таким, каким я стал. В парусном спорте не знаю ни наркоманов, ни грабителей, ни убийц: они не приживаются в этой среде. Яхтинг — это закалка характера, проверка на прочность. Романтизма здесь — хоть отбавляй. А политик без романтики, на мой взгляд, опасен для народа. Он не способен воспарить над буквой закона, над инструкцией. Он может быть хорошим чиновником, но не политиком.
Гарегин ТОСУНЯН, президент Ассоциации российских банков:
— Есть. Здесь очень прозрачная, наглядная, всем, с одной стороны, доступная, а с другой — очень непростая форма конкуренции. Это трудоемкая деятельность. То же самое можно сказать и о настоящем банковском бизнесе. Сходство еще и в том, что на «Банковском кубке» никто не тонет: ни среди участников, ни среди банков. Яхтингом увлекаются мои коллеги и мои друзья, с которыми я неоднократно бывал на гонках в Ладоге, где еще с советских времен разыгрывался кубок России по парусному спорту. Это очень красивый спорт, который обладает особым шармом.
Татьяна ПАРАМОНОВА, заместитель председателя Центробанка России:
— И банковская деятельность, и парусный спорт связаны с большой долей риска. В этом и сходство.
Надежда САВИНСКАЯ, начальник ГУ ЦБ по Санкт-Петербургу:
— Общего много. Работа руководителя банка во многом сродни работе человека, управляющего яхтой. Так же, как непостоянна вода, непостоянен и бизнес, в котором работают банки.
Хилмар ЛОРЕНЦ, генеральный директор компании Hewlett-Packard по странам СНГ:
— Концентрированность. Потому что условия меняются, и нужно всегда уметь выбрать правильный курс. Почему мы решили поддерживать именно парусный спорт? Во-первых, потому, что он исторически хорошо развивался в России, а во-вторых, если ты серьезно занимаешься бизнесом, то ты должен уметь и хорошо отдыхать. Это вещи глубоко взаимосвязанные.
Владимир ЛОГИНОВ, президент Санкт-Петербургского парусного союза:
— Многие сильные мира сего занимаются именно парусным спортом. И политические вопросы с ними решать намного легче именно на яхте. Говорят, что политика — грязное дело. Но люди, которые при этом увлекаются парусным спортом, глубоко порядочны. Они честны и открыты, они никогда не будут опускаться до интриг. Чистота и открытость отношений — это необходимое условие существования на яхте. Здесь каждый отвечает не только за себя, но и за всех остальных, и делать в море без помощи и взаимовыручки просто нечего. Парусный спорт — это борьба с природой, со стихией и самим собой. И качества, приобретенные в море, очень помогают в жизни, в том числе и в политической.
Журнал «Финанс.» № 19 (21-27 июль 2003) — Личное
Юлия Гордиенко, Леонид Дубейковский (фото)
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.