«Как видно на примере кредитного портфеля нашего банка, средняя сумма займов, выдаваемых на автомобили, постоянно снижается. То есть увеличивается количество небольших по размеру ссуд. Это говорит о том, что автокредитование становится все более доступным населению. Займы на покупку машин берут не только представители так называемого среднего класса, но и частные лица с более скромными доходами. Если года два назад банки еще с опаской относились к кредитованию частных лиц, присматривались к этому высокозатратному бизнесу, то сегодня очевидно: розница — это одно из самых перспективных и прибыльных направлений. Тем более если речь идет о низкорискованных автоссудах, при которых машина оформляется в залог. Займы на авто сегодня активно выдаются не только в Москве и Петербурге, но и во многих регионах.
Одна из наиболее ярких тенденций на рынке автокредитования — увеличение максимального срока, на который можно взять ссуду. Совместно со своими партнерами-автосалонами некоторые финансовые институты уже предоставляют займы до семи лет. Поскольку основной упор здесь делается на снижение размера ежемесячного платежа, многие частные лица, которые раньше и не мечтали о новом автомобиле, теперь могут приобрести его без особого ущерба для семейного бюджета. А те потребители, которые собирались купить в кредит машину эконом-класса, могут позволить себе выбрать более комфортабельную и престижную модель.
В последнее время довольно активно развивается рынок кредитования на покупку подержанных авто. Наш банк, к примеру, с начала текущего года делает акцент на развитие этого направления. Причем речь идет не только о машинах, продаваемых официальными дилерами, но и о покупаемых с рук, поскольку именно такие сделки пользуются самой большой популярностью. Однако это рискованный продукт как для кредитной организации, так и для самого клиента: подержанная машина, приобретаемая у неофициального дилера или частного лица, — это кот в мешке. Чтобы обезопасить себя и своего заемщика, некоторые банки заключают соглашение с фирмами, проверяющими «чистоту» автомобиля (не числится ли он в угоне), а также его техническое состояние.
Что касается ставок по автоссудам, то они уже достигли своего минимума — не думаю, что ближайшие год-два произойдет дальнейшее снижение. Конкурентная борьба между финансовыми институтами будет происходить в плоскости технологий, снижения издержек. Соответственно процедуры предоставления кредитов упростятся, сократится перечень документов, требуемый банками для рассмотрения заявки, решение о выдаче ссуды будет приниматься более оперативно.
Получить автокредит было бы еще проще, если бы не было такого большого количества мошенников. Банки зачастую перестраховываются и отказывают в займе добросовестным частным лицам. Изменить ситуацию поможет развитие системы бюро кредитных историй (БКИ). Многие из них уже официально зарегистрированы ФСФР и начали свою работу по сбору информации о плохих и хороших заемщиках. Чем быстрее БКИ окрепнут, сформируют базы данных, тем лучше для потребителей: обладая хорошей кредитной историей, клиент сможет легко получить ссуду, причем под более низкий процент».
Журнал «Финанс.» № 12 (149) 27 марта — 2 апреля 2006 — Автофинансы
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.