На стыке трех ветров

Барабаны надрываются, звук пульсирует в постоянно меняющемся ритме. Музыкантами из Японии правит Ясуказу Сато (Яс-Каз), то ускоряя, то замедляя пробирающую до нутра дробь. И только чернокожие ударники, словно часовые, стоящие по бокам сцены, выходят из повиновения, отбивая собственные ритмические узоры. Невольно начинаешь покачиваться в такт, чувствуя себя завороженным, и одновременно испытываешь легкую панику: кажется, что уже ничего не будет, кроме этого стука. Но все погружается во мрак, из которого медленно выплывает белесая фигура.

Она проходит по темноте. Лица пока не видно, но в редких потоках света вырисовывается каждый мускул. Человек начинает раскачиваться в такт барабанам. Его руки словно сделаны из гибкого пластика — кажется, что они не принадлежат ему, а подчиняются лишь ритмичным и резким звукам ударных. Его словно носит из стороны в сторону, словно подкидывает, переворачивает. Ты спрашиваешь себя, что это может быть, и вдруг понимаешь, что это похоже на сухой лист, гонимый ветром…

Компания Теро Сааринена, наверное, самая известная финская театральная труппа, ставящая современный танец. Впрочем, начинал Сааринен как танцовщик вполне классический. Родившийся в 1964 году, в 20 лет он уже танцевал на сцене Национального балета Финляндии, который во многом основывался на традициях русского классического балета. Талантливый танцовщик быстро обратил на себя внимание и вскоре исполнял ведущие сольные партии. Так продолжалось вплоть до 1992 года, когда Сааринен понял, что классический балет перестал удовлетворять его творческим запросам. Новое время требовало новых форм, и изъясняться архаичным хореографическим языком он больше не хотел. Он покидает Национальный балет, чтобы заняться современной западноевропейской хореографией, а потом и вовсе уезжает в Японию, где в 1992-1993 годах изучает традиционный японский танец и танец бато.

Влияние японцев заметно в творчестве Сааринена, в 1996 году уже создающего собственную группу — Toothpick Company (Компания «Зубочистка»), которая в 2001 году переименовывается в Компанию Теро Сааринена. Японская эстетика проявляется прежде всего в стремлении к минимализму, к лаконичности, к тонкой прописанности образов.

…Постепенно на сцену выходят все шестеро танцовщиков. Они образуют пары, трио, квартеты; они листья и перья, подхватываемые, швыряемые, ломаемые холодными воздушными потоками. Порой забываешь, что танцоры привязаны к плоскости: начинает казаться, что они свободно парят в пространстве, не связанные законами земного тяготения. Это танец необычайно эмоциональный и напряженный, он полон недосказанностей и намеков. Он буквально пропитан чувственностью: партнер резко отталкивает партнершу, притягивает ее к себе, она, как змея, выскальзывает из его объятий, но через секунду он снова властвует и снова приказывает. Это борьба, это соперничество, извечное притяжение полюсов.

Кажется, что Сааринен уничтожает границы между людьми. Движения одного перетекают в движения другого, пластика доведена до совершенства, и порой кажется, что артисты танцуют каждой клеточкой своего тела. Они извиваются, изгибаются, вскакивают на спину ветра, исполняют какой-то мистический обряд.

Это и впрямь напоминает шаманство. Танцор чертит на полу магический круг и оказывается внутри этого круга — один против всех остальных. Они надвигаются на него стеной — словно белая неумолимая стая, взбунтовавшаяся против своего вожака. Он отступает и отступает, а потом вдруг начинает орудовать гибкими прутьями, взрывая, взрезая, вспарывая застоявшийся воздух. Это тоже один из ликов ветра — резкого, и острого, и бьющего прямо в лицо.

В своем балете Сааринен смешивает сразу три воздушных потока. Северный — хореографическую труппу из Финляндии, южный — чернокожих сенегальских ударников и восточный — вкрадчивые медитативные звуки в исполнении японских музыкантов, в музыку которых вплетается и вибрирующее соло саксофона, и стон зависшей на одной ноте электрогитары. Творчество Сааринена — сочетание современного танца, линий классического балета и японского буто, из которых он и выводит свой собственный уникальный стиль. Впрочем, 39-летний Теро выступает не только в качестве хореографа, но и как танцор: спектакли для него ставят такие звезды современной хореографии, как Каролин Карлсон, Йорма Утинен и Мюррей Льюис.

Kaze Теро Сааринена — спектакль удивительный. Он кажется проникновением в самую душу ветра. Словно ураганная воронка, он затягивает в себя зрителя, не давая ему опомниться и пошевелиться. Словно морской бриз, он обдает его волной чего-то нового, свежего и безусловно талантливого.

Журнал «Финанс.» № 14 (02-08 июня 2003) — Личное
Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.