Новый президент Франции завоевал немало голосов благодаря своей экономической программе. Избиратели оценили его жесткий подход к решению одной из самых серьезных и застарелых проблем – безработице. Ее уровень в стране близок к 9%, это один из самых высоких показателей в еврозоне. Занятость – ахиллесова пята экономики не только Франции, но и Германии, а также многих других стран Старого Света. Пытаясь защитить работающих от увольнения, а безработных от бедности, там явно переусердствовали. «В странах Европы крайне жесткое законодательство, – отмечает директор Института управления социальными процессами Татьяна Четвернина. – Существует масса препятствий для сокращения работников».
Благие намерения. Во Франции компания не может выставить сотрудника за дверь без серьезной причины. Причем ухудшение ее финансового положения в качестве довода не принимается. Если за кандидата «на вылет» заступаются профсоюзы, которые во Франции исключительно сильны, то работодателю бывает дешевле уступить. А если дело все-таки дошло до увольнения, он обязан на прощание выплатить работнику полугодовую заработную плату и положенные отпускные, а также социальный взнос за этот срок. От этой повинности работодателя не освободят, даже если уволенный сразу найдет другую работу.
Строгие ограничения, придуманные для того, чтобы защитить права работающих, на практике оборачиваются против них. Работодатель десять раз подумает, прежде чем пополнить штат. Николя Саркози обещает покончить с создавшейся ситуацией: в его планах на ближайшее будущее – вступить в переговоры с профсоюзами и договориться об облегчении процедуры увольнения. Еще один возможный шаг – увеличить продолжительность рабочей недели, которая сейчас составляет только 35 часов. Сторонники этого нововведения считают, что оно пойдет на пользу не только работодателям, но наемным работникам: ведь они смогут больше зарабатывать. Сейчас компании неохотно дают людям такую возможность, поскольку сверхурочные часы обходятся дороже.
Содержание огромной армии безработных ложится тяжким бременем на бюджет. Однако в ходе предвыборных баталий новый президент Франции даже словом не упомянул казалось бы очевидный выход – снизить пособия по безработице. Не удивительно, ведь он лишился бы солидной части электората, которой есть что терять. Во Франции лишившиеся работы в течение 30 месяцев получают 79% заработка в качестве страхового пособия.
Зато Николя Саркози выступает за более жесткие критерии для назначения выплат. «Правила предоставления пособий по безработице в европейских странах не в пример мягче, чем в Великобритании и США, – говорит Татьяна Четвернина. – Соответственно Европу отличает широкий охват занятого населения системой страхования от потери работы: от 60 до 80%». При этом щедрые пособия – скорее правило, чем исключение: в Германии – 72%, в Португалии – 81%, в Бельгии – 82%. Продолжительность выплат варьируется от 1 до 5 лет. В Бельгии они вообще бессрочны, так что можно с пособия сразу уходить на пенсию.
Без труда. Не удивительно, что такая система регулирования не стимулирует бизнес создавать рабочие места, а наемных работников – быть эффективными и мобильными. Например, в Италии и Германии примерно половина людей, оказавшихся без работы, не находит новую в течение 12 месяцев после увольнения. В то время как в США доля таковых не достигает и 13%. В Германии средний рост уровня занятости за период с 1994 по 2004 год был нулевым. В прошлом году средний по странам еврозоны уровень безработицы составил 7,4%, в то время как в США – лишь 4,6%.
Интересно, что в странах Северной Европы государство очень лояльно к рабочей силе, а таких проблем с занятостью, как во Франции, нет. В Дании безработица в прошлом году была на уровне менее 4%, в Швеции – 7%. Эта экономическая загадка до сих пор не разгадана до конца. Одно из возможных объяснений – экстремально жесткая политика по отношению к работодателям. Но в этих странах диалог между наемными работниками и бизнесом идет на национальном уровне. Поэтому профсоюзу приходится учитывать макроэкономические последствия своих требований: перегнув палку, получишь безработицу или инфляцию.
Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер считает, что различия в уровне безработицы определяются емкостью рынка труда (в США она очень большая), мобильностью рабочей силы (здесь и Америка, и скандинавские страны впереди по сравнению с Францией и Германией), а также ее стоимостью. Во Франции и Германии сильно завышен «социальный пакет», предоставляемый государством или работодателями. Это ограничивает рост производства и занятости.
Закон джунглей. Англосаксонские страны (США, Великобритания, Канада) придерживаются прямо противоположной модели: в жесткие условия поставлен не бизнес, а рабочая сила. Работодатель имеет право сбросить балласт без лишних церемоний и издержек. Зато в этих странах динамичный рынок труда с высокими темпами создания и ликвидации рабочих мест, развитая профессиональная и территориальная мобильность населения и высокий уровень средней заработной платы. «С о дной стороны, работодатель наряду с работниками обязан делать страховые отчисления. С другой – он приобретает относительную свободу в увольнении сотрудников», – отмечает Татьяна Четвернина.
Во всех трех странах безработному приходится выполнять очень жесткие правила, чтобы сохранить пособие. Например, в США он должен отчитываться о поисках работы дважды в неделю, а в некоторых штатах даже чаще. В Великобритании безработному необходимо оформлять документы на продление пособия раз в две недели. В то время как в Германии, например, вообще нет регулярных отчетов перед службой занятости. Кроме того, в англосаксонских странах период выплаты страховых пособий предельно короткий: в США и Великобритании полгода, а в Канаде 9 месяцев. По всем этим причинам уровень охвата безработных системой страховых пособий относительно низкий – от 25 до 40%. Причем претендуют на эти выплаты в основном люди с низкой зарплатой, поскольку высокооплачиваемые сами добровольно страхуются от риска потерять работу. Размер пособия также не позволяет наслаждаться жизнью. В США оно составляет 56% от предыдущего заработка, в Великобритании – 50%, а в Новой Зеландии – вообще 23%.
Николя Саркози придется собрать в кулак всю политическую волю, чтобы приблизить политику на рынке труда к англосаксонской модели. И готовиться к новым уличным беспорядкам.
В РОССИИ: Проблемы как бы нет
Политика в сфере безработицы в России не похожа ни на американскую, ни на европейскую.
Потому что она отсутствует как таковая. Уволить в России можно без проблем и лишних сложностей. По закону безработные вправе рассчитывать на достаточно длительные выплаты пособия – до трех лет. В первые три месяца уволенным полагается 75% от их среднемесячного заработка, в последующие четыре месяца – 60% и в дальнейшем – 45%. Эти проценты выглядели бы очень щедро, если бы абсолютный размер пособия не ограничивался смешной верхней планкой – 2880 рублей. Через год безработному положен уже минимум – 720 рублей, умноженные на районный коэффициент.
На Западе средства на выплату пособий идут из страхового фонда, куда делают отчисления сами работающие либо работодатели (или и те и другие). В течение некоторого срока гражданин получает из фонда значительную долю своего заработка. Если же он сидит без работы достаточно долго, его переводят на систему социальной помощи, которая по размерам гораздо скромнее. В России же страховая и социальная система помощи вообще не разделены. Работодатель отчисляет 4% от фонда заработной платы ежемесячно в Фонд социального страхования. А из него деньги распределяются между такими разными категориями, как безработные, инвалиды, беженцы и беременные женщины. «На данный момент страховой системы выплаты пособий по безработице нет только у России и некоторых стран СНГ», – отмечает Татьяна Четвернина.
До 2000 года такая система существовала. Работодатель платил за сотрудника определенный процент в фонд занятости. Оттуда деньги шли на выплату пособий и программы на рынке труда. В 2002 году ради сокращения налогов и стимулирования бизнеса правительство фонд упразднило, а безработных перевело в ведение социальной системы помощи. «Все бремя расходов, связанных с их содержанием, легло на федеральный бюджет, чего нет ни в одной развитой стране», – говорит Татьяна Четвернина. Как считает директор Института управления социальными процессами, именно в этом заключаются причины как низкого охвата пособиями по безработице, так и негласного существования многочисленных чиновничьих препон для получения помощи от государства. Например, отмечает эксперт, типичным административным рычагом стало ограничение числа регистрации и приема людей в течение одного дня.
Журнал «Финанс.» №18 (204) 14-20 мая 2007 — Мировые финансы
Олеся Курлеева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.